СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

Залкиприева А.А., Курбанова Ф.Ф.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
У России есть достаточно высокий потенциал для развития электронной коммерции. Распространение интернета по всей стране стало причиной увеличения количества пользователей сетью. Появилась возможность оплаты покупок с использованием банковской карты, что сделало осуществление заказов через интернет еще удобнее. Реклама в интернете также сыграла большую роль в появлении электронной торговли. Сначала появились сайты компаний, которые рекламировались в поисковиках, затем возникли формы заказа на сайтах, после появились интернет магазины.

На сегодняшний день Интернет предоставляет возможность приобрести практически все: начиная от продуктов до билетов на самолет. Увеличение количества заказчиков через Интернет связано с тем, что они могут не тратить свое время для того чтобы ехать на другой конец города для осуществления покупок. Электронная коммерция позволяет потребителям в любое время и в любом месте осуществить заказ через сайт.

На российском рынке доля онлайн продаж на бытовую технику составляет 40%. На одежду, обувь, аксессуары приходится 22%, на автозапчасти – 15%. Подробная структура изображена на рисунке 1.

Рисунок 1. Продуктовая структура российского рынка электронной коммерции.

По итогам 2016 года объем российского рынка электронной коммерции может вырасти на 20% и составить 780 млрд рублей. Причинами роста служат то, что люди научились пользоваться сервисами электронной коммерции, узнали и перестали бояться безналичных платежей [1].

В 2015 году рынок электронной коммерции вырос на 16% и составил 650 млрд рублей. Всего в 2015 г. потребители в России совершили 160 млн покупок на внутреннем рынке e-commerce — на 10% больше, чем годом ранее. Также увеличилась и средняя стоимость заказа, если в 2014 году она была равна 3750 рублей, то в 2015 уже составляла 4050 рублей.

В 2014 году объем рынка увеличился на 18% и составил 560 млрд рублей, а в 2013 году – 415 млрд рублей. (Рисунок 2)

Рисунок 2. Объем рынка электронной коммерции России.

На сегодняшний день в России насчитывается более 40 тыс. интернет-магазинов и около 35 млн. покупателей. Заметно возросло количество крупных интернет-магазинов – их около 50, они активно развиваются и расширяются. Больше всего магазинов приходится на категорию микро-магазинов (число магазинов около 35400), на категорию средних магазинов приходится 950 магазинов, малых – 6500.

Если говорить о лидерах, то можно заметить, что в рейтинге топ-100 от агентства DataInsight присутствуют и убыточные проекты, среди них холдинг Ozon.ru, который в 2013 г. нарастил выручку до 7,4 млрд с 6,4 млрд., при этом убыток компании возрос с 610 млн. руб. до 619,7 млн. руб., в то время как еще в 2011 г. убыток составлял всего 211 млн. руб… Также к убыточным проектам относится «Сотмаркет», где чистая прибыль в 18,8 млн. руб. сменилась убытком в 70,1 млн. Рост убытков компаний объясняется ростом проектов, увеличением объемов закупок. Кроме того, Ozon, например, будучи проектом по продаже книг и дисков, поддерживает свои финансовые показатели продажей непрофильных товаров, однако выручки от продажи все же не хватает на покрытие убытков.

На развитие рынка электронной коммерции в России также оказывает влияние и развитие рынка экспресс доставки. Особой популярностью на рынке экспресс доставки пользуются такие компании как EMS Почта России и DPD.

Почта России укрепила свои позиции как главный российский логистический оператор в электронной торговле. Если в 2014 году объем доставки через почту России составлял 39%, то в 2015 он уже составлял 56%. Впечатляющая динамика связана с бурным ростом объема трансграничной торговли, а также с повышением качества сервиса почтового оператора. Конкуренцию Почте России на внутреннем рынке составляют экспресс-перевозчики, среди крупнейших – компании DPD, DHL. Кроме того, у российских покупателей популярен способ получения товара в пункте выдачи заказов или в магазине.

Около 65% пользователей предпочитает оплачивать товар наличными при получении товара. Это связано с тем, что многие покупатели считают небезопасным оплату через интернет.

Среди способов, связанных с предоплатой большей популярностью пользуется банковская карта. Он является надежным способом, и его доля будет расти. Некоторые покупатели оплачивают заказ в банке по квитанции, выставленной магазином. Пользователи считают такой способ менее рискованным, чем оплата пластикой картой, однако он менее удобен и делает процесс покупки более долгим.Также известен способ оплаты электронными деньгами - Яндекс.Деньги, Webmoney и использование платежных терминалов.

В настоящее время в мире активно развивается рынок электронной коммерции. По прогнозам инвестиционного фонда MarcAndreesen, оффлайн-магазины постепенно отмирают, так как их вытесняет торговля через интернет. В ближайшем будущем пользователи вообще откажутся от посещения оффлайн-магазинов, совершая покупки через интернет, что позволяет сократить время и деньги. Такой прогноз является характерным для рынка электронной коммерции США и других развитых стран.

В мире средние темпы роста рынка составляют около 18-20% в год. По оценкам зарубежных экспертов агентства eMarketer’s объем продаж через интернет-магазины в 2015 году составили 1,77 триллион долларов, а по прогнозам на 2016 год, объем будет увеличен примерно на 16% и составит 2,05 триллион долларов. [3]

Динамика увеличения объемов продаж приведена на рисунке 3.

Рисунок 3. Объемы продаж интернет-магазинов мира [2]

Большое распространение в мире получило осуществление покупок в онлайн режиме с использованием мобильных устройств. Доля покупок через мобильные устройства в развитых странах, типа США и Канады, составляет около 25%. В развивающихся странах этот показатель равен 15%. Это означает, что если магазин не предусматривает возможность осуществления покупок через мобильные устройства, то он теряет 25% своих покупателей.

Большое значение уделяется персонализации магазина. Если раньше для этого использовалась информация, указанная пользователем в личном кабинете, то сейчас с развитием BigData, любой магазин можно очень тонко настроить под каждого потребителя.

BigData представляет собой хранилище, которое позволяет собирать и анализировать много разных данных о покупателях. Магазины имеют возможность собирать информацию с различных источников: компьютер, телефон, внешние сайты и т.д. С каждого из источников можно собирать очень разнообразные данные: история посещения, поведение, средний чек, частота покупок, предпочтения и сотни других параметров.

Крупнейшим рынком электронной коммерции является Китай. В стране насчитывается более 600 миллионов интернет-пользователей. Торговля является самой быстрорастущей онлайн активностью Китая. Объем рынка электронной коммерции в Китае равен $562,66 млрд. Здесь, данная отрасль развивается в 3 раза быстрее других, и составляет 8% от общего объема розничных продаж.

Отдельно следует выделить AlibabaGroup - китайская публичная компания, работающая в сфере интернет-коммерции. Основными видами деятельности являются торговые операции между компаниями по схеме B2B и розничная онлайн-торговля. AlibabaGroup управляет различными структурами: Alibaba.com (торговая площадка для организаций), AliExpress.com (продажа товаров в розницу и оптом), Taobao.com (онлайн-рынок розничной торговли, интернет-магазин и интернет-аукцион).

Далее следует США, который насчитывает около 191 миллиона онлайн-покупателей. Около 57% американских магазинов осуществляет торговлю через Интернет. Важное значение для американских покупателей имеет возможность проверить наличие товара на складе или в оффлайн-магазине, которые находятся рядом с домом.Объемы рынка равны $350 млрд. Специалисты Forrester прогнозируют, что американский сектор электронной коммерции, который на данный момент обеспечивает 8% всех розничных продаж в США, за следующие 5 лет обгонит по скорости роста сектор традиционной розничной торговли. Рост будут стимулировать 2 фактора: увеличение использования мобильных устройств и увеличение магазинами инвестиций в свои виртуальные подразделения.

Amazon.com - американская компания, крупнейшая в мире по обороту среди продающих товары и услуги через Интернет и один из первых интернет-сервисов, ориентированных на продажу реальных товаров массового спроса. Чистая прибыль данной компании за 1 квартал 2016 года поднялась до $513 млн., по сравнению с чистым убытком в размере $57 млн.

Третье место занимает Великобритания. Онлайн продажи в этой стране составляют более 13% от общего числа розничных продаж, а в 2016 году исследователи ожидают роста этого показателя до 23%. Объем рынка электронной коммерции составляет $93,89 млрд.

Список использованной литературы:

  1. Кобелев О.А. Электронная коммерция. Издательство МГУК, 2012.-230 с.

  2. Козье Д. Электронная коммерция. Издательство: Русская редакция, 2007. -452 с

  3. Рынок электронной коммерции в РФ // [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:http://www.interfax.ru/business/503544

  4. Тренды мирового рынка электронной коммерции // [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://habrahabr.ru/company/

  5. Электронная коммерция // [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:http://ecommercelaw.ru/jelektronnaja-kommercija-v-internete.html

  6. Электронная коммерция // [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:http://bourabai.ru/einf/chapter116.htm

Просмотров работы: 631