РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Нежведилова Г.Г. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди задач современного дошкольного образовательного учреждения одной из главных, имеющих большое социальное значение является повышение речевой культуры дошкольника. В связи с этим повышаются требования к разработке содержания и методике обучения связной монологической речи, которая в школе является не только специальным объектом обучения, но и основным средством учебной деятельности. Проблеме развития связной речи дошкольников в ДОУ было посвящено много исследований. В этих исследованиях изучались вопросы использования наглядности, в частности картин, в процессе обучения. Использование картин оказывает большое влияние на всестороннее речевое развитие детей дошкольного возраста. Картина воспроизводит какой-то фрагмент действительности, помогает развитию внимания, мышление, наблюдательности. Педагогические исследования Л.А.Пеньевской, Р.М. Жуковой, Е.М.Радиной, О.М.Соловьевой и многих других, посвященных обучению рассказыванию по картине, помогли разработать содержание, методы и приемы работы с картинами, отметили их роль в развитии логического мышления для правильного понимания соотношения содержания и формы, для развития связной речи.

Вместе с этим, несмотря на то, что в методике развития речи картины давно рассматривают как важное средство развития связной речи, рассказыванию по серии сюжетных картин уделяется недостаточное внимание.

Это объясняется тем, что нет теоретического и практического обоснования этого вида рассказывания: специально разработанных серии сюжетных картин для рассказывания на занятиях в ДОУ, нет общих требований к их отбору, не раскрыты пути формирования связанного повествовательного высказывания по ним.

В работе детского сада использование изобразительного материала, в частности картин, оказывает большое влияние на всестороннее речевое развитие детей дошкольного возраста. Картину как средство развития речи рассматривали классики зарубежной и отечественной педагогики (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина и др.) Еще Я.А.Коменский считал картину ценным средством обучения ребенка языку и грамоте, и говорил о том, что знакомство с предметами и их изображениями развивает «восприятие чувства». И.Г.Пестолоцци считал, что обучение ребенка родному языку с самого раннего детства необходимо начинать от наблюдения окружающих его предметов и явлений, и что картина в обучении родному языку является успешным материалом. Говоря о роли картины в развитии речи детей К.Д.Ушинский отмечал: «учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучится над ними: но свяжите с картинками 20 таких слов- и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картинку, он вас поймет. Попробуйте одно и тоже происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному по картинкам, другому без картинок,- вы оцените тогда все значение картинок для ребенка». Картина воспроизводит какой-то фрагмент действительности, помогает развитию внимания, мышления, наблюдательности. Эти особенности отмечала Н.К.Крупская «чтобы научить детей говорить живым, образным языком, надо, прежде всего, научить их смотреть и наблюдать. Если предложить ребенку описать лес, реку, улицу, которые он видит, ребенок не сумеет этого сделать, он растеряется в массе деталей, не сумеет выделить существенное, типичное. И вот картинки смогут помочь обучить его смотреть. Конечно, необходимо брать картины великих художников, по содержанию вполне доступных детям» [1].

В.И.Тихеева отмечала, что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения.

Она отмечала, что «рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель:

1) упражнение способности к наблюдению;

2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения);

3) развитие языка ребенка.

К.И.Тихеева писала, что «большинство восприятий ребенка становятся его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь картины специально предназначены для того чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания». Е.И.Тихеева считала, что занятиям с детьми по картинкам принадлежит в методике развития речи первенствующее место. « При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка,- писала Тихеева,- следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда представляет собой простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Е.А.Флерина отводила картине большое место в эстетическом воспитании. Эстетический материал, взятый непосредственно из художественных произведений, оказывает большое внимание на процессы восприятия, мышления и на общее психическое развитие детей дошкольного возраста. Она отмечала: «любая картина...воспринимается ребенком не как застывший образ, показанный в них,- в воображении ребенка они вызывают цепь событий, действий... [1].

Работа воображения, анализ и несложное умозаключение, предположения, которые дети высказывают, являются непременными спутниками восприятия детьми художественных произведений».

Таким образом, картина является одним из средств наглядности. Исследование роли наглядности в развитии ребенка-дошкольника связано с изучением особенностей его восприятия. Н.В.Ветлугина пишет, что восприятие является одной из ведущих проблем художественного воспитания, что это прямой путь приобщения к искусству. От него во многом зависят и последующая исполнительская и творческая деятельность. Она отмечает, что исследователей интересуют факторы, определяющие характер восприятия. Они зависят от специфики вида искусства, от содержания выразительно-изобразительных средств, от условий и ситуаций, в которых протекает процесс восприятия, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Психологи, изучая особенности восприятия детьми картин, установили, что понимание детьми сюжетных картин, понимание изображенных на них ситуаций, событий зависит как от правильности восприятия, так и от характера изображенного сюжета- его сложности, известности ребенку.

На первом этапе нашего эксперимента ставилась следующая цель: ознакомление детей со структурой связного высказывания. На этом этапе была использована методика Смольниковой Н.Г. В качестве материала были взяты произведения дагестанских и русских авторов. В перспективном плане были предусмотрены разные виды занятий по ознакомлению с художественной литературой; чтение и рассказывание. Занятия проводились один раз в неделю. На занятиях формировали умение выделять структурные части текста; начало, середину, конец. Детям объясняли, что даже без одной структурной единицы рассказ существовать не может. Анализ детских высказываний показывает, что у детей не совершенна связная монологическая речь. Хотя они и понимают отсуствие начала сказки, но придумать начало самостоятельно могут. Необходима специальная работа по развитию связной монологической речи. Далее педагог предложила послушать, как начинается сказка. После чтения проводится словарная работа. Педагог предлагает подобрать определения заданному слову.

На втором этапе мы ставили следующую цель: обучение связному высказыванию по серии сюжетных картин. В качестве наглядного материала использовала серию сюжетных картин В.В.Гербовой;

Контрольный опыт показал, что дети стали четко выделять и представлять сюжетную линию в связных высказываниях, чувствовать структурную организацию текста. В рассказах стала прослеживаться композиционная завершенность, выделяется каждая часть. Рассказы строились грамматически правильно, встречалось большое число предложений - сложноподчиненные конструкции. Речь стала более выразительна, эмоциональна. На основе проведенных экспериментов можно сделать выводы:

1. Формирование у старших дошкольников связной речи является одной из главных задач обучения родному языку в детском саду и имеет большое значение для успешного учения детей в школе, для развития письменной речи как высшего уровня развернутого монологического высказывания. В методике развития речи старших дошкольников проведено много исследований, посвященных формированию повествовательной речи, в том числе с широким использованием средств наглядности, однако уделялось мало внимания развитию повествования с использованием серий сюжетных картин. Односюжетная серия картин представляет собой наглядную опору, облачающую построение связного рассказа. Вместе с тем, она выступает и в качестве своеобразной схемы, модели структуры повествовательного текста, дает возможность сформировать у детей элементарные знания о композиции, этапах развертывания сюжета. Это способствует развитию у детей большей осознанности, произвольности при построении повествовательного рассказ, формированию умений использовать разнообразные типы внутритекстовой связи.

2. Результаты констатирующих опытов показали, что дети имели элементарные знания о структуре текста, о выстраивании сюжетной линии, но в основном составляли описательные рассказы.

3. В ходе констатирующего опыта были использованы методика разработанная Смирновой Е. А., серии сюжетных картин на краеведческой основе, а также серии картин Гербовой В.В. Экспериментальное обучение включало различные варианты предъявления серий сюжетных картин, лексические и грамматические упражнения, направленные на формирование умений использовать разные типы внутритекстовой связи.

4. Результаты формирующего опыта показали эффективность данной методики формирования повествовательной речи у дети старшего дошкольного возраста. В высказываниях детей четко выстраивалась сюжетная линия, определялись смысловые части при переходе от картинки к картинке, прослеживалась структурная организация текста / начало, середина, конец /.

5. Разработанные комплексно-речевые занятия и серии сюжетных картин на краеведческой основе могут быть использованы на практике в ДОУ.

6. Результаты опытов доказывают необходимость включения в программу развития связной речи дошкольников обучения рассказыванию по серии сюжетных картин.

Литература:

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). М., «Просвещение», 1981- 71-74 С.

  2. Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.maam.ru/ detskijsad/metodika-raskazyvanija-po-kartine.html

  3. Виды и приемы рассказывания в детском саду [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bolshoimir.ru/pedagog002.html

  4. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://edu.rin.ru/ html/847.html

Проблемы экологического образования

детей дошкольного возраста

О.В.Карпухина

Магистрант 2 года обучения факультета

дошкольного образования ФГБОУ ВО «ДГПУ»

Научный руководитель - к.п.н., доцент Л.И.Рагимова

Экологическое воспитание - приоритетное направление в дошкольной педагогике, ставшее популярным в последние годы и связанное с обострением экологических проблем из-за негативного воздействия человека на окружающую среду.

«Экология» переводится с греческого языка как «наука о доме», («эйкос» - дом; «логос» - знание, наука). Впервые этот термин ввел в науку немецкий ученый-биолог Эрнест Геккель в 1866 году. Под экологией Геккель понимал науку о «взаимоотношении организмов и их сообществ между собой и окружающей средой». Сегодня можно найти множество определений понятия экология, однако все они сводятся к тому, что экология – наука о связях между живыми объектами природы и окружающей их средой.

Несмотря на пристальное внимание, прикованное в последнее время к проблеме взаимоотношений человека и окружающей его природы, эта тема на протяжении всего времени существования человечества волновала ученых. Но в настоящее время, в условиях угрозы экологической катастрофы, проблема ценностного отношения человека к природной среде является главным условием сохранения жизни на нашей планете. В связи с этим, важное значение приобретает воспитание экологически культурного человека.

Воспитание экологической культуры – это обретение нравственных и духовных ценностей, развитие интеллекта. Первые семь-восемь лет жизни ребенка являются важнейшим периодом в формировании личности. Соответственно становление экологической культуры человека приходится именно на это время, так как в период детства происходит наиболее эффективное усвоение основ экологических знаний. Таким образом, дошкольным образовательным учреждениям уже сегодня необходимо взять новый курс на воспитание экологически грамотных людей нового поколения.

Еще основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский отметил, что: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Существующие в наше время различные экологические проблемы в мире являются следствием того, что дошкольные учреждения уделяют недостаточно внимания экологическому воспитанию подрастающего поколения. Экологическая ситуация на данный момент требует кардинальных изменений сложившегося уклада взаимоотношений человека с окружающей средой. Таким образом, экологическое воспитание человека должно начинаться с дошкольного возраста, чтобы знания, полученные в этот период времени, в дальнейшем смогли преобразоваться в прочные убеждения.

Природа оказывает большое влияние на малыша. Дети очень эмоциональны, открыты для всего нового. Они охотно откликаются и с интересом замечают различные проявления природы. Окружающая действительность заставляет детей присматриваться и задумываться. Красота окружающей природы возбуждает чувство привязанности к своей «малой Родине», которая в итоге выливается в любовь к своей стране. Соответственно и начинать экологическое воспитание детей необходимо с ознакомления с миром природы родного края.

Вышесказанное обусловливает актуальность исследования проблемы освоения регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников.

О необходимости раннего экологического развития детей написано в работах К.Н. Вентцеля, А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского. К.Д. Ушинский говорил о взаимосвязи между логикой природы и развитием мышления ребенка. Логика природы является самой доступной и полезной для ребенка. Он считал, что наблюдения за окружающей природой способствуют развитию гибкого мышления, а логику называл отражением в нашем уме связи предметов и явлений окружающей действительности.

Проблемы морально-нравственного воспитания детей раскрыты в трудах С.В. Алексеева, О.В. Васильевой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравегиной.

Вопросы экологического образования детей дошкольного возраста нашли отражение в исследованиях В.П. Арсеньевой, Н.Н. Вересова, Т.А. Марковой, М.Ю. Поповой.

Не остались без внимания и проблемы развития региональных систем экологического образования подрастающего поколения. Л.И. Грековой, Н.Н. Лебедевой, Е.В. Пчелинцевой и другими были созданы методические пособия региональной направленности. Данная проблема является одной из важнейших на конференциях и симпозиумах экологической направленности. Региональность в экологическом образовании тесно связана с краеведением. Современные ученые-краеведы отмечают экологическую направленность краеведения. То есть экологическое краеведение есть ни что иное как важнейший составной компонент экологического образования.

Однако, несмотря на множество исследований и разработок, вопросы специфичности регионального компонента и методики его внедрения в экологическое воспитание детей дошкольного возраста изучены недостаточно.

На основании вышесказанного, проблема исследования заключается в изучении возможности формирования экологической культуры дошкольников при внедрении регионального компонента в систему экологического образования [1,2].

В процессе экологического образования дошкольников недостаточно внимания уделяется региональному природному компоненту, то есть практически не учитываются природные особенности и специфика экологических проблем, актуальных для каждого конкретного региона. Часто воспитательный процесс дошкольников проводится на основе общих сведений о растительном и животном мире России и других стран. Это еще раз подтверждает, необходимость формирования у дошкольников экологической культуры посредством освоения природы родного края.

Проведенное исследование показало, что формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста возможно. Экологическая культура дошкольника есть ни что иное, как результат усвоенных им в процессе экологического воспитания знаний и умений, выражающийся в бережливом отношении к окружающему его миру природы.

Одним из основных и важнейших факторов эффективного формирования экологической культуры дошкольников выступает методика, включающая понятное для освоения детьми с учетом их возраста содержание экологической культуры. Методика включает доступные для детей основные экологические знания, умения разнообразных видов деятельности в природе, опыт ценностного отношения к ней.

Исследование, выполненное на базе детского дошкольного учреждения «Сказка», с. Бамматюрт Хасавюртовского района, преследовало цель – подтвердить правильность выдвинутой гипотезы и ее теоретического обоснования, по­казало, что процесс формирования экологической культуры дошкольни­ков наиболее устойчиво происходит, когда в качестве теоретико-методологической основы учитываются как общие, так и региональные особенности.

При разработке методики были использованы принципы отбора и систематизации, которые позволили упорядочить знания в достаточно простые системы, основным звеном которых выступали общие знания, отражающие особенности региона, в котором живет ребенок. Детей знакомили только с простыми зави­симостями, при изучении которых важную роль играло на­глядное мышление [3].

Существенных результатов удалось добиться при разработке одного из главных вопросов экологического воспитания – это пробуждение ин­тереса к природе родного края, которая окружает ребенка.

Важные результаты получены при разработке способов экологическо­го воспитания. Предложенная методика способствует формированию умения рассматривать любые отдельные предметы в системе их связей с другими предметами или объектами, умение включать анализируемые предметы или явления в различные сис­темы предметов (понимание сущности экологических проблем региона и природоохранной деятельности; умение вести себя в экстремальных ситуациях, характерных для региона проживания).

Организация педагогического процесса на основе экспериментальной методики успешно способствовала экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Это было установлено с помощью контрольного эксперимента, с использованием систе­мы диагностических задач.

Подводя итоги нашей исследовательской работы, можно сделать сле­дующий вывод: гипотеза исследования подтвердилась, поставленные на­ми цель и задачи исследования были реализованы.

Так мы теоретические проанализировали:

  • экологическую проблему как глобальную проблему человечества;

  • рассмотрели вклад отечественных и зарубежных педагогов в разви­тие проблемы экологического воспитания;

  • выявили особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста;

  • обосновали необходимость внедрения регионального компонента в экологическое воспитание дошкольников;

  • проанализировали существующие программы и методики по экологическому воспитанию дошкольников;

  • в результате опытно-экспериментальной работы по введению ре­гионального компонента в экологическое воспитание дошкольников вы­явили его специфику.

Данное исследование показало, что проделанная работа дала опреде­ленный результат, так как экспериментальная группа показала более высо­кий уровень экологической воспитанности [4,5].

В процессе проведения исследования в экспериментальной группе были замечены такие изменения активных проявлений каждо­го ребенка:

  • появился интерес к природе окружающей ребенка;

  • понимание особенностей своей «малой родины» (море, горы, лес, озера, и др.);

  • понимание сущности живого, желание оберегать, поддерживать и создать для него необходимые условия;

  • эмоциональный отклик на любые проявления животных ирастений, их красоту.

  • понимание экологических проблем и способов их решения;

  • умение вести себя в экстремальной природной ситуации;

Таким образом, определив значимость данной работы, отмечу, что сложившаяся критическая экологическая обстановка в нашей стране обостряет необхо­димость интенсивной работы по формированию у населе­ния экологического сознания и культуры природопользования. И первым важнейшим звеном в системе образования, с которого должна начинаться работа по просвещению экологических ценностей является дошкольное учреждение. Так как именно дошкольное детство является начальным этапом становления личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире природы.

Литература:

  1. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников.// Дошкольное воспитание – 2004.- №7. – с.21.

  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Академия. – 2014. -362с. Ушинский К.Д. Избранное. – М.: Владос. - 2009. - 465с.

  3. Черезова Л.Б. Организация дизайн-деятельности старших дошкольников при создании эколого-развивающей среды в детском саду/ Л.Б. Черезова, И.О. Шехватова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - T.11. - c.61-65.

  4. URL: http://e-koncept.ru/teleconf/95129.html (Дата обращения 01.12.2016).

  5. Шахмарданов З.А. Стратегические направления экологии и охраны окружающей среды в Республике Дагестан // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки.- 2014.- № 2 (27).- с. 51- 56.

10

Просмотров работы: 287