Чтобы повысить плавность хода поезда, экипажную часть современных пассажирских вагонов оборудуют рессорной подвеской из упругих элементов, поглощающих энергию колебаний. При прохождении колёсных пар через стыки рельсов и стрелочные переводы именно она принимает на себя вертикальные ударные нагрузки.
Кроме того, пассажир подвергается действию непогашенных переменных во времени поперечных и продольных сил и ускорений, возникающих из-за колебаний и вибраций вследствие виляющего движения экипажа, разгона и торможения поезда, неровностей на пути к колёсах и пр. В результате взаимодействия пути и подвижного состава в каждый конкретный момент пассажир испытывает действие полного непогашенного горизонтального ускорения а0. Необходимо, чтобы ускорение, к-рое испытывает пассажир без неприятных ощущений и ухудшения самочувствия, не превышало допустимого ускорения . На отечеств. ж. д. приняты допустимые значения непогашенного ускорения отнесённого к буксе экипажа, равные 0,7, 0,6 и 0,4 м/с^2 для скоростей движения соответственно 160, 200 и более 200 км/ч. Полные ускорения действующие на пассажира в обрессор. кузове экипажа, могут быть на 25—30% больше. Для оценки качества критерий получил наибольшее распространение; в отд. странах принято регламентировать полные непогашенные ускорения . Условие обеспечения пассажиров от чрезмерных ускорений наз. условием обеспечения комфортабельности. Оно лежит в основе критерия комфорта , характеризующего скорость изменения поперечных непогашенных или полных ускорений в зависимости от скорости движения и отражающего динамичную работу пути, его расстройства при прохождении подвижного состава. Очень хороший комфорт соответствует ц = 0,3 м/с^2, хороший — 0,45, приемлемый — 0,7, допустимый в отд. исключит, случаях — 0,85 м/с^2. При проектировании переходных кривых значение ш принимают 0,6 м/с^2. Вводятся и др. критерии, характеризующие, прежде всего плавность движения экипажей по пути, напр. импульсные поперечные ускорения на сопряжениях кривых, скорость подъёма колеса по возвышению.
В настоящее время в пассажирских поездах наиболее распространены гидравлические гасители колебаний, принцип действия которых заключается в перемещении вязкой жидкости поршнем. В результате этого механическая энергия переходит в тепловую и рассеивается в окружающей среде.
Для повышения плавности хода эти устройства устанавливают наклонно во второй ступени рессорного подвешивания, что позволяет гасить динамические составляющие не только вертикальных нагрузок, но и горизонтальных.
Однако, несмотря на свою эффективность в использовании, они обладают и рядом недостатков. Наиболее существенный из них – сложность конструкции за счёт наличия клапанных устройств, а следовательно, и низкая надёжность.
Плавность хода измеряется в условных единицах показателя плавности хода, являющегося характеристикой ходовых качеств вагона и зависящего от интенсивности и спектрального состава колебаний вагона.
Плюсы и минусы Железнодорожного транспорта для пассажиров:
Плюсы:1) Комфорт (если речь идёт о дальней поездке) 2) Низкая вероятность опоздания – на железной дороге не бывает пробок, она практически не зависит от погоды (как авиация) .3) Высокий уровень безопасности – по крайней мере, по сравнению с автотранспортом, а применительно к России – и с авиацией.
Минусы:1) Железнодорожная сеть гораздо менее густая по сравнению с автодорожной, поэтому достаточно сложно попасть из точки А в точку Б, используя только поезд. 2) Железная дорога ориентирована на крупные пассажиропотоки, вследствие чего маршрутная сеть отличается меньшим разнообразием, чем на автотранспорте, интервалы между поездами зачастую больше, чем между автобусами и т. п.
В кривых участках устройство пути имеет ряд особенностей, основными из которых являются возвышение наружного рельса над внутренним, наличие переходных кривых, уширение колеи при малых радиусах, применение укороченных рельсов на внутренней рельсовой нити, усиление пути, увеличение расстояния между осями путей в круговых кривых двух- и многопутных линий в соответствии с требованиями габарита. Обслуживание пассажиров на железнодорожном транспорте осуществляется на вокзалах, станциях, перронах, в поездах. Услугами предприятий общественного питания, расположенных на вокзалах и станциях, пользуются преимущественно отъезжающие и транзитные пассажиры. Формы обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта должны обеспечивать максимальное удовлетворение потребностей людей в питании при минимальных затратах времени.
На вокзалах, станциях, перронах пассажиров обслуживают в ресторанах, кафе, барах, а также на предприятиях быстрого обслуживания Бистро, в кафе-автоматах, закусочных-автоматах.
Для пассажиров с детьми в обеденных залах ресторанов и кафе устанавливают несколько детских столиков, которые сервируют детской посудой. По просьбе пассажиров горячие блюда бывают доставлены официантами ресторана в комнату матери и ребенка. В ресторане ежедневно приготовляют детские блюда (молочные супы, прозрачные бульоны, различные каши, запеканки со сладкими соусами, кисели, компоты, горячее молоко).Станции, разъезды и обгонные пункты, а также отдельные парки и вытяжные пути должны располагаться на прямых участках. В трудных условиях допускается размещение их на кривых радиусом не менее 1500м.В особо трудных условиях допускается уменьшение радиуса кривой до 600 м, а в горных условиях - до 500 м.
Расчёт опытной вероятности производился при помощи данном интервале 141 и радиусов взятых на участке Курган-Челябинск, смотреть таблицу 1.
Опытную частоту нашли при помощи данных, высчитали число попаданий в данные интервалы.
Таблица 1: Расчёт опытной вероятности.
№ интервала |
Интервал |
Серединныйинтервал |
опытная частота |
Опытнаявероятность |
1 |
288-429 |
358 |
3 |
0.84% |
2 |
429-570 |
499 |
6 |
1.20% |
3 |
570-711 |
640 |
14 |
2.19% |
4 |
711-852 |
781 |
19 |
2.43% |
5 |
852-993 |
922 |
13 |
1.41% |
6 |
993-1134 |
1036 |
23 |
2.22% |
7 |
1134-1275 |
1204 |
4 |
0.33% |
8 |
1275-1416 |
1345 |
0 |
0% |
9 |
1416-1557 |
1486 |
4 |
0.27% |
10 |
1557-1698 |
1627 |
6 |
0.37% |
11 |
1698-1839 |
1768 |
6 |
0.34% |
12 |
1839-1980 |
1909 |
6 |
0.31% |
13 |
1980-2121 |
2050 |
10 |
0.49% |
14 |
2121-2622 |
2191 |
6 |
0.27% |
15 |
2622-2403 |
2332 |
1,00 |
0.04% |
Таблица 2: расчёт максимальной и минимальной скорости прохождения кривых на участке Курган-Челябинск.
Радиус |
Макс Скорость |
Мин Скорость |
0 |
0 |
0 |
280 |
76,97272244 |
28,4464409 |
388 |
90,60949178 |
33,48611653 |
450 |
97,5807358 |
36,06244584 |
452 |
97,79734148 |
36,14249576 |
475 |
100,2546757 |
37,05064102 |
525 |
105,399241 |
38,95189341 |
570 |
109,8234948 |
40,58694371 |
580 |
110,7826701 |
40,94142157 |
582 |
110,9735104 |
41,01194948 |
586 |
111,3542096 |
41,15264269 |
591 |
111,8282612 |
41,32783566 |
594 |
112,11173 |
41,43259586 |
597 |
112,3944839 |
41,53709186 |
602 |
112,8641661 |
41,7106701 |
605 |
113,1450397 |
41,81447118 |
618 |
114,3541866 |
42,26132984 |
625 |
115 |
42,5 |
630 |
115,4590837 |
42,66966135 |
632 |
115,6422068 |
42,73733731 |
635 |
115,9163491 |
42,83865077 |
635 |
115,9163491 |
42,83865077 |
670 |
119,0680478 |
44,00340896 |
679 |
119,8650908 |
44,29796835 |
710 |
122,5707959 |
45,29790282 |
730 |
124,285156 |
45,93147069 |
730 |
124,285156 |
45,93147069 |
748 |
125,8081078 |
46,49430073 |
772 |
127,8104847 |
47,23430956 |
777 |
128,2237108 |
47,38702354 |
778 |
128,3061963 |
47,41750732 |
779 |
128,3886288 |
47,44797151 |
783 |
128,7178309 |
47,56963317 |
814 |
131,2411521 |
48,5021649 |
817 |
131,4827745 |
48,59146016 |
818 |
131,5632167 |
48,6211888 |
827 |
132,2849954 |
48,88793307 |
835 |
132,9232861 |
49,12382314 |
838 |
133,1618564 |
49,21199041 |
843 |
133,5585265 |
49,35858588 |
844 |
133,6377192 |
49,38785276 |
847 |
133,8750163 |
49,47554952 |
852 |
134,2695796 |
49,62136637 |
852 |
134,2695796 |
49,62136637 |
859 |
134,8200282 |
49,82479303 |
864 |
135,2118338 |
49,96959075 |
895 |
137,6161328 |
50,85813603 |
903 |
138,2298087 |
51,08492928 |
913 |
138,9930934 |
51,36701276 |
925 |
139,9035382 |
51,70348151 |
936 |
140,7329386 |
52,00999904 |
940 |
141,0333294 |
52,12101304 |
948 |
141,6321997 |
52,34233468 |
969 |
143,1923182 |
52,91890022 |
971 |
143,3400153 |
52,97348393 |
974 |
143,5612761 |
53,05525422 |
978 |
143,8557611 |
53,16408562 |
987 |
144,5161583 |
53,40814545 |
1000 |
145,4647724 |
53,75872022 |
1000 |
145,4647724 |
53,75872022 |
1002 |
145,6101645 |
53,81245209 |
1004 |
145,7554116 |
53,86613036 |
1005 |
145,8279809 |
53,89294945 |
1010 |
146,190287 |
54,02684518 |
1021 |
146,9842168 |
54,32025405 |
1025 |
147,2718575 |
54,42655602 |
1029 |
147,5589374 |
54,53265077 |
1030 |
147,6306201 |
54,55914222 |
1032 |
147,7738813 |
54,61208657 |
1032 |
147,7738813 |
54,61208657 |
1034 |
147,9170038 |
54,66497965 |
1038 |
148,202834 |
54,77061256 |
1050 |
149,0570361 |
55,08629594 |
1055 |
149,4115123 |
55,21729801 |
1058 |
149,6237949 |
55,29575029 |
1058 |
149,6237949 |
55,29575029 |
1069 |
150,3996011 |
55,58246126 |
1071 |
150,5402272 |
55,63443178 |
1081 |
151,2413964 |
55,89355956 |
1083 |
151,3812406 |
55,94524108 |
1100 |
152,5647404 |
56,38262144 |
1112 |
153,3946544 |
56,6893288 |
1196 |
159,0828715 |
58,79149598 |
1230 |
161,3282368 |
59,62130492 |
1275 |
164,2528539 |
60,70214164 |
1459 |
175,7055491 |
64,93465947 |
1500 |
178,1572339 |
65,84071689 |
1520 |
179,3410159 |
66,27820154 |
1530 |
179,9299864 |
66,49586453 |
1565 |
181,9763721 |
67,25213751 |
1589 |
183,3664091 |
67,76584686 |
1590 |
183,4240987 |
67,78716693 |
1620 |
185,1464285 |
68,42368011 |
1638 |
186,1721784 |
68,80276157 |
1647 |
186,6829398 |
68,99152122 |
1648 |
186,7396048 |
69,01246264 |
1741 |
191,9363436 |
70,93299655 |
1749 |
192,3768177 |
71,09578047 |
1791 |
194,6729565 |
71,9443535 |
1814 |
195,9189628 |
72,40483409 |
1820 |
196,2427069 |
72,52447863 |
1850 |
197,8534811 |
73,11976477 |
1864 |
198,6007049 |
73,39591269 |
1873 |
199,0795821 |
73,57288903 |
1886 |
199,7692669 |
73,82777255 |
1947 |
202,9741856 |
75,01219901 |
1970 |
204,1695374 |
75,45395947 |
1973 |
204,3249373 |
75,51138987 |
1993 |
205,3579314 |
75,89314857 |
2000 |
205,7182539 |
76,02631123 |
2000 |
205,7182539 |
76,02631123 |
2010 |
206,2319083 |
76,21614002 |
2011 |
206,2832034 |
76,2350969 |
2037 |
207,6124274 |
76,72633186 |
2043 |
207,9179646 |
76,83924778 |
2046 |
208,070565 |
76,89564357 |
2047 |
208,1214069 |
76,91443298 |
2188 |
215,1698864 |
79,51930583 |
2219 |
216,6888091 |
80,08064685 |
2230 |
217,2252287 |
80,27888888 |
2234 |
217,4199623 |
80,35085563 |
2292 |
220,2242493 |
81,38722258 |
2313 |
221,2308297 |
81,75921966 |
2351 |
223,0407138 |
82,42808987 |
2400 |
225,3530563 |
83,28265125 |
2428 |
226,6638039 |
83,76705796 |
Чтобы рассчитать скорость прохождения кривых участков использовались формулы:
Кроме того, пассажир подвергается действию непогашенных переменных во времени поперечных и продольных сил и ускорений, возникающих из-за колебаний и вибраций вследствие виляющего движения экипажа, разгона и торможения поезда, неровностей на пути к колёсах и пр. В результате взаимодействия пути и подвижного состава в каждый конкретный момент пассажир испытывает действие полного непогашенного горизонтального ускорения а0. Необходимо, чтобы ускорение, к-рое испытывает пассажир без неприятных ощущений и ухудшения самочувствия, не превышало допустимого ускорения . На отечеств. ж. д. приняты допустимые значения непогашенного ускорения отнесённого к буксе экипажа, равные 0,7, 0,6 и 0,4 м/с^2 для скоростей движения соответственно 160, 200 и более 200 км/ч. Полные ускорения действующие на пассажира в обрессор. кузове экипажа, могут быть на 25—30% больше. Для оценки качества критерий получил наибольшее распространение; в отд. странах принято регламентировать полные непогашенные ускорения . Условие обеспечения пассажиров от чрезмерных ускорений наз. условием обеспечения комфортабельности. Оно лежит в основе критерия комфорта , характеризующего скорость изменения поперечных непогашенных или полных ускорений в зависимости от скорости движения и отражающего динамичную работу пути, его расстройства при прохождении подвижного состава. Очень хороший комфорт соответствует ц = 0,3 м/с^2, хороший — 0,45, приемлемый — 0,7, допустимый в отд. исключит, случаях — 0,85 м/с^2. При проектировании переходных кривых значение ш принимают 0,6 м/с^2. Вводятся и др. критерии, характеризующие, прежде всего плавность движения экипажей по пути, напр. импульсные поперечные ускорения на сопряжениях кривых, скорость подъёма колеса по возвышению.
В настоящее время в пассажирских поездах наиболее распространены гидравлические гасители колебаний, принцип действия которых заключается в перемещении вязкой жидкости поршнем. В результате этого механическая энергия переходит в тепловую и рассеивается в окружающей среде.
Для повышения плавности хода эти устройства устанавливают наклонно во второй ступени рессорного подвешивания, что позволяет гасить динамические составляющие не только вертикальных нагрузок, но и горизонтальных.
Однако, несмотря на свою эффективность в использовании, они обладают и рядом недостатков. Наиболее существенный из них – сложность конструкции за счёт наличия клапанных устройств, а следовательно, и низкая надёжность.
Плавность хода измеряется в условных единицах показателя плавности хода, являющегося характеристикой ходовых качеств вагона и зависящего от интенсивности и спектрального состава колебаний вагона.
Плюсы и минусы Железнодорожного транспорта для пассажиров:
Плюсы:1) Комфорт (если речь идёт о дальней поездке) 2) Низкая вероятность опоздания – на железной дороге не бывает пробок, она практически не зависит от погоды (как авиация) .3) Высокий уровень безопасности – по крайней мере, по сравнению с автотранспортом, а применительно к России – и с авиацией.
Минусы:1) Железнодорожная сеть гораздо менее густая по сравнению с автодорожной, поэтому достаточно сложно попасть из точки А в точку Б, используя только поезд. 2) Железная дорога ориентирована на крупные пассажиропотоки, вследствие чего маршрутная сеть отличается меньшим разнообразием, чем на автотранспорте, интервалы между поездами зачастую больше, чем между автобусами и т. п.
В кривых участках устройство пути имеет ряд особенностей, основными из которых являются возвышение наружного рельса над внутренним, наличие переходных кривых, уширение колеи при малых радиусах, применение укороченных рельсов на внутренней рельсовой нити, усиление пути, увеличение расстояния между осями путей в круговых кривых двух- и многопутных линий в соответствии с требованиями габарита. Обслуживание пассажиров на железнодорожном транспорте осуществляется на вокзалах, станциях, перронах, в поездах. Услугами предприятий общественного питания, расположенных на вокзалах и станциях, пользуются преимущественно отъезжающие и транзитные пассажиры. Формы обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта должны обеспечивать максимальное удовлетворение потребностей людей в питании при минимальных затратах времени.
На вокзалах, станциях, перронах пассажиров обслуживают в ресторанах, кафе, барах, а также на предприятиях быстрого обслуживания Бистро, в кафе-автоматах, закусочных-автоматах.
Для пассажиров с детьми в обеденных залах ресторанов и кафе устанавливают несколько детских столиков, которые сервируют детской посудой. По просьбе пассажиров горячие блюда бывают доставлены официантами ресторана в комнату матери и ребенка. В ресторане ежедневно приготовляют детские блюда (молочные супы, прозрачные бульоны, различные каши, запеканки со сладкими соусами, кисели, компоты, горячее молоко).Станции, разъезды и обгонные пункты, а также отдельные парки и вытяжные пути должны располагаться на прямых участках. В трудных условиях допускается размещение их на кривых радиусом не менее 1500м.В особо трудных условиях допускается уменьшение радиуса кривой до 600 м, а в горных условиях - до 500 м.