X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

РОЛЬ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Тасуева М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Основной целью подготовки педагогических кадров, согласно концепции модернизации российского образования, является становление квалифицированного работника соответствующего профиля и уровня, ответственного, компетентного, конкурентоспособного на рынке труда ориентированного в смежных областях деятельности и свободно владеющего своей профессией, владеющего современными информационными и педагогическими технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, профессиональной и социальной мобильности.

Переход к информационному обществу влечет за собой развитие информационной культуры всех членов общества. Педагогические исследования Л.А. Басурматовой, М.А. Викулиной, Е.Ю. Кулик, Л.Н. Бахтияровой, Г.А. Кручининой, Л.А. Шевцовой, С.Н. Майоровой, С.М. Марковой и др. показывают, что формирование информационной культуры учащихся является заботой педагогов всех предметных областей.

Под информационной культурой нами понимается степень удовлетворенности людей в информационном общении, достигнутый уровень организации информационных процессов, уровень эффективности хранения, сбора, создания, передачи, переработки, использования и представления информации, которая обеспечивает целостное видение мира, а также предвидение последствий принимаемых решений.

В связи с изменением образования в Российской Федерации увеличивается роль информации как важного ресурса, возрастает значимость подготовки педагогов в области продуктивного использования средств информационно-коммуникативных технологий и информатики.

Использование ИКТ является одним из основных направлений информатизации образования.

Современному педагогу необходимо обладать базовыми качествами, которые нужны для решения образовательных задач, благодаря помощи средств информационно-коммуникативных средств общего назначения. Педагог должен осваивать специальные ресурсы и технологии, т.е. обладать предметно-ориентированной ИКТ-компетентностью, которые разработаны в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета и уметь внедрять их в образовательную деятельность.

Внедрение информационных технологий в деятельность преподавателей является в наше время неизбежным фактором. Профессионализм педагога – это синтез компетенций, которые включают в себя психолого-педагогическую, предметно-методическую и ИКТ составляющие. В научной литературе много работ посвящено уточнению понятий «компетентность» и «компетенция».

«ИКТ-компетентность педагога» рассматривается, «как его способность и готовность самостоятельно использовать в педагогической деятельности современные информационно-коммуникативные технологии для решения целого ряда образовательных задач и предполагать пути повышения квалификации в этой сфере».

Обладая ИКТ - компетентностью, педагог не только обязан стремиться использовать информационные технологии в своей работе, но и конструировать и моделировать информационно-образовательную деятельность.

«Компетенция» - это включение совокупности взаимосвязанных качеств личности (навыки, умения, знания, способы деятельности), которые задаются по отношению к определенному кругу процессов и предметов и необходимых для продуктивной качественной деятельности по отношению к ним.

«Компетентность» - это обладание, владение человеком соответствующей компетенцией, которая включает его лично отношение к ней предмету деятельности.

«Компетентностный подход» - это подход, который акцентирует внимание на результате образования, где в качестве результата выступает не сумма полученной информации, а способность человека действовать в разных проблемных ситуациях.

Формирование базовой ИКТ-компетентности требует:

  • наличие представлений о дидактических возможностях информационно-коммуникативных технологиях и функционировании персонального компьютера;

  • умение пользоваться методическими основами подготовки дидактических и наглядных материалов с помощью Microsoft Office;

  • использование цифровых образовательных ресурсов и Интернета в процессе педагогической деятельности;

  • создание положительной мотивации при использовании информационных технологий.

В связи с новым положением об аттестации, если педагог не владеет персональным компьютером, то его нельзя аттестовать на первую или высшую категорию.

Ему рекомендуется для повышения своего уровня ИКТ-компетенции:

  • принимать участие в различных семинарах по применению ИКТ в учебной практике;

  • участвовать в онлайн форумах, профессиональных конкурсах и педсоветах;

  • обеспечивать использование ресурсов Интернета и коллекции цифровых образовательных ресурсов;

  • в ходе подготовки к занятиям использовать различные спектры инструментов и цифровых технологий: программ подготовки презентаций, программ обработки изображений, текстовых редакторов, табличных процессоров и т.д.;

  • разрабатывать и апробировать собственные проекты по использованию современных информационных технологий;

  • формировать банк учебных заданий, которые будут выполняться с активным использованием ИКТ.

Благодаря использованию новых информационно-коммуникативных технологий существенно облегчается деятельность педагога, например:

  • вести различную документацию (отчеты, конспекты занятий, планирование и т.д.);

  • с помощью компьютера можно готовить разнообразные дидактические материалы;

  • для педагога открывается возможность использовать интерактивные доски, мультимедиа проекторы, электронные журналы и др.;

  • учитель может сам создавать контролирующие программы или разрабатывать тесты для оценки знаний учащихся;

  • также используя Интернет перед педагогом открываются широкие возможности:

  • конференции;

  • дистанционное обучение;

  • дистанционные олимпиады;

  • онлайн тестирования;

  • поиск разнообразной информации;

  • виртуальные экскурсии.

Компьютер – это всего лишь инструмент, и его использование не должно заменять педагога или учебник, а наоборот, способствовать достижению поставленных задач и целей на занятии, т.е. коренным образом менять сам характер педагогической деятельности. Следовательно, главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше его показать».

Освоение знаний, которые связаны с большим объемом информации , путем активного диалога с компьютером более интересно и эффективно для ученика, чем заучивание скучных страниц учебника. Благодаря обучающим программам ребенок может имитировать реальные процессы, а значит – не только видеть следствия и причины, но и понимать их смысл. Компьютерные технологии позволяют устранить одну из важнейших причин негативного отношения к учебе – неуспех, который обусловлен непониманием самой сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Литература

  1. Бондаренко Е.А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для директора и учителя. / Под. ред. А.А. Журина. – М.: «ЮНВЕС»: 2014.

  2. Ганичева Е.М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий // Е.М. Ганичева. – М.: 2015.