Положительные стороны и преимуществ дополнительного образования в условиях тех или иных учреждений в научной литературе традиционно рисуют весьма оптимистичную картину. Например, Г.Н.Кудашов, характеризуя потенциал современных учреждений дополнительного образования отмечает:
- главное преимущество – свобода выбора и участие растущих людей в деятельности, позитивно воздействующей на процесс ихсоциализации, адаптации, самоутверждения и самореализации.
-дети, подростки и молодые люди, посещающие те или иные образовательно-творческие объединения не испытывают какого-либо морально-психологического напряжения.
- объединения в учреждениях дополнительного образования не могут достаточно эффективно работать по каким- либо типовым программам, так как работа в данной отрасли носит творческий и свободный характер.
К.Марк писал:» Мерой богатства будет отнюдь не рабочее место, а свободное время…, то время ,которое будет использовано человеком для восстановления физических и духовных сил, интеллектуального развития и облагораживанию облика человека»
Кроме положительного составляющего дополнительного образования имеются ряд проблем, с которыми сталкивается данная система. Государственной поддержки недостаточно для выхода на новый качественный уровень, соответствующий современному этапу общественного развития. Необходимо наличие стабильного контингента учащихся, нет конкретного общественного заказа в данной области, что делает эту систему уязвимой и не стабильной. Во многих учреждениях дополнительного образования детей по-прежнему весь педагогический процесс держится на энтузиазме отдельных руководителей, тренеров, педагогов, влюбленных в свое дело и готовых ради него преодолевать любые трудности. Однако такое положение вещей вряд ли можно назвать стабильным. Определенную тревогу вызывают и некоторые количественные показатели развития системы УДОД. Например, некоторые авторы приводят различные негативные факты, имевшие место в системе дополнительного образования детей в последние годы и свидетельствующие о неблагополучном или даже критическом состоянии ряда учреждений. Например, закрытие или перепрофилирование в ряде регионов страны станций юных техников, юных натуралистов, юных туристов, Центров и Дворцов детского творчества. Вряд ли сегодня можно с уверенностью утверждать, что все подобные негативные тенденции благополучно преодолеваются.
Значительная часть контингента получателей дополнительных образовательных услуг являются дети 7-12 лет: хореография, макраме, спортивные виды деятельности. Основной проблемой для допобразования – занятость старших подростков и студенчества, так как старшие подростки массово не желают заниматься внеурочной деятельность, а учреждения дополнительного образования не имеют права обязывать к работе.
Выделяются следующие виды государственных или муниципальных УДОД: - центры: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр; - дворцы: детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); - дома: детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); - станции: станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская экологическая (эколого-биологическая) станция; - детская школа искусств, в том числе по видам искусств; - детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ); - специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР); - детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
По статистике дети посещающие разного рода занятия( кружки, секции и т.д) более адаптированы к общественной жизни, они более открыты миру, а также их психическое состояние находится в стабильном состояние. Педагог дополнительного образования формирует на своих занятиях не только первичные навыки , но и также проводить воспитательные работы с интересной для детей подачей, что положительно влияет на их восприятие и мировоззрение.
Существенная часть системы дополнительного образования детей является широко доступной и в значительной степени финансируется из государственных и иных поступлений. При этом данные позволяют утверждать, что в последнее десятилетие наблюдается определенная стабилизация соотношения платного и бесплатного дополнительного образования детей.
Стабильность и перспективу для системы дополнительного образования дает государственный проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Этот документ дает новую силу и направление в модернизации системы дополнительного образования на ближайшие годы. В проекте программы приоритет отдается развитию инновационных, современных вариантов организации дополнительного образования, активизации актуальных для молодежи ресурсов, что не может не влиять положительно на развитие данной отрасли в целом.
Решением противоречий в системе дополнительного образования возможно лишь при поддержки государства , актуализации и качественной рекламы учреждений дополнительного образования как инновационного и качественного продукта ,способствующей росту и развитие молодежи и не только.
Делая выводы после изучения данной проблемы ,можно сказать, что система дополнительного образования это новая , только набирающая обороты область образования, которая выполняет ряд функций и задач, которые в общем образовании были упущены и не закреплены.
Литература:
Абаев А. М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 100-102.
Селиванова Ольга Антиева, журнал « Вестник Тюменского государственного университета». Социально-экономические и правовые исследования. //Выпуск №9/2013.