ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Заболоцкая В.Э. 1, Андреева Л.Д. 1
1«Северо- Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы взаимоотношения личности в коллективе находят отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А.В.Запорожец, А.А. Люблянская, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.Г.Нечаева и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера межличностных отношений, взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, и доказывает необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста [3, c.6]

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОО накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности[2, c.50].

Одно из определений поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям» [55, c.28]. Современная жизнь в поликультурном обществе требует знания нескольких языков, использующихся в обществе; быта, традиций и культуры народов разных национальностей и верований, проживающих в одном пространстве. В приказе МО РФ №448 от 22.08.96 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» выделен раздел «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», где зафиксировано, что педагог «способствует развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в т.ч. внешнего облика, физических недостатков и пр.)». В процессе реализации образовательных программ дошкольные учреждения обеспечивают приобщение детей к общекультурным, национально-значимым условиям, формирования базовых основ культуры. В связи с чем, повышается необходимость индивидуализировать воспитательный процесс в данном направлении, с учетом особенностей личности, интересов и склонностей дошкольников и педагогов ДОО [1, с. 21].

Для проведения нашего эксперимента по формированию положительных взаимоотношений педагогическая технология приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям строилась на основании следующих подходов: вовлечение старших дошкольников в разнообразные виды деятельности; интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе "Педагог-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации старших дошкольников, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности старших дошкольников на всех этапах приобщения к народным традициям.

Приоритетные направления по поликультурному воспитанию, реализуемые в работе с дошкольниками: создание атмосферы национального быта; широкое использование фольклора; знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками; знакомство с народным искусством; знакомство с народными блюдами и костюмами.

На формирующем этапе педагогического эксперимента мы исходили из того, что эффективное приобщение детей старшего дошкольного возраста к родной культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения занятий по приобщению к традициям родной культуры.

Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко к организации воспитательного процесса в группах дошкольников. Работу с дошкольниками мы построили в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия воспитателей и старших дошкольников и свободной самостоятельной деятельности. Особенность методики заключалась в том, что освоение дошкольниками намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Народные праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).

Отсюда запланированные игры и занятия старших дошкольников способствовали развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого дошкольника. Данное построение воспитательного процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у старших дошкольников. Всю работу по знакомству старших дошкольников с танцами, костюмами, нравами, кухней других народов предлагается вынести в блок совместной деятельности.

Контрольный срез выявил уровень усвоения дошкольниками традиций народа и позволил установить позитивные изменения в представлениях старших дошкольников о традициях предков и умениях использовать их в самостоятельной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2. – С.21-23.

2. Ломов Б.Ф. Проблемы общения психологии. - М.: Просвещение, 1981, -243с.

3. Якобсон С., Чернавина С., Копачева Ж., Пакомова Е. Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет.//Дошкольное воспитание, 2001, №1.- с 5-11.

Просмотров работы: 509