ОБРАЗ СМЕРТИ, КАК ФИЛОСОФСКО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРКЕР В ПЕСНЕ «ТРЕПАК» М. МУСОРГСКОГО ИЗ ЦИКЛА «ПЕСНИ И ПЛЯСКИ СМЕРТИ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБРАЗ СМЕРТИ, КАК ФИЛОСОФСКО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРКЕР В ПЕСНЕ «ТРЕПАК» М. МУСОРГСКОГО ИЗ ЦИКЛА «ПЕСНИ И ПЛЯСКИ СМЕРТИ»

Дворяшина М.А. 1, Котикова Т.И. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении всей истории культуры человеческому духу были присущи попытки познания смерти как явления. Но и поныне, из множества существующих вариантов ответа на вопрос: «Что есть смерть для человека?», мы затрудняемся выбрать самый верный, ведь сколько людей, столько и мнений. Чаще всего смерть представляется людям олицетворением зла на земле. Подобное представление сопровождается нежеланием смерти и страхом перед нею. Наиболее ярко это проявилось в искусстве средневековья.

Целая серия работ средневековых художников в жанре Dance Makabre -«пляска смерти»-изображает смерть в чёрных красках, как олицетворение абсолютного зла. То это омерзительная старуха в ветхих одеждах, то высокий скелет в чёрном саване и с косой, то чёрный ангел – ангел смерти. Подобное искусство было созвучно настроениям времени: смерть страшна и ужасна, смерть зла и является орудием дьявола на земле, она приходит из потустороннего мира и лишает человека самого драгоценного – жизни. Хотя ещё в пятом веке до нашей эры Платон (428-348 до н.э.) ставил под сомнение подобную позицию: «Бояться смерти – это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она – величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество – воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?».

Совершенно иная трактовка смерти, смерти как блага, лежит в основе христианской религии. И объясняется это иными ценностями, иной моралью. Ведь для христианина ценна не жизнь, как таковая, но бессмертная душа и добродетель, как высшее проявление духа в человеке. А смерть является лишь переходом из временного материального мира в мир духовный и вечный. Поэтому память о смерти становится полезной человеку, помогает ему быть более добродетельным и страх смерти при этом не подавляет личность. Интересны в этом смысле высказывания святых отцов православной церкви. Так, св. Иоанн Златоуст в толковании 110 Псалма говорит: «Хотя смерть произошла от греха, но сила Божия, человеколюбие и промышление столь велики, что и ее обратил Он в пользу нашему роду…Не есть ли она освобождение от трудов, избавление от забот?.. Не прекращает ли она пороки?.. А живых, скажи мне, смерть не делает ли более благоразумными и кроткими?» [8].

Интересно так же высказывание по этому поводу св. Амвросия Медиоланского: «В смерти имеешь прекращение казней: ибо против терния века сего и попечений мира, и прихотей богатства, подавляющих слово Божие, смерть дана вместо лекарства, как конец всех зол. Ибо не сказал: «за то, что ты послушал голоса жены твоей, возвратишься в землю»; это определение было бы осудительное, как и то: «проклята земля, терние и волчцы произрастит она тебе»; но сказал: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю». Это доказывает, что смерть – это, скорее, окончание казней наших, которым прекращается течение этой жизни. Из этого довольно явно следует, что смерть не только не зло, но является добром» [7].

Итак, вполне естественным можно считать тот факт, что кому-то смерть может казаться чем-то ужасным и сама мысль о ней будет невыносимо тяжела, а кто-то, возможно, будет желать её, как избавления от страданий. Люди, жизнь которых полна трудностей всегда относятся к смерти чрезвычайно серьёзно.

Жизнь Модеста Петровича Мусоргского одна из таких. Смерть входит в его жизнь в 70-е годы. И не просто входит, – становится соавтором его: большинство произведений этого периода создано при её непосредственном участии.

Пора создания Мусоргским вокального цикла «Песни и пляски смерти» приходится на очень тяжёлое для композитора время, время потерь и одиночества. В 1872 году происходит окончательный разлад в содружестве композиторов «Могучая кучка», чрезвычайно болезненно воспринятый Мусоргским. В июле 1873 года умирает его близкий друг талантливый архитектор и художник Виктор Гартман (1834-1873). Одним же из самых ужасных событий в жизни Мусоргского этого периода стала смерть с детства боготворимой им Надежды Опочининой, случившаяся в 1874 году.

В эти же годы композитор непосредственно сталкивается с образами смерти и в современном ему искусстве. Ярким впечатлением для Мусоргского стала выставка работ "русского Гойи", художника Василия Васильевича Верещагина (1842-1904),чьи картины изображали ужасы войны. Под впечатлением от картины Верещагина «Забытый» он пишет одноименную балладу на слова А.А. Голенищева-Кутузова (1848-1913), графа и талантливого поэта, дружба с которым превратится в плодотворный творческий союз поэта и композитора. Эта баллада станет предвестником цикла «Песни и пляски смерти», который они так же напишут вместе.

Итак, личное столкновение с чередой человеческих смертей, потеря близких людей, осознание неотвратимости собственного исчезновения – всё это оставило яркий след в творчестве композитора. Впрочем, темой смерти Мусоргский интересовался на протяжении всей жизни. Наиболее рельефно эта тема разработана в вокальном цикле «Песни и пляски смерти». Как известно, этот цикл задумывался автором более объёмно. Он должен был включать в себя множество зарисовок смерти людей разных и разных сословий: бедняки и богачи, старики и дети. Сам Мусоргский называл эти музыкальные зарисовки «альбом». Каждая часть «альбома» предполагала иметь своё название. В конце концов, композитор остановился на четырёх «картинах», которые теперь собственно и составляют цикл. Это «Колыбельная», «Серенада», «Трепак» и «Полководец». Изначально первые три песни были объединены общим названием «Она», подразумевая смерть.

Первая песня цикла-«Колыбельная», рассказывает об умирающем ребёнке, убаюкать которого приходит смерть. Смерть и Ночь, Смерть и Сон…. Как часто эти понятия рождают ассоциативную связь, ведь испокон веков они идут бок о бок в представлении людей.

Иной образ смерти мы видим в песне «Серенада». Смерть здесь является в облике рыцаря, поющего серенаду девушке, умирающей от чахотки. В «Трепаке» смерть оборачивается вьюгой, усыпляющей пьяного, сирого мужичка. В «Полководце» же – апофеоз Смерти, её триумф на поле брани, ведь здесь она предстаёт в образе полководца.

«Трепак»- единственный номер альбома, оправдывающий название цикла, «Песни и пляски смерти». «Трепак» – именно пляска смерти. Зловещий танец старухи, подчиняющий всё вокруг своему ритму, своей энергетике. Народный танец, с притоптываниями и дробными шагами, с его удалью и весёлостью, перевоплощается в пляску смерти, происходит это через постепенное разрушение элементов танца. Танец смерти здесь это действо, символизирующее разрушение мира материального, переход в иной мир, мир нематериальный. В музыке Мусоргского наглядно показан этот процесс. В то время как вокальная партия довольно сдержана в своём движении, в аккомпанементе происходит постоянное развитие образа, направленное к центру композиции: сначала при помощи возникновения и постепенного введения элементов танца, затем при помощи уплотнения фактуры и повышения тесситуры. Развитие направлено на укрепление жанра, но как только танец наберёт силу, начнётся постепенное его разрушение. При этом размер 4/4 перемежается со вставками 3/2, что даёт эффект не просто расширения, но и торможения. Таким образом, в кульминации, ниспадающие хроматические пассажи являются последним сокрушительным ударом по жанровости. Ритмическая формула, характеризующая трепак (восьмая и две шестнадцатых в басу), превращается в триоль восьмыми – танец разрушен в самом своём основании. Как антитеза танцу в заключение появляется песня - зиме противопоставляются образы лета, возникающие перед крестьянином в последние минуты жизни. Песня «Трепак» заканчивается художественным символом, олицетворяющим момент перехода в вечность.

Личность Мусоргского всегда занимала Георгия Васильевича Свиридова. Идеи, лежащие в основе творчества Мусоргского, оказались актуальными для всех последующих поколений русских композиторов, а для Свиридова вдвойне – ведь главный вклад Свиридова, как и Мусоргского, находится в области музыки и слова. Всю глубину раскрытия Мусоргским образа смерти, всё величие и значимость этой темы Георгий Васильевич Свиридов точно обозначил словами: «Смерть у Мусоргского не зло и не добро. Она - стихия, как и жизнь. В ней нет никакого зла, напротив, она несет сон, покой, избавление от страданий. В ней отсутствует какой-либо социальный элемент, ребенок, пьяный мужичок, солдат или молодая девушка-все равны перед нею. Смерть-благо. Смерть -стихия ночи, ночная стихия в противовес жизни, дневной, деятельной. Ночью умирает ребенок; смерть перед ним нестрашная, в образе няньки, убаюкивающей ребенка, избавляя его от страданий. Девушке, умирающей от чахотки, она является в образе прекрасного молодого рыцаря, поющего ей (любовную) серенаду... Она умирает в его объятиях, наполненная томлением весны и любовным трепетом...»[6].

Последнее произведение в жизни Мусоргского было создано при участии Ильи Ефимовича Репина. По заказу московского галерейщика П. М. Третьякова художник создаёт его портрет, где умирающий композитор предстаёт уже чувствующим скорую смерть, но из последних сил сопротивляющимся ей.

Мусоргский прожил ровно (день в день) сорок два года и ушёл, оставив нам свои произведения. В том числе те, что были созданы в соавторстве со смертью.

Список литературы

1. Дурандина, Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского/ Е.Е. Дурандина.- М. Музыка, 1985 . - 200 с.

2. Келдыш, Ю.В. М. П. Мусоргский./ Ю.В.Келдыш. - М., 1931.

3. Мусоргский, М.П. Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову//ред. Ю.Келдыш./ М.-Л.: Гос. муз. издательство, 1939.- 117 с.

4. Мусоргский М.П. Письма //М.П.Мусоргский /М.: Музыка, 1981 г. -359 с.

5. Сабинина М.Д .,Головинский Г.Л. Модест Петрович Мусоргский. М.: Музыка , 1998. - 760 с.

6. Свиридов, Г.В. Музыка как судьба.//Сост.,автор предисл. и коммент. А.С.Белоненко.- М.: Мол. гвардия, 2002. - 798 с.

7. Святой Амвросий Медиоланский, Две книги о преставлении

брата Сатира//Две книги о покаянии. М.: Учебно-информационный

экуменический центр ап. Павла, 1997. - 208 с.

8. Святой Иоанн Златоуст. На Псалом 110//Творения: В 12 т. СПб.,1899.- 880 с.

9. Стасов, В.В., Памяти Мусоргского //Исторический вестник,1886.

10. Стасов В.В.Статьи о Мусоргском./ В.В.Стасов .- М., 1923.

11. Трембовельский, Е.Б. Стиль Мусоргского//Лад. Гармония. Склад. /Е.Б.Трембовельский . - М.: Композитор, 2010. - 436 с.

Просмотров работы: 658