X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
Пантелеева Е.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В современном обществе одними из наиболее важных мер социальной защиты лиц, имеющих ограниченные физические возможности, становятся разнообразные активные формы реабилитации и адаптации. Безусловно, особое место принадлежит физической реабилитации, социальной адаптации различными средствами физкультуры, как наиболее эффективным мерам включения людей с ограниченными возможностями в большую полноценную жизнь.

Как мне представляется, перед российским государством, всем нашим обществом на современном этапе его развития обнажилась проблема реабилитации и адаптации инвалидов. Крайне необходимо создание условий для полноценной жизни лиц, имеющих физические недостатки.

Социальная поддержка людей-инвалидов связана с условиями, которые необходимо обеспечить лицам с ограниченными возможностями для того, чтобы инвалиды могли активно участвовать в жизни общества на равных с другими его представителями. Прежде всего нужно организовать доступность для инвалидов всех сфер деятельности, что априори предполагает формирование эффективного рынка услуг. Естественно, все это теснейшим образом связано и с признанием за лицами с ограниченными возможностями равных социальных прав, т.е. в первую очередь права на участие в общественной жизни, в различных ее сферах.

Следует отметить, что государство стремится обеспечить лицам с ограничениями в физическом развитии возможность достигнуть равного с другими представителями российского общества уровня жизни. В современном мире не подвергается сомнению тот факт, что инвалиды - полноценные члены общества. Социальные, этические нормы и принципы порицают изоляцию лиц с ограниченными возможностями, осуждают игнорирование проблем таких людей.

Адаптивная физическая культура выступает в качестве одного из важнейших факторов, необходимых для социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями [см.: Евсеев, 2009]. В современных исследованиях отмечается следующее: «Физическое воспитание детей имеющих функциональные изменения здоровья, имеет свою специфику, которая обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями» [Олейникова, Демьянова, 2015]. Привлечение людей, имеющих ограничения в физическом развитии, к занятиям физкультурой способствует восстановлению у них потерянного контакта с обществом, окружающим миром. Следует подчеркнуть, что использование разнообразных средств физической культуры - это не только эффективный, но и очень часто единственно возможный путь социальной адаптации, физической реабилитации инвалидов, людей с ограниченными физическими возможностями.

Как отмечается в современной научной литературе, «набор физических упражнений должен быть сугубо индивидуальным для каждого человека в зависимости от его пола, возраста, профессии, семейного положения, режима работы, типа конституции» [Чигрин, Демьянова]. Есть некоторые общие подходы, которые необходимо учитывать в этом вопросе [Вайнер, 2001, с. 85]. Однако нужно сказать, что работа на занятиях физической культурой в группах, которые формируются из лиц с ограничениями в развитии, является работой повышенной сложности, требует еще большего внимания к индивидуальным особенностям развития каждого инвалида.

Необходимо не только задумываться и рассуждать о терапевтическом значении физкультуры в жизни инвалидов, хотя мы и не пытаемся оспорить тот факт, что оздоровительная физкультура, пожалуй, наиболее оптимальная форма лечебных упражнений, способная быть применимой как сопутствующее средство наряду с главным средством, т.е. с обычными методами и приемами физической реабилитации. Безусловно, оздоровительная физкультура имеет колоссальное значение в плане восстановления сил лица с ограниченными возможностями, способствует развитию у инвалидов выносливости, скорости, лучшей координации действий.

Не менее, если не более важным является психологическое значение физической культуры. Человек с ограниченными физическими возможностями склонен оценивать каждое занятие в спортивном зале, бассейне или на стадионе и как победу, и как упорную борьбу, которую он ведет, дабы восстановить силы. Однако для инвалида физическая культура должна и может явиться источником огромной радости от преодоления своих недостатков в физическом развитии, прекрасным поводом забыть о них.

И педагог, работающий с группами, сформированными из лиц с ограничениями в физическом развитии, должен быть не только тренером, думающим о спортивных нормативах и медицинских показателях. Преподаватель, проводящий занятия с инвалидами, обязан помнить о том, что психологическое значение оздоровительной физкультуры - это фактически ее социальное значение. Каждое занятие с инвалидами необходимо рассматривать через призму социальной реабилитации. Оздоровительная физкультура является мощнейшим средством социальной интеграции лиц с ограниченными физическими возможностями в социум. Занятия физической культурой способны дать мощнейший импульс человеку, помочь ему почувствовать себя равноправным членом общества наряду с другими его представителями, ощутить полноту жизни, установить тесный контакт с окружающими.

Социальная активность и профессиональная деятельность людей, имеющих отклонения в физическом развитии, в большой мере определяются тем, каковы функциональные возможности и физическое состояние человеческого организма. Комплекс мероприятий, связанных с физической реабилитацией инвалидов, имеют огромное значение и для самого человека, имеющего недостатки в физическом развитии, и для всего социума, поскольку эффективная оздоровительная физкультура напрямую связана с уменьшением заболеваний, повышением работоспособности, усилением активности личности, чувствующей себя полноценным членом общества, что не может не отразиться положительно в учебной и профессиональной деятельности.

Литература:

1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учеб. для вузов. 2001. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.

2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи / Евсеев С.П. // Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.

3. Олейникова И.В., Демьянова Л.М. Особенности организации занятий по физической культуре с детьми специальной медицинской группы// Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4//URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13923

4. Чигрин Е.А., Демьянова Л.М. Место физической культуры в поддержании и укреплении здоровья взрослых// http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/12667/Chigrin_Stat%27ya_4.doc.pdf?sequence=1