ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тасуева М.А. 1
1ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Гуманитарный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент все чаще стали использоваться компьютерные технологии в образовательном процессе. В зависимости от применяемых программ и возраста ребенка компьютер может выступать в качестве соперника по игре, быть экзаменатором, репетитором, рассказчиком. Существует множество компьютерных средств, которые направлены на развитие разных психических функций детей, таких как слуховое и зрительное восприятие, словесно-логическое мышление, память, внимание и др.

В процессе учебной деятельности если использовать на занятиях различные развивающие компьютерные программы, мультимедийные презентации, то эффективность этих занятий значительно увеличивается. Иногда довольно сложно бывает объяснить детям с нарушением слуховой функции те или иные понятия, явления, а с помощью мультимедийных возможностей компьютера это становится значительно проще. Помимо этого, современные компьютерные технологии позволяют легко варьировать громкость, в частности конкретные частоты аудиоматериалов, которые используются для тренировок развития речевых навыков и остаточного слуха.

Важное место в деятельности педагога, которое обращено к слабослышащим и глухим детям занимают видеоматериалы. Они нужны для работы с учебным материалом, связанных с изучением разных явлений и процессов, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей. Важную функцию обучения выполняют компьютерные конструкторы и модели, компьютерный лабораторный практикум.

Значительное внимание отводится формированию художественных способностей учеников. Основные навыки работы с мышкой дети получают на уроках информатики в графическом редакторе Paint, на кружках по информатике, где закрепляют полученные навыки по обработке фотографий и изображений в программе Adobe Photoshop.

Без новых компьютерных технологий, как показывает практика, уже невозможно себе представить ничего.

Применение на занятиях ИКТ помогает учащимся:

  • овладевать практическими способами работы с информацией;

  • ориентироваться в непрерывных потоках информации из окружающего мира;

  • развивать умения, которые позволяют обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

  • активизирует познавательную активность учащихся;

  • усиливает положительную мотивацию.

Мышление ребенка с нарушением слуха развивается значительно медленнее, чем у детей в норме, однако чаще всего интеллект остается сохранным в любом возрасте. А это означает, что потенциал глухого ребенка такой же, что и у слышащего сверстника. Он реализуется в специально организованном образовательном процессе, нацеленном не только на овладение навыками, умениями и знаниями, не только на формирование речи и слуха, но и на развитие всех познавательных функций в целом.

При обучении глухих и слабослышащих детей важно учитывать, что при аномалии слуха нарушается не только речь, но и вся познавательная деятельность обучающихся. Важно учитывать, что речь глухими детьми воспринимается с большим трудом, следовательно, все связанные с ней абстрактные понятия также нарушаются. Кроме этого, такие дети при восприятии нового материала, если сталкиваются, с какими-либо трудностями в усвоении сразу же становятся, пассивными и теряют интерес к занятиям.

Однако, к тем учебным предметам, в которых задействованы современные технологии, дети относятся с большим интересом и позитивом. А это в свою очередь способствует достижению результатов и повышению мотивации, которые важны как для педагога, так и для ребенка.

Применение новых нестандартных приемов закрепления и объяснения материала помогает развивать как непроизвольное, так и произвольное внимание детей. В данном случае используются разные каналы восприятия, позволяя при этом заложить информацию не только в фактах, но и в памяти в виде ассоциаций, особенно слабослышащих и глухих детей. Подача информации в форме мультимедийной презентации значительно сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Помимо этого, у детей с нарушением слуховой функции один и тот же программный материал многократно повторяется, из года в год углубляется и расширяется, и здесь важную роль играет разнообразная форма подачи материала.

Литература

  1. Бондаренко Е.А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для директора и учителя. / Под. ред. А.А. Журина. – М.: «ЮНВЕС»: 2014.

  2. Ганичева Е.М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий // Е.М. Ганичева. – М.: 2015.

  3. Демкин В.П., Тубалова И.В., Можаева Г.В. Особенности использования новых информационных технологий для обучения детей-инвалидов по слуху [Электронный ресурс]: http://window.edu.ru

Просмотров работы: 235