X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ДУХОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Слива Е.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Согласно Концепции национальной безопасности, военная безопасность конкретизируется потенциалом защиты и реализации национальных интересов. В документе указывается, что «стратегические цели совершенствования национальной обороны … обеспечиваются путем развития и совершенствования финансовых, материальных и иных ресурсов» [1]. Национальная безопасность требует создания приемлемых условий для жизни и развития общества, обеспечения его социально-экономической и военно-политической стабильности, создание надежной защиты от внешних и внутренних угроз. Среди угроз национальной безопасности ученые, специалисты в области государственного управления и бизнеса выделяют качественное ухудшение и количественное уменьшение человеческого потенциала.

Качество человеческого потенциала современного общества детерминируется степенью развития его инновационной, научно-технической, трудовой, физической, нравственной составляющих, уровнем согласованности взаимодействия и теснотой их взаимосвязи. Человеческий потенциал российской армии находится в прямой зависимости от возможностей и способностей на высоком уровне выполнять профессиональные функции в процессе несения воинской службы, а также осуществлять инновационную, научно-техническую, военно-управленческую деятельность.

Исследуя человеческий потенциал, И.В. Соболева характеризует его как накопленный населением страны запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетенции населения, уровень его гражданской активности, творческой и предпринимательской деятельности, реализуемый в различных сферах общественной жизни [2].

Т.Н. Заславская под понятием «человеческий потенциал» понимает возможность и готовность его носителей к активному саморазвитию, самосохранению, разумному и своевременному ответу на возможные вызовы и угрозы внешней среды, а также к успешной конкуренции с другими общностями [3].

По мнению А.Б. Докторовича, человеческий капитал содержит, прежде всего, теоретические и универсальные профессиональные знания и сведения, плюс профессиональную культуру и институциональные сведения [4]. Г. Беккер человеческий капитал рассматривал как способность знаний и навыков, воплощенных в человеке, приносить доход [5]. Г. Беккер утверждал, что человеческий потенциал содержит в себе помимо природных способностей и качеств еще и навыки, приобретенные в течение жизни.

Человеческий потенциал формируется благодаря вложению средств в образование, фундаментальную и прикладную науку, культуру и искусство, а также в здоровье населения и в повышение качества его жизни. Для качественной и количественной оценки человеческого потенциала принято учитывать показатели численности населения и его гендерного состава; продолжительности и качества жизни населения; возрастной структуры населения; уровня образования, науки и инновационной активности; уровня занятости, безработицы и общее состояние трудовых ресурсов; динамики реальной заработной платы; объемов медицинского обслуживания; предпринимательской и социальной активности населения.

Характеризуя текущее количественное состояние человеческого потенциала России, стоит отметить, что за период 2010-2016 гг. рост общей численности населения составил 0,6%. На протяжении 2011-2016 гг. произошло увеличение численности населения моложе трудоспособного возраста на 4,3%, старше трудоспособного возраста на 4,4%. В то время как численность трудоспособной части населения сократилась на 1,1% [6]. Учитывая, что молодые люди обладают большим потенциалом, процесс старения населения отрицательно сказался на аккумулированном объеме человеческого потенциала.

Человеческий потенциал находится в прямой зависимости от объемов инвестиций в человеческий капитал. Среди различных видов инвестиций в человеческий капитал наиболее значимыми для повышения его уровня и качества считаются вложения в образование. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования и высшего профессионального образования имеет отрицательную динамику. Отмечается незначительное увеличение численности студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования.

Существенное значение для оценки состояния человеческого потенциала имеет состояние здравоохранения страны. За период 2012-2016 гг. произошло уменьшение численности занятых в здравоохранении работников. При этом расходы консолидированного бюджета на здравоохранение возросли на 350,2 млрд. руб., возросло количество больничных организаций и спортивных сооружений [6].

Для анализа уровня человеческого потенциала российского общества, целесообразно сравнить уровень экономической активности и безработицы населения. При общем сокращении численности экономически активного населения России происходит уменьшение численности безработных.

Таким образом, на развитие человеческого потенциала российского общества позитивно воздействуют такие факторы как: рост общей численности населения, увеличение продолжительности жизни, усиление образовательной активности населения, повышение уровня занятости. Факторами, сдерживающими развитие человеческого потенциала, являются: нестабильность, вызванная финансово-экономическим кризисом, ограничение доступности социальных благ.

Успешное решение боевых задач требует постоянного увеличения человеческого потенциала российской армии, связано с формированием и укреплением духовных возможностей российских офицеров. Конкретной формой реализации подобного процесса является сохранение традиций воинской этики. Воинская этика воспитывает в военнослужащих гуманизм – русский солдат исторически нес освобождение, свободу и независимость народам. М.И. Кутузов призывал: «Не последуем примеру врагов наших, в буйстве и ненависти уничтожающих солдата. Будем великодушны. Справедливость и кротость покажут, что не порабощения их суетной славы мы желаем, но ищем освободить от бедствия и угнетений даже самые те народы, которые вооружились против России»[7].

Воинская честь и достоинство составляет основу нравственности, опирается на военно-патриотические традиции российского народа. К их числу в Вооруженных Силах России относят беспредельная преданность Отечеству; непререкаемый авторитет военной Присяги и е исполнения; стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения и др.

К числу духовных исторических традиций Российских армии и флота следует отнести активное участие армии, русского воинства в культурном развитии страны, умножении духовного наследия поколений; традицию гуманизма, бескорыстия, стремление прийти на помощь нуждающимся как внутри страны, так и за ее пределами; активное участие армии в свершениях своего народа; традиции военных парадов, производство салютов в честь победителей и ряд других.

В современных условиях рост духовных возможностей военнослужащих обеспечивается такими духовно-нравственными ценностями как гражданственность; приоритет общественно-государственных интересов над личными; патриотизм, преданность своему Отечеству; преемственность, сохранение и развитие лучших традиций ВС РФ; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность и ответственность.

К основным боевым традициям российских вооруженных сил, расширяющих потенциал и возможности российской армии можно отнести: мужество и массовый героизм; верность воинской присяге, Боевому Знамени; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; забота о сохранении жизни подчиненных бою; гуманное отношение к поверженному противнику, местному населению, пленным.

Таким образом, духовное развитие российских военнослужащих вносит вклад в увеличение человеческого потенциала вооруженных сил и российского общества в целом, в укрепление национальной безопасности. В современных условиях особую актуальность приобретает такая форма духовности, как сохранение воинских традиций.

Список литературы

1. Концепция национальной безопасности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/1.html (Дата обращения: 19.12.2017)

2. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: механизмы воспроизводства и вызовы для России // Вестник Института экономики РАН. - 2009. - №1. С. 1-7.

3. Заславская Т.Н. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественная наука и современность. - 2005. - №3. - С. 4-10.

4. Докторович А.Б. Социально ориентированное развитие общества: теории и методы системного исследования. М., МИКАР, 2003. – 408 с.

5. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // TESIS, 1993. Т.1. – 348 с.

6. Россия в цифрах. 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения 19.12.2017).

7. О долге и чести в российской армии: собрание материалов, документов и статей /Под ред. Н. Лобова. М., Воениздат, 1990. – 368 с.