ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любой человек на разных возрастных этапах своей жизни может захотеть начать заниматься спортом и зачастую люди начинают заниматься спортом только в студенческие годы,18-22 года. А в этом возрасте сделать это уже сложнее, и требуется более длительная адаптация. Адаптация – процесс приспособления индивидуума к изменяющимся условиям окружающей среды. Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма. Физическая нагрузка оказывает большое влияние на общее состояние. Адаптация организма к физической нагрузке – это приведение функций организма в соответствии с потребностями спортивной деятельности.

Существует три механизма адаптаций: 1)пассивный путь адаптации - по типу толерантности, выносливости; 2)адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне; 3)резистентный путь – сохраняет относительное постоянство внутренней среды. Адаптационные реакции человеческого организма осуществляется в два этапа: 1)начальный этап срочной адаптации; 2)этап совершенной долговременной адаптации.

Срочная адаптация – это приспособительные изменения, ответ организма на однократное воздействие тренировочной нагрузке. Срочная адаптация возникает непосредственно после начала действия раздражителя. Отличительной чертой срочной адаптации является то, что деятельность организма протекает на пределе его возможностей при почти полной мобилизации физиологических резервов.

Долговременная адаптация – это приспособительные изменения, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействия. Она возникает постепенно, развивается на основе многократной реализации срочной адаптации. Долговременная адаптация характеризуется тем, что в ответ на ту же самую нагрузку не возникает резких изменений в организме. Устанавливается устойчивая координация между циклами двигательных реакций и дыхания.

При систематическом повторении тренировочных воздействий развивается стадия перестройки, переходящая затем в стадию тренированности. Если раздражитель слабый -развивается реакция тренированности; если средний – реакция активации (состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности); если сильный – стресс.

При длительных физических нагрузках активируется жировой обмен, в результате этого в крови уменьшается концентрация липопротеинов. Физические нагрузки, могут сопровождаться серьезными изменениями в белковом обмене, которые могут стать причиной нервных и психических расстройств. А при напряженной мышечной работе к физической нагрузке на организм присоединяется психоэмоциональный стресс. При работе на выносливость адаптация в виде рабочей гипертрофии выражена слабее, структурные изменения заключаются главным образом в увеличении числа митохондрий. Скелетные мышцы в результате систематических упражнений гипертрофируются. Количество капилляров на единицу мышечной массы увеличивается. Вследствие усиления парасимпатических влияний становятся реже пульс и дыхание, падает ударный и минутный объем крови, появляется тенденция к понижению артериального давления.

Помимо функциональных изменений, физическая культура и спорт способствуют повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет особо важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека. Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин развития хронических заболеваний. При этом ухудшается умственная работоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти. В процессе обучения у молодежи следует постоянно вырабатывать навыки здорового образа жизни и формировать интерес к занятиям физической культуры и спорта. Для всех начинающих можно порекомендовать начинать с самых простых упражнений, такие как пресс, отжимание, приседания, бег и т.д. Приступая к занятиям не стараться максимально нагрузить себя с первой тренировки, увеличивать интенсивность постепенно, а правильней будет обратиться к специалисту, тренеру, инструктору в области физической культуры и спорта. Именно такой подход позволит быстрей и легче адаптироваться к нагрузкам, укрепить здоровье и позволить выработать установку на тренинг.

Список литературы:

1. Выдрин В.М. Физическая культура студентов вузов: Учебн. пос. / В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. Воронеж: Изд-во ВГУ. - 1991. -145 с.

2. О.И. Коломиец, научная статья «Влияние занятий спортом на качество жизни студентов», журнал «Человек. Спорт. Медицина», выпуск № 3-1/2006

3. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации / Ф.З. Меерсон. – М.: Медицина, 1993. – 331 с.

Просмотров работы: 649