Актуальность в том, что система спортивной подготовки и занятия по оздоровительной физической культуры – категории, которые требуют постоянного развития
Цель работы
Определить стандартные принципы, научно обоснованные методики спортивной подготовки и занятий оздоровительной физической культуры
Основная часть:
Оздоровительная физическая культура выполняет следующие функции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования стабильного здоровья:
1. Образовательная функция – использование оздоровительной физической культуры в системе образования с целью развития жизненно-важных двигательных умений и навыков, приобретение знаний в области теории и методики физической культуры, необходимых для ведения здорового образа жизни.
2. Оздоровительная функция – использование средств оздоровительной физической культуры в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и т. п.
3. Воспитательная функция – формирование качеств личности и черт характера, позволяющих сформировать оптимальный психологический климат в обществе, коллективе, семье, а также формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
4. Рекреативная функция – использование средств оздоровительной физической культуры в обеспечении полноценного отдыха, восстановления физических и психических сил с учетом характера и специфики производственного утомления.
1. Гимнастические, систематизация которых рассматривают исходя из четырех признаков:
- активности выполнения;
- характера упражнений (подготовительные, корригирующие, на равновесие, координацию, дыхательные и др.);
- использования предметов и снарядов.
2. Спортивно-прикладные циклические (ходьба, бросание и ловля мячей, плавание, гребля, катание на лыжах).
3. Игровые – игры малоподвижные, подвижные, спортивные, городки, настольный теннис, бадминтон, волейбол, элементы баскетбола.
4. Трудовые – работа на воздухе.
Естественные факторы природы:
- облучение солнцем (выполнение упражнений и с целью закаливания);
- воздух, воздушные ванны;
- вода – обтирания, обливания, купания.
Спортивная подготовка
Спортивная подготовка - многофакторный процесс, охватывающий тренировку спортсмена, подготовку к соревнованиям и участием в них, организацию тренировочного процесса и соревнований и использование внетренировочных и внесоревновательных факторов в подготовке спортсмена.
Спортивная подготовка и внетренировочные и внесоревновательные факторы полностью входят в подготовку спортсмена. Система соревнований частично выходит за рамки спортивной подготовки, так как подготовительную функцию выполняют только такие виды соревнований как контрольные, подготовительные, отборочные, подводящие соревнования, к главным соревнованиям (самым ответственным в данном соревновательном периоде) ведется специальная подготовка, и они как - бы выходят за рамки спортивной подготовки.
Внетренировочные и внесоревновательные факторы - это организация подготовки спортсмена, ее материально-технические обеспечение, медико-биологическое обеспечение и другие дополнительные факторы.
Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает производное понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших данных в передовой спортивной подготовке.
Методы спортивной тренировки. Методы применяемые в спортивной тренировке можно разделить на три группы:
1. Направленные на овладение знаниями.
2. Направленные на овладение двигательными умениями и навыками.
3. Направленные преимущественно на развитие двигательных способностей.
Данные группы включают следующие методы
Первая группа:
• Методы устной передачи и усвоения информации в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.
• Методы передачи и усвоения печатной информации включают методы работы с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными пособиями.
• Методы обеспечения наглядности: методы непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся); методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.); методы направленного прочувствования двигательного действия; методы срочной информации.
Вторая группа:
• метод расчлененного упражнения;
• метод целостного упражнения.
Третья группа:
• Равномерный метод
• Переменный метод
• Повторный метод
• Интервальный метод
• Круговой метод
• Игровой метод
• Соревновательный метод
Список литературы:
http://mylektsii.ru/13-25424.html
http://nashaucheba.ru/v30144
http://opace.ru/a/bazovye_funktsionalnye_ponyatiya_sportivnaya_podgotovka_i_sportivnaya_trenirovka