Под школьным правовым образованием в настоящее время понимается «система целенаправленных воспитательных и обучающих действий, которая базируется на идее права и направлена на формирование личности» [4].
Под школьным правовым образованием мы понимаем систему обучающих и воспитывающих действий, направленную на формирование у учащихся уважения к праву, правовых представлений и установок, основанных на принципах толерантности, современных правовых ценностях, достаточных для защиты прав, свобод, законных интересов личности и правомерной реализации её гражданской позиции. Это предполагает усвоение учащимися системных знаний в сфере права, толерантности, в качестве основы для развития соответствующих ценностных ориентации, а также социальных умений и навыков, необходимых современному человеку.
Система школьного правового образования, которая сложилась в настоящее время, включает в себя следующие элементы:
цели и задачи правового образования;
структуру и содержание правового образования;
научно-методическую организацию процесса правового обучения;
-познавательные возможности и результаты обучения учащихся.
Проанализируем систему школьного правового образования более детально и подробнее остановимся на целях правового образования. Под целями принято понимать идеальные представления о результате деятельности, заранее осознанные и запланированные. Исходя из этого, в правовом образовании можно выделить следующие цели: основные и второстепенные; конечные и промежуточные; общие и специальные.
Согласно правительственной Стратегии модернизации образования, центральным понятием, вокруг которого должны строиться разработки в сфере содержания образования, является понятие ключевых компетенций, личностно ориентированных по своей природе. В понятие компетенций заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого «от результата», который должен объединять в себе интеллектуальную, навыковую и мотивационную составляющие образования. Это понятие подразумевает ряд универсальных умений, способностей и личностных установок, которые реализуются в самых различных сферах деятельности человека, среди которых необходимо выделить правовые.
Совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими действующими в обществе нормами, представляют собой правовые компетенции [2]. Данная компетенция является комплексной характеристикой социального действия, в которой в единстве проявлены знания, навыки, ценности, личностные установки и свойства поведения.
Применительно к возрастному уровню и социально-профессиональной принадлежности правовая компетентность человека предполагает:
знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;
умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;
определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;
умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.
Правовая компетентность вырабатывается на основе реального опыта действий, а также в специально созданных учебных ситуациях. Для правового образования такая социальная практика является обязательным и неотъемлемым компонентом, что создает благоприятные условия для формирования толерантности, так как, решая учебные ситуации, учащиеся учатся принимать самостоятельные решения, которые строятся на нормах права и толерантности.
Правовая компетенция носит универсальный характер, так как ее важной составляющей является ряд специально-правовых знаний, умений и навыков. Актуальность права и толерантности как универсальных форм общественного сознания и практико-ориентированных, повсеместно необходимых знаний определяют общеобразовательную значимость данной компетенции.
Содержательная основа существующих правовых курсов соответствует образовательной цели формирования всего спектра ключевых компетенций, в том числе и толерантности. Главным критерием отбора правовой информации, рассчитанной на долговременное усвоение учащимися, является ее ценностная и социально-практическая необходимость, которая направлена на формирование толерантности. Учащимся необходимо знать и понимать содержание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, устройство государственно-правовой системы государства, гражданские права и обязанности, нормативные аспекты трудовых отношений, договорного права, законные способы защиты собственных прав и интересов, возможные пути разрешения конфликтов, так как в конечном итоге это ведет к формированию толерантности.
Эффективный путь формирования толерантности через содержание правового образования видится в том, чтобы приоритет отдавался тематике, наиболее актуальной для учащихся и наименее подверженной конъюнктурным изменениям. Важно, чтобы учащиеся не относились к праву, как к чему-то изменчивому и непостоянному. Базовые положения конституционного, гражданского, семейного, трудового и уголовного права являются относительно стабильными. Представление о незыблемости права, стабильности основополагающих правовых норм, являются значимым аспектом правосознания учащихся, предупреждающим произвольное отношение к праву со стороны общества и государства [5].
Правовое образование, выступая важным условием формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования, является первым шагом к формированию толерантности. Все три уровня права — знания, навыки, способности — обеспечиваются на всех ступенях образования, соединяя логику возрастного развития, реальности социального функционирования в его правовом аспекте и познавательное содержание правового образования. Преемственность правового и толерантного образования обеспечивается материалами правовых, исторических и обществоведческих курсов, которые выстраиваются с учетом задач развития школьников на каждой ступени обучения.
Правовое обучение и воспитание учащихся, объясняется потребностью каждого человека в свободе выбора между противоправным и правомерным поведением. Под правомерным поведением понимаются деяния, которые не выходят за пределы установленных государством норм и правил поведения, а право выступает как система установленных и охраняемых государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное существование людей на началах личной свободы при минимуме карательного насилия. Таким образом, формирование правомерного поведения становится первым шагом к формированию толерантности, так как в содержательном плане толерантность включает соблюдение прав других, что лежит в основе правомерного поведения.
Итак, в качестве одной из задач правового образования ставится формирование устойчивого позитивного отношения к праву и механизму его реализации, что предполагает создание условий для накопления учащимися положительного социального опыта, уважения и строгого соблюдения законов, навыков толерантного поведения.
Следующей задачей правового образования выступает формирование правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни, а так же формирование активной жизненной позиции, которая базируется на принципах толерантности.
Обобщая сказанное выше, необходимо конкретизировать общие цели и задачи правового образования в образовательном процессе в контексте формирования толерантности:
способность к толерантному и правовому мышлению и деятельности в ситуациях с непредсказуемым результатом, способность к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
коммуникативные способности;
- систематические знания в сфере права и толерантности, обеспечивающие актуализацию указанных способностей, составляющих основы социальных умений и навыков;
конкретные умения и навыки в социальной сфере [2].
Таким образом, подводя итоги анализа использования правового образования в социально-педагогическом контексте формирования толерантности, мы пришли к следующим выводам:
Правовое образование в школе обусловлено социальным заказом государства, которое предъявляет новые требования к системе образования и направлено на формирование толерантного и правового поведения.
Главной целью правового образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Для этого учащийся должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, построенную на принципах толерантности.
Правовое образование направлено на формирование правовой компетентности личности и толерантности, то есть совокупности готовности и способности, позволяющей ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания, умения и навыки на практике.
Правовое образование представляет собой единый комплекс, реализуемый посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания правового пространства школы.
Список литературы
Гражданское образование в современной школе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2001.- 128 с.
Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности// Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. – М.: 2008.- 368 с.
Данилова А.П. Правовое образование в средней школе: опыт реализации инновационного проекта. – Чебоксары, 2000.-42с.
Конструктивные конфликты: воспитание толерантности как основы демократии// Перспективы, - 2003. - № 1. – 109-116