ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Гаджиева Э.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенностью и достоинством отечественного школьного образования является то, что в его структуре всегда присутствовал правовой блок. Истоки правового образования относятся к началу XVIII века, когда в славяно-греко-латинской академии официально был введен предмет «Учение правосудия и духовного и мирского». В правление Петра I процесс получил широ­кое развитие, стали появляться переводные книги, при этом настоятельно реко­мендовалось формировать собственную школу правового образования.

Под школьным правовым образованием в настоящее время понимается «система целенаправленных воспитательных и обучающих действий, которая базируется на идее права и направлена на формирование личности» [4].

Под школьным правовым образованием мы понимаем систему обучаю­щих и воспитывающих действий, направленную на формирование у учащихся уважения к праву, правовых представлений и установок, основанных на прин­ципах толерантности, современных правовых ценностях, достаточных для за­щиты прав, свобод, законных интересов личности и правомерной реализации её гражданской позиции. Это предполагает усвоение учащимися системных зна­ний в сфере права, толерантности, в качестве основы для развития соответст­вующих ценностных ориентации, а также социальных умений и навыков, необ­ходимых современному человеку.

Система школьного правового образования, которая сложилась в настоя­щее время, включает в себя следующие элементы:

  • цели и задачи правового образования;

  • структуру и содержание правового образования;

  • научно-методическую организацию процесса правового обучения;

-познавательные возможности и результаты обучения учащихся.

Проанализируем систему школьного правового образования более де­тально и подробнее остановимся на целях правового образования. Под целями принято понимать идеальные представления о результате деятельности, заранее осознанные и запланированные. Исходя из этого, в правовом образовании мож­но выделить следующие цели: основные и второстепенные; конечные и проме­жуточные; общие и специальные.

Согласно правительственной Стратегии модернизации образования, центральным понятием, вокруг которого должны строиться разработки в сфере содержания образования, является понятие ключевых компетенций, личностно ориентированных по своей природе. В понятие компетенций заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого «от результата», который должен объединять в себе интеллектуальную, навыковую и мотивационную со­ставляющие образования. Это понятие подразумевает ряд универсальных умений, способностей и личностных установок, которые реализуются в самых различных сферах деятельности человека, среди которых необходимо выделить правовые.

Совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяю­щих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими действующими в обществе нормами, представ­ляют собой правовые компетенции [2]. Данная компетенция является комплексной характеристикой социального действия, в которой в единстве прояв­лены знания, навыки, ценности, личностные установки и свойства поведения.

Применительно к возрастному уровню и социально-профессиональной принадлежности правовая компетентность человека предполагает:

  • знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирова­ния общественной жизни;

  • умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

  • способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различ­ных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;

  • определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;

  • умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершае­мых действий;

- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.

Правовая компетентность вырабатывается на основе реального опыта дей­ствий, а также в специально созданных учебных ситуациях. Для правового обра­зования такая социальная практика является обязательным и неотъемлемым компонентом, что создает благоприятные условия для формирования толерант­ности, так как, решая учебные ситуации, учащиеся учатся принимать самостоя­тельные решения, которые строятся на нормах права и толерантности.

Правовая компетенция носит универсальный характер, так как ее важ­ной составляющей является ряд специально-правовых знаний, умений и на­выков. Актуальность права и толерантности как универсальных форм обще­ственного сознания и практико-ориентированных, повсеместно необходимых знаний определяют общеобразовательную значимость данной компетенции.

Содержательная основа существующих правовых курсов соответствует образовательной цели формирования всего спектра ключевых компетенций, в том числе и толерантности. Главным критерием отбора правовой информации, рассчитанной на долговременное усвоение учащимися, является ее ценностная и социально-практическая необходимость, которая направлена на формирова­ние толерантности. Учащимся необходимо знать и понимать содержание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, устройство государственно-правовой системы государства, гражданские права и обязанности, нормативные аспекты трудовых отношений, договорного права, законные способы защиты собственных прав и интересов, возможные пути разрешения конфликтов, так как в конечном итоге это ведет к формированию толерантности.

Эффективный путь формирования толерантности через содержание пра­вового образования видится в том, чтобы приоритет отдавался тематике, наибо­лее актуальной для учащихся и наименее подверженной конъюнктурным изме­нениям. Важно, чтобы учащиеся не относились к праву, как к чему-то измен­чивому и непостоянному. Базовые положения конституционного, гражданско­го, семейного, трудового и уголовного права являются относительно стабильными. Представление о незыблемости права, стабильности основополагающих правовых норм, являются значимым аспектом правосознания учащихся, пре­дупреждающим произвольное отношение к праву со стороны общества и госу­дарства [5].

Правовое образование, выступая важным условием формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования, является первым шагом к формированию толерантности. Все три уровня права — знания, навыки, способности — обеспечиваются на всех ступенях образования, соединяя логику возрастного развития, реальности социального функционирования в его правовом аспекте и познавательное со­держание правового образования. Преемственность правового и толерантно­го образования обеспечивается материалами правовых, исторических и общест­воведческих курсов, которые выстраиваются с учетом задач развития школьни­ков на каждой ступени обучения.

Правовое обучение и воспитание учащихся, объясняется потребностью каждого человека в свободе выбора между противоправным и правомерным поведением. Под правомерным поведением понимаются деяния, которые не выходят за пределы установлен­ных государством норм и правил поведения, а право выступает как система ус­тановленных и охраняемых государством общеобязательных норм, обеспечи­вающих совместное существование людей на началах личной свободы при ми­нимуме карательного насилия. Таким образом, формирование правомерного поведения становится первым шагом к формированию толерантности, так как в содержательном плане толерантность включает соблюдение прав других, что лежит в основе правомерного поведения.

Итак, в качестве одной из задач правового образования ставится форми­рование устойчивого позитивного отношения к праву и механизму его реализа­ции, что предполагает создание условий для накопления учащимися положи­тельного социального опыта, уважения и строгого соблюдения законов, навы­ков толерантного поведения.

Следующей задачей правового образования выступает формирование правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отно­шение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни, а так же формирование активной жизненной позиции, которая базируется на принципах толерантности.

Обобщая сказанное выше, необходимо конкретизировать общие цели и задачи правового образования в образовательном процессе в контексте форми­рования толерантности:

  • способность к толерантному и правовому мышлению и деятельности в ситуациях с непредсказуемым результатом, способность к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

  • коммуникативные способности;

- систематические знания в сфере права и толерантности, обеспечиваю­щие актуализацию указанных способностей, составляющих основы социальных умений и навыков;

  • конкретные умения и навыки в социальной сфере [2].

Таким образом, подводя итоги анализа использования правового образо­вания в социально-педагогическом контексте формирования толерантности, мы пришли к следующим выводам:

  1. Правовое образование в школе обусловлено социальным заказом госу­дарства, которое предъявляет новые требования к системе образования и на­правлено на формирование толерантного и правового поведения.

  2. Главной целью правового образования является воспитание граждани­на для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Для это­го учащийся должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, построенную на прин­ципах толерантности.

  3. Правовое образование направлено на формирование правовой компе­тентности личности и толерантности, то есть совокупности готовности и спо­собности, позволяющей ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания, умения и навыки на практике.

  4. Правовое образование представляет собой единый комплекс, реали­зуемый посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания правового пространства школы.

Список литературы

  1. Гражданское образование в современной школе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2001.- 128 с.

  2. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности// Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. – М.: 2008.- 368 с.

  3. Данилова А.П. Правовое образование в средней школе: опыт реализации инновационного проекта. – Чебоксары, 2000.-42с.

  4. Конструктивные конфликты: воспитание толерантности как основы демократии// Перспективы, - 2003. - № 1. – 109-116

Просмотров работы: 682