РЕАЛИЗАЦИЯ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕАЛИЗАЦИЯ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Тасуева М.А. 1
1ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Гуманитарный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из главных задач, которая стоит перед педагогами в начальной школе – это углубление знаний об окружающем мире, расширение кругозора, развитие речи детей, активизация умственной деятельности.

Стремительное развитие и внедрение новых информационно-коммуникативных технологий в нашей стране оставили отпечаток на развитие современного ребенка. Теперь в традиционную схему «педагог – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в сознание школы – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование компьютерных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов воспитания и обучения в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными информационными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы педагога в начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Применение информационно-коммуникативных технологий на разных занятиях в начальной школе позволяет формировать умение обучающихся ориентироваться в потоках разнообразной информации; развивать умения, которые позволят обмениваться информацией благодаря современным технических средствам; овладевать практическими способами работы с информацией.

Компьютерные технологии, применяемые на занятиях позволяют сделать их более мобильными, продуманными, интересными. Можно использовать практически любой материал, не нужно готовить к занятию массу различных энциклопедий, аудио-сопровождение, репродукции, т.к. все это уже готово и имеется на маленькой флэшке или компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны для начальной школы. Ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения. Но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в образовании.

Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного педагога, в том числе, педагога в начальных классах.

Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, педагог должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:

  • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);

  • проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для педагога являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Поэтому необходимо заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к учебнику. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий педагог, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке.

Применяя ИКТ на своих уроках, необходимо учитывать следующие факторы:

  • Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).

  • Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.

  • Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т.п.

  • Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.

Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача педагога сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке.

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.

2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.

3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для слабого учащегося, и для мотивированного ученика. Предполагается, что наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся. Слабые учащиеся, работая с программой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от учебного труда.

Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу. Качество обучения – это то, для чего необходимо работать.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.

Литература

  1. Ильина Т.С. Возможности использования современных информационных технологий для организации педагогического взаимодействия // Современное образование: традиции и инновации. 2016. №3. С. 130-135.

  2. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст // под ред. А.Г. Московкиной, Е.М. Мастюковой. – М.: Классикс Стиль, 2010. – 320 с.

  3. Швейковская Г.Д. Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушением слуха / Г.Д. Швейковская // Молодой ученый. – 2015. - №16. – С. 436-44.

Просмотров работы: 280