НОВОМУЧЕНИКИ ТОБОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НОВОМУЧЕНИКИ ТОБОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

Исламов А.А. 1
1Тобольская духовная семинария
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Минувшее ХХ столетие стало временем мученического и исповеднического подвига Русской Православной Церкви. Мученического подвига по своим масштабам – как отмечали многие современники – сопоставимого с эпохой мученичества первых веков христианской эры1. На необозримых российских просторах взошли на Голгофу сотни тысяч безвинных страдальцев и исповедников. Образ и опыт мучеников этого периода, новомучеников и исповедников Российских должен был бы стать (но пока не стал) одной из центральных тем богословского осмысления сегодняшней российской богословской и религиозно-философской мысли.

В начале 1937 года была проведена перепись населения СССР. Впервые по предложению Сталина в анкету был включен вопрос о религии, на который отвечали все граждане, начиная с 16 лет – правительство хотело иметь сведения, каковы же его реальные успехи за двадцать лет борьбы с верой и Церковью, кем называют себя люди, живущие в государстве, официальной политикой которого является воинствующее безбожие. Из 98,4 млн. человек населения Советской России верующими себя назвали 55,3 млн. К неверующим себя отнесла меньшая, но все же значительная часть – 42,2 млн. Православными себя назвали 41,6 млн. чел, т.е. 42,3% всего взрослого населения страны. Не пожелали ответить на этот вопрос только 0,9 млн. человек1. Это означало полный крах всех усилий, предпринятых государством, начиная с 1918 года по борьбе с Церковью и религией.

После этого власти поставили вопрос о полной ликвидации Русской Православной Церкви как организации. Руководство антирелигиозной политикой в этот период проводил Нарком внутренних дел Ежов Н.И.. Установлено, что в эти годы по политическим мотивам было приговорено к расстрелу 681 692 человека. Вместе с умершими в этот период в ГУЛАГе, исправительно-трудовых учреждениях и тюрьмах, а также политическими заключёнными, расстрелянными по уголовным статьям, количество жертв за 1937—1938 годы составило около 1000000 человек. Только в 1937 г. было закрыто более 8000 церквей, ликвидировано 70 епархий, расстреляно около 60 архиереев. По подсчётам сотрудников ПСТГУ в период 1937-1938 гг. было арестовано около 200000 верующих, из них расстреляно около 100000 епископата, духовенства и мирян. К 1939 г. на территории огромной страны осталось лишь около 100 официально действующих храмов. В 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно — 85 300; в 1938 году было арестовано 28 300, расстреляно — 21 5002. Так в г. Тобольске 14 октября 1937 года за один день было расстреляно 217 человек3, среди которых были и священнослужители.

С 1938 года единственной организацией, которая занималась религиозной политикой, оставался специальный отдел НКВД, который назывался «ликвидационным». К 1939 году Русская Православная Церковь как организация была разгромлена. По всей России осталось около ста действующих храмов из 37 тысяч, действовавших в 1930 году1. Формально незакрытыми оставалось 8302, но реально они не действовали ввиду отсутствия священнослужителей. На свободе оставалось только четыре правящих архиерея, включая Местоблюстителя митрополита Сергия. Епархий как административных единиц в 1939 году уже не существовало, и отдельные приходы поддерживали нерегулярную связь с Патриархией. Но решающего удара по Церкви власти так и не нанесли, очевидно, опасаясь, чтобы вся Церковь не ушла в подполье, так как официальная и строго контролируемая Церковь представляла меньшую опасность, чем подпольная.

Государственная машина всеми доступными ей средствами старалась сломать веру в людях, уничтожить духовенство как класс и религию как пережиток прошлого.

Таким образом, государственная машина всеми доступными ей средствами старалась сломать веру в людях, уничтожить духовенство как класс и религию как пережиток прошлого.

Положение Церкви в Тобольске

Начало 30-х гг. в Тобольске также характеризуется активной борьбой государства против церкви. При Тобольской епархии на начало 30-х годов действовало два викариатства: Курганское (1924-1931 гг.), Ялуторовское (1927-1932 гг.).

Были в Тобольской епархии и обновленцы. Ещё в 1925 году была образована Уральская обновленческая митрополия с центром в Екатеринбурге, в которую входила и Тобольская епархия.

Одним из достижений обновленцев был захват в 1924-1925 годах ряда Тобольских церквей: Софийского Собора, храма Михаила Архангела и Ильинской церкви. Также с 1925 года в подчинении у живоцерковников числился и Свято-Знаменский Абалакский монастырь. Монастырь был закрыт в 1932 году1.

С 1922 по 1937 годы, в городе Тобольске сменилось восемь обновленческих иерархов.

Кампания по закрытию церквей коснулась и обновленцев. Так, к концу 1929 г. в Тобольске закрыли две обновленческие церкви – Михаила Архангела и Ильинскую. Следует заметить, что церкви закрывали не только власти, но и сами общины, так как из-за малочисленности прихожан не имели средств на их содержание.

В 30-м году был закрыт и Софийско-Успенский Собор. Тобольская обновленческая епархия перестала существовать. Однако, в Тобольске был обновленческий епископ – это был «архиепископ» Сергий (Лавров), который находился здесь в ссылке.

Существовавшая Православная Тобольско-Сибирская епархия в 1930-м году получила своего нового архиерея – епископа Артемия (Ильинского), который до мученической кончины управлял вверенной ему епархией.

В «Книге расстрелянных», том 2 приводятся данные о 48 священнослужителях, расстрелянных в Тобольской тюрьме. Возле храма св. Семи Отроков Ефесских на Завальном кладбище есть общая могила, в которой покоятся по меньшей мере 10 расстрелянных священнослужителей и верующих мирян. Все они расстреляны за «участие в контрреволюционном заговоре». Как говорится в деле №8063 по обвинению Ильинского (архиерея), Скосырева В.Н и других (всего 24 человека, из них 5 женщин, все церковники): «Используя предоставленные новой Конституцией права духовенству, Скосырев В.Н. принимал участие в контрреволюционных сборищах (под видом объединения верующих вокруг церкви). Там прорабатывался вопрос о продвижении своих представителей в низовые органы власти, обсуждался вопрос об открытии закрытых церквей… Скосырев В.Н., участник контрреволюционных выступлений церковников (1918-1919), учиненных епископом Гермогеном, отступал с Колчаковскими бандами до Томска». Скосырев Василий Николаевич свою вину признал, и был расстрелян 30.08.37 года, а через два месяца был арестован и расстрелян его брат, священник Скосырев Константин Николаевич (1884 г.р.). Нужно заметить, что оба они сыновья того самого протоиерея Николая Дмитриевича Скосырева, который 27 лет прослужил в Тобольском кафедральном соборе, много лет преподавал в духовных учебных заведениях г. Тобольска и был похоронен в 1905 году возле алтаря Софийского кафедрального собора.

С первого же года управления епархией владыка Артемий встретился с трудностями. Так, в 1930-м году на основании протокола №93 заседания ОКРика от 15 февраля 1930 г. большинство храмов города были закрыты1. Это следующие храмы: Пятницкий, Покровский, Никольский, Рождественский, Андреевский, Воскресенский, Петропавловский, Богоявленский, Спасский, Знаменский, Благовещенский и Софийский Кафедральный собор2. В некоторых закрытых храмах города с 1929 по 1932 года размещали спецпереселенцев (раскулаченных), сосланных из Центральной России в Сибирь. Но в дальнейшем, в 1932 г. каждый из закрытых храмов служил другим целям:

  1. Пятницкая церковь – верхняя часть была за техникумом, нижняя за союзом «Хлеб»;

  2. Рождественская – пункт питания, за союзом «Хлеб»;

  3. Захарьевская – дом обороны;

  4. Архангельская – клуб Строителей;

  5. Богородицкая – склад;

  6. Андреевская – союз «Хлеб»;

  7. Покровская – союз «Хлеб»;

  8. Знаменская – склад Горколхоза;

  9. Ильинская – склад Горколхоза;

  10. Никольская – союз «Хлеб»;

  11. Рощинская – дом отдыха «3 дня»;

  12. Петропавловская – пустовала;

  13. Кафедральный Собор – союз «Хлеб»;

  14. Благовещенская – гараж «Транс»;

  15. Спасская – пустует, так как горела1.

Действующим оставался только кладбищенский храм Семи отроков. Поэтому все духовенство города, остававшееся на свободе, сосредоточилось здесь. В 1937 году все они были расстреляны. С этого времени, с 1937 года, когда были расстреляны все священнослужители, на всю Тюменскую область остается незакрытым только один храм – это кладбищенская церковь св. Семи отроков в Тобольске. Не была закрыта церковь благодаря сторожу Агриппине Васильевне Волгиной, которая, увидев приближение безбожников, закрылась в храме и не пустила их. А потом церковь, как удаленную от города, оставили в покое2.

Таким образом, к 1939 году РПЦ как организация была разгромлена. На свободе оставалось только четыре правящих архиерея, включая Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Епархий как административных единиц в 1939 году уже не существовало, и отдельные приходы поддерживали нерегулярную связь с Патриархией. Но решающего удара по Церкви власти так и не нанесли, очевидно, опасаясь, чтобы вся Церковь не ушла в подполье, так как официальная и строго контролируемая Церковь представляла меньшую опасность, чем подпольная. Это время в истории получило название «ежовщина» или «Большой террор».

В заключение всего сказанного хочется подчеркнуть, что в истории духовенства города Тобольска, как в капле воды, отразилась история всей Русской Православной Церкви. Сталинские репрессии, которые сменялись кратковременными «тёплыми» отношениями Советского государства к Русской Церкви, нанесли огромный урон, который сказывается и сегодня в Церкви. Через всё это прошла Церковь в 30-е годы XX века.

В ряду архипастырей и пастырей Тобольских явились мученики, которые кровью запечатлели верность Богу.

Исповедники веры не стали для большинства активных верующих людей, к сожалению, до сих пор той «золотой цепью», которая, по словам св. Симеона Нового Богослова, должна нас соединить с праведниками минувших эпох, с полнотой Церкви Торжествующей. Опыт общения с верующими, что люди часто не знают, что в их приходе или соседнем храме есть свои «новомученики», пострадавшие за веру в годы массовых гонений, которые молились в том же самом храме, где они теперь собираются на Литургию, очень огорчает. Факт остается фактом – этот уникальный дар Русской Церкви остается до сих пор в значительной мере под спудом.

В конце всего вышесказанного хочется привести слова Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской: «хочется напомнить слова Священного Писания: «Праведник во веки не поколеблется» (Притч. 10:30). Эта мысль укрепляет нас в уверенности, что всестороннее духовное возрождение нашего народа и развитие церковного служения находит твердую опору в героическом подвиге стояния в вере наших соотечественников, отдавших свои жизни за Христа. Вдохновляемые их верностью Святому Православию, мы обретаем силы для дальнейших трудов на благо народа Божия и земного Отечества нашего»1.

1 Беглов А.Л. Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории ХХ столетия (К осмыслению феномена новомучеников и исповедников Российских), 2010. http://www.bogoslov.ru/text/1249558.html.

1 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. - с. 121.

2 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. - с. 126.

3 Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви (Синодальный и новейший периоды). М., 2006. – с. 432.

1 Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви (Синодальный и новейший периоды). М., 2006. – с. 432.

1 ГАТОТ: Ф. Р-281, Оп. 1, Д. 455, Л.7.

1 ГАТОТ: Ф.462., Оп.1. Д. 259а, Л.2.

2 ГАТОТ: Ф.462., Оп.1, Д. 131, Л.38.

1 ГАТОТ: Ф. Р-462., Оп.1, Д. 131, Л.8.

2 Базылев В., протоиерей. Гонения на Церковь в 20 веке.//Сибирь – земля новомучеников. Материалы III конференции студентов и магистрантов. – Тобольск, 2016. с.6. (В печати).

1 Ювеналий (Поярков), митр. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года. (Материалы Собора). М., 2016.

Просмотров работы: 467