Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Марьина А.Д., Мавричева Н.Н., Савина Н.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


При создании образа детского учреждения значительную роль играют детали, средства декоративно-прикладного искусства, цвет. Даже на основе одной типовой схемы могут быть созданы различные варианты, благодаря своеобразному решению входов, навесов, солнцезащитных устройств.Большое значение при решении архитектуры детских учреждений имеют озеленение, благоустройство и малые архитектурные формы (навесы, игровые павильоны, плескательные бассейны и т. д.), способствующие созданию необходимого художественного образа [2].

Из объемно-планировочного решения, как следствие, вытекает собственно архитектура здания, его образ. Пример слияния двух факторов – ландшафта и здания детского сада видим в г.Стокгольме, Швеция («солнечный» детский сад) (рис.1). Здание детского сада органично и плавно включается в окружающее пространство. Окна расположены, на первый взгляд, хаотично, по всему периметру стен, но сделано это было сознательно, чтобы дети разного роста имели возможность посмотреть в окно на детскую площадку, на зеленый холм на горизонте.

Рис.1. ДДУ,Швеция,г.Стокгольм

Источник: http://www.novate.ru/blogs/221210/16338

Проектируя подвижный детский сад в г. Оденсе (Дания) профессионалы из бюро С.Ф.Моллер (C.F.Møller) позаботились именно о детях. Здание двухуровневое, со множеством игровых ниш. Детский садик сможет принять 88 детей.Здание устанавливает новый стандарт, не только экологически устойчивый (при строительстве использовались экологичные материалы и энергосберегающие технологии), но и педагогический, когда архитектура становится частью процесса. Помимо множества площадок, которые предполагают самые разнообразные варианты использования, есть и функциональные зоны – театр, ателье, комнаты для развития моторики, кухни для педагогов [1].

В маленьком городе на севере Италии появился очень веселый детский сад. Разноцветные фасады — работа мастера стрит-арт Okuda San Miguel. Разноцветные лица появились на фасадах итальянского детского сада. Некоторые рисунки имеют смысловое отношение к окружающему пространству, другие нет. Для одних рисунков деталями стали части сооружения. Например, окна стали глазами. «Летающие клетки», «Лев Венеции», «Звезда Мурано», «Сферические глаза», гибридные животные — мимо этого детского сада невозможно пройти без улыбки (рис.2) [3].

Рис.2. ДДУ, Италия

В берлинском детском садике Taka-Tuka-Land архитекторы решили акцентировать внимание на том, что дети – это очень подвижные существа. Они так и норовят побегать туда-сюда с бешенными скоростями, а это чревато серьезными травмами. Поэтому в Taka-Tuka-Land тяжело найти твердые поверхности (кроме пола) и острые углы. Ну а назван он в честь идеальной для детей страны Така-Тука из сказки про Пеппи Длинный чулок (рис.3).

Рис.3. Taka-Tuka-Land, Берлин

Экстерьер и интерьер этого дошкольного учреждения решены в ярких салатово-желтых тонах, а вход оформлен в форме гигантского шалаша, сколоченного из деревянных реек. Внутри здания таких шалашей, только выполненных из мягкой ткани и батута, еще больше. Они построены вдоль стен, а также оформляют изнутри некоторые окна. Забавны и конструкции шведских стенок: это не привычные нам деревянные перекладины, закрепленные у стен, а целые городки из лесенок, арок и качелей. Коридор садика превращен в небольшое выставочное пространство, в котором экспонируются детские рисунки, фотографии, поделки. Стенды также выкрашены в светло-желтый цвет и подсвечены лампами.

В результате конкурса на создание нового дошкольного учреждения, объявленного местными властями, в городе Тромсё, Норвегия, появилось целых два новых детских сада. Интересный подход к решению интерьера садика в г.Тромсё– все очень мобильное, вращающиеся и передвижные стенки, с различными лазами, «окошками», тут же встроены учебные доски, т.е. занятия можно провести в любой момент, тем более, что парты также выдвигаются и складываются. Архитекторам была предоставлена полная свобода в организации пространства, что позволило компании 70°Narkitekturas создать веселые, цветные и, что не маловажно, интерактивные интерьеры (рис.4).

Рис.4.Детский сад в Тромсё, Норвегия

Попав внутрь детского сада, можно подумать, что ты оказался в увеличенном в несколько раз детском селекторе. В стенах комнат проделаны отверстия разных размеров, через многие из которых детишки могут беспрепятственно пролезть. Также наличие отверстий облегчает работу воспитателей, ведь им не нужно постоянно бегать из комнаты в комнату в надежде уследить сразу за всеми. В двух садах предусмотрено большое количество цветных элементов, что способствует развитию детей.Предусмотрена возможность двигать некоторые из внутренних стенок, что позволяет легко реорганизовывать помещения под конкретные задачи. При такой планировке детского сада можно смело сказать, что маленьким сорванцам не придется скучать.

Kindergarten Wolfartsweier - новый детский сад в виде кота находится в Вольфартсвайере, районе немецкого города Карлсруэ, недалеко от французской границы. Архитекторы Томи Унгерер и Айла-Сюзан Йондель выбрали для воплощения замысла форму игривого кота, готовящегося к прыжку. Детский сад открылся в 2002 году. Дети входят в «рот» по красному ковру-языку, как послушные мыши, готовые быть проглоченными. Внутри «лап» находятся игровые площадки, в «животе» — раздевалка, учебная комната, кухня, столовая и лестница. Второй этаж — «голова». В ней разместился зал, в котором днем всегда светло благодаря огромным окнам-глазницам. Сзади здания есть металлическая труба-горка, замаскированная под кошачий хвост. На крыше посеяна трава — подразумевается, что это «шерсть» животного (рис.5) [4].

Рис.5. Kindergarten Wolfartsweier

Таким образом, в процессе изучения архитектурно-планировочных решений зарубежных детских садов, можно прийти к выводу, что внешний образ детских садов создается архитектурой здания и благоустройством территории – решением участка, игровой площадки, озеленения территории. Решение внутреннего пространства детского сада так же важно, как внешний образ здания (объемно-планировочное решение, интерьер). Архитектура должна быть как своеобразный посыл к действию воспитателям и родителям – научить и развить в детях личность, заинтересовать, привить желание жить и радоваться окружающему миру.

Исследования же, посвященные возможностям создания современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм в соответствии с лучшим международным опытом приведены в [5].

В исследовании зарубежного опыта проектирования и строительства зданий ДОУ специалисты выделяют важные аспекты, с учетом которых и производится поиск новых решений в отечественной архитектурной практике. Аспекты следующие:

А) обеспечение условий для духовного, интеллектуального, физического, творческого развития детей, их безопасности и здоровья;

Б) позитивно запоминающийся, со специфическими особенностями объемно-планировочных решений и архитектуры интерьеров, архитектурно-художественный облик комплекса, органично вписанный в окружающую его природную среду или/и контекст застройки;

В) эргономическая, экологическая, информативная и экономическая эффективность использования внутреннего пространства и прилегающей территории, конструкций, инженерных и технологических решений;

Г) состав помещений и функционально-планировочное решение здания дошкольных образовательных учреждений.

Библиографический список

  1. http://archvuz.ru/2012_22/5

  2. http://stroy-spravka.ru/article/arkhitekturno-planirovochnaya-kompozitsiya-i-interer-detskikh-uchrezhdenii

  3. http://www.arhinovosti.ru/2016/04/25/veselyjj-detskijj-sad-v-italii-ot-okuda-san-miguel/

  4. https://upsya.livejournal.com/5547081.html

  5. http://www.arhinovosti.ru/2013/02/27/issledovanie-vozmozhnostejj-sozdaniya-sovremennykh-doshkolnykh-obrazovatelnykh-kompleksov-variativnykh-form-v-sootvetstvii-s-luchshim-mezhdunarodnym-opytom-moskva-rossiya/