Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. В частности, эти вопросы ставили Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея интерпретировалась ими по-разному. Однако, все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
Много полезных идей на этот счет имеются в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Н.К.Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, то мы не сумеем их хорошо воспитать.
В психолого-педагогических исследованиях отмечаются такие особенности старшего дошкольного возраста, как интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер личности.
Социально-нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития ребенка в дошкольном детстве. Она включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств. Дети в этом возрасте усваивают моральные знания, у них складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм [5].
Педагог должен быть готов к многопрофильной образовательной работе с детьми дошкольного возраста, к осуществлению задач социально-нравственного воспитания. Образовательная работа с детьми дошкольного возраста заключается не только в подготовке к школе, углубленных занятиях какой-либо областью знаний, но и в развитии личности ребенка, становлении моральных норм и ценностей, правил поведения в обществе
В Конвенции о правах ребенка (ч. I, ст. 1) говорится, что «ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» [3]. В гуманистической психологии и педагогике ребенок рассматривается в качестве субъекта. В педагогическом словаре «субъект» определяется как «носитель предметно-практической активности и познания. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании» [4; 5].
Исследователи отмечают, что субъектность ребенкакак социально-целостное качество личности необходимо специально формировать в процессе педагогического взаимодействия. Ребенок социализируется путем подражания и заимствования, сопоставления себя с другими. Но поскольку его жизненный опыт невелик, для успешной социализации он нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке.
Ребенок в младшем дошкольном возрасте выступает перед взрослым как объект. Перед педагогом стоит задача создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности: компетентности, эмоциональности, креативности (творчества), самостоятельности, активности, инициативности, свободы поведения, произвольности (волевого регулирования). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, сотрудничество, педагогическую поддержку.
Развитие субъектности в старшем дошкольном возрасте понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок как субъект начинает не только требовать соблюдения правил поведения от других, но осознанно следует им сам, т.е. возрастает уровень его самосознания. Роль взрослого меняется — из партнера, участника, координатора он превращается в наблюдателя, консультанта, к которому дети обращаются как к авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлением и дальнейшим совершенствованием базисных черт личности ребенка.
Личностно-ориентированный подход предполагает определенную психолого-педагогическую последовательность в содержании и методах воспитания ребенка как личности.
Таким образом, объект дошкольной педагогики — ребенок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. Бережное отношение к нему — главный принцип изучения ребенка как объекта и работы с ним [5].
Субъектность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого.
Дошкольное возраст – уникальный этап в развитии ребенка. Он качественно отличающийся от последующих жизненных периодов, что проявляется в особенностях био- и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности и отношении ребенка с предметным и социальным миром, в самосознании. Закладывая на этом этапе культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром и создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья.
Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения [2].
Содержание воспитания раскрывается в таких направлениях современного дошкольного образования, как физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие детей.
Воспитание дошкольников имеет свои особенности, обусловленные своеобразием развития психики дошкольников и возможностями освоения ими социокультурного опыта. Среди таких особенностей выделим определяющую роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта; необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил; неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях; необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития [2].
В зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка постоянно меняется и педагогическая позиция воспитателя: позиция прямой передачи опыта «Делай, как я», позиция партнерства «Давай сделаем это вместе», позиция обращения к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается» и пр.
Поэтому, осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий:
личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
––создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Литература:
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - М., 2007.
2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – М., 2013.
3. Декларация прав человека. Права ребенка //Основные междкнародные документы. – М., 1992.
4. Каджаспирова Г.М., Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
5. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. А.Г. Асмолов – М.: Просвещение, 2011.