Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека; от него зависит целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, способность преобразовывать отрицательные эмоции и способность переносить положительно окрашенные эмоции [2]. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье.
С целью изучения эмоционального состояния здоровья нами было проведено исследование и получены следующие результаты. Для 80% детей в школе и дома свойственны благоприятные состояния (радость, веселье, спокойствие). Однако остальная часть учащихся отмечает, что нередко испытывает такие состояния, как грусть, печаль, страх, обида. Ко второму классу на первом месте по-прежнему остаются состояния радости, спокойствия, но часть детей выделяет такие присущие им состояния, как грусть, обида. Состояния агрессии и страха, как отмечают младшие школьники ко второму классу снижаются, но к четвертому опять возрастают. У младших школьников, обучающихся в третьем и четвертом классах с большим преимуществом лидируют состояния радости и спокойствия, далее состояния располагаются в следующей последовательности: грусть, агрессия, обида, страх.
Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод о том, что причиной возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний являются отношения «ребенок - учитель» (у 37% детей), «ребенок - -сверстник» (у 18% школьников) и «ребенок - родители» (у45% учащихся). Следовательно, семья является одним из важнейших факторов эмоционального благополучия ребенка.
Большое влияние на эмоциональное здоровье имеют природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих) [3].
Таким образом, эмоциональное здоровье младших школьников – это компонент общего здоровья, который позволяет преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность в положительный настрой к обучению, без которого трудно проявлять свои способности [4]. В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый учитель одной из воспитательных целей должен определить для себя - сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей и создавать в классе условия для развития положительных эмоций, успешности младших школьников, учить верить в свои силы и возможности.
Литература:
Амирханян Л.И., Кокаева И.Ю. Семья школа как партнеры // Начальное образование. 2007. № 2. С. 9-14.
Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания". Владикавказ, 2007. С.35.
Кокаева И.Ю. Психоэмоциональное здоровье школьников и условия его сохранения в современной начальной школе / И. Ю. Кокаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова". Владикавказ, 2009.
Кокаева И.Ю. Роль учителя в охране здоровья младших школьников и организации профилактической помощи // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 12. С. 64-67/