X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ФОРМИРОВАНИЕ МАССОВОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР
Постнова К.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


На всех этапах развития жилищного строительства в СССР большое внимание уделялось проблемам индустриализации и типизации массового жилищного строительства, что и определяло его огромные масштабы и темпы. Советский Союз являлся родоначальником индустриальных методов жилищного строительства и его наиболее высокой формы полносборного крупнопанельного домостроения.

Архитектор А.К. Буров ищет принципиально новые методы сборного домостроения и создает разнообразные и интересные архитектурные решения серий жилых домов из крупных блоков. Индустриальные методы возведения зданий поста­вили новую задачу, связанную с облегчением сборных элементов. Сложные социаль­ные, экономические и технические проблемы строительства этого времени не могли быть решены без использования достижений современной науки и техники. По проектам А.К. Бурова выстроены серийные и индивидуальные жилые дома, им предложена технология индустриального возведения жилых зданий и изготовления сборных элементов, создан новый вид конструкционного материала. В теоретических работах А. К. Бурова рассматриваются вопросы сущности и специфики ар­хитектуры, проблемы стиля, взаимосвязи техники и искусства, вопросы масштаба и образа, материала и формы, традиций и новаторства, гармонии и единства архитек­туры. Проекты и постройки А. К. Бурова этих лет можно отнести к лучшим образцам советской архитектуры.

Одной из наиболее важных осуществленных работ А.К. Бурова в новом для него направлении явился жилой дом на ул. Горького, 25. Проект этого дома предусматривал последовательное возведение его в две очереди. В 1936 г. была осуществлена первая очередь строительства жилого дома для сотрудников Наркомлеса, в 1948 г. – вторая. В целом жилой дом был решен в виде П-образного здания, которое состоит из двух самостоятельных частей. Благодаря введению вставки между старой и новой частями и усложнению ритма здания получилась живая и интересная композиция. Трехъярусная аркада вставки, членения которой придают зданию крупный градостроительный масштаб, характер архитектурных деталей, богатая орнаментальная пластика пилястр и архивольтов арок делают вставку основным композиционным акцентом здания и улицы. Планировка квартир, хорошие пропорции комнат, устройство в каждой квартире балконов на южном фасаде, выходящем во внутренний двор, делали дом удобным и современным. В 1937 г. за жилой дом на ул. Горь­кого, как один из лучших домов Москвы, А. К. Буров был удостоен премии Моссовета. Этот жилой дом до сих пор служит примером тонкого понимания принципов классического архитектурного наследия и творческой переработки их в современной архитектуре. (Рис.1, а, б). [1]

 

а)

б)

 

 

Рис. 1. Жилой дом Наркомлеса на ул. Горького в Москве. 1935г., арх. А.К.Буров:

а- Общий вид; б- план типового этажа I и II очереди строительства

 

 

в)

 

Одним из первых среди советских архитекторов А.К. Буров начинает работать в области сборного домостроения.

Роль эстетики в индустриальном домостроении, художественный облик зданий из сборных элементов, методы монтажа, новая технология изготовления крупноразмерных сборных элементов — весь комплекс этих архитектурных, конструктивных, технологических вопросов был поставлен и принципиально по-новому решен в трех последовательно совершенствовавшихся сериях крупноблочных жилых домов, построенных им в Москве. В результате постройки этих зданий были освоены технология про­изводства и монтаж зданий из крупноразмерных элементов, создана оригинальная тектоническая система разрезки стены на блоки. [1]

Первая серия типовых пятисекционных шестиэтажных жилых домов со стенами из крупных элементов — блоков строится в 1939 г. на Велозаводской и Валовой улицах, на Большой Полянке, д. 4 (рис.2, а), Бережковской набережной. При строительстве этих зданий осваивалась прежде всего техно­логия возведения стен зданий из крупных блоков, специфика решения стыков элементов, технология изготовления самих элементов. При этом были найдены удачные приемы планировки как здания, так и квартир. [2]

Вторая серия крупноблочных жилых домов из офактуренных блоков строится в 1940 г. на Большой Полянке, 3 (рис.2, б). В этом новом проекте авторы поставили своей задачей дать такое решение фасада дома, чтобы конструктивные швы блоков были скрыты. На поверхность блоков были нанесены искусственные швы и рисунок, которые создавали впечатление рельефного «бриллиантового руста» сравнительно малых размеров по отношению к конструктивным размерам самого блока. Фактура мелких камней выполнялась при формовке в три цвета, сочетание которых дало иллюзию рельефности. В результате Дом второй серии на Полянке до сих пор — один из удачных в довоенной архитектуре, показывающий творческий метод А. К. Бурова в освоении и переработке принципов классики как вечно нового явления. [1]

Третью серию - шестиэтажный дом коридорного типа на Ленинград­ском проспекте, 27 в 1941г.А.К. Буров решает принципиально новым способом, начи­ная от планировки квартир до разрезки стен и технологии изготовления блоков. Предполагалось осуществить широкий эксперимент по созда­нию нового типа городского жилого дома, возведенного индустриаль­ными методами, экономичного и комфортабельного, с квартирами мини­мальных площадей, с магазинами и общественным обслуживанием жиль­цов. Наиболее значительные результаты были достигнуты в архитектурно-конструктивном решении этого сборного крупноблочного здания. Дом имеет ясную тектоническую структуру с двухрядной разрезкой крупных блоков. Крупноразмерные сборные элементы стены органично входят в композицию здания. Здесь уже нет «изображения» каменной кладки, вертикальные и горизонтальные блоки оправданы архитектурным обли­ком здания. Система двухрядной разрезки блоков впервые была применена в этом здании и впоследствии введена в строительные нормы, действующие до настоя­щего времени. Эта система позволила резко сократить количество типов сборных элементов, что упростило технологию производства и монтаж здания. Вместе с тем это позволило создать выразительную пластику наружных стен за счет рельефов на самих блоках и применения декора­тивных решеток, закрывающих хозяйственные лоджии кухонь и не уча­ствующих в конструктивной работе сооружения. Дом на Ленинградском проспекте до на­стоящего времени является ярким примером здания, построенного инду­стриальными методами. А.К. Буров сделал «каркас», в максимально возможной степени зрительно облегчил всю структуру до­ма. Кроме вертикальных столбов, чередуясь с ними, идут вертикальные орнаментальные решетки. Они стали главной отличительной чертой все­го проекта. Это в превосходной степени решило поставленную архитектором перед собой творческую проблему. Он сохранил всю конструк­тивную логику и создал новый образ жилого дома. Ясное тектоническое решение, выразительный художественный образ жилого дома позволяют считать это здание одним из лучших примеров жилых домов современного строительства (рис. 2, в). [1]

а)

 

 

б)

в)

 

 

а)

 

Рис.2: а- Крупноблочный дом на Б. Полянке, 4 в Москве, 1939 г., арх. А.К.Буров;

б- крупноблочный дом на Б. Полянке, 3 в Москве. 1940 г., арх. А.К.Буров;

в- крупноблочный дом на Ленинград­ском проспекте, 27, 1941 г., арх. А.К.Буров

Важнейшим вкладом А. К. Бурова в решение актуальной задачи — инду­стриализации массового жилищного строительства — явилось строитель­ство трех серий сборных домов из крупных блоков. Постройкой дома на Ленинградском проспекте А. К. Буров убедительно доказал свои теоретиче­ские положения о возможности гармоничной связи техники и искусства.

В своих теоретических работах, относящихся к этому периоду, А. К. Буров во многом предугадал направление развития советской архитектуры, по­лучившее подтверждение в последующие годы.

Список литературы:

  1. Об архитектуре. А.К. Буров 1960 г.;

  2. https://wiki2.org/ru.