Развитие технологической связи на современном этапе определяется следующими основными факторами:
1. Структурная реорганизация управления и совершенствование технологий управления деятельностью компании;
2. Выявление определенных недостатков системных, проектных и инвестиционных решений, реализованных в процессе создания цифровой сети связи ОАО «РЖД»;
Новые требования к сетям технологической связи;
Повышение эффективности функционирования системы технологической связи.
Направления развития технологической связи:
Вывод из эксплуатации всех аналоговых систем и средств, перевод системы связи на работу только с использованием цифровых технологий;
Модернизация (замена) того цифрового оборудования, которое к настоящему времени морально устарело или не отвечает требованиям международных стандартов.
Внедрение новых телекоммуникационных технологий, обеспечивающих более эффективное использование системы связи при развитии информационной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Развитие оперативно-технологической связи (ОТС) предполагается в следующих направлениях:
Введение существующих цифровых систем к единым стандартам и протоколам взаимодействия и управления за счет средств производителей;
Замена аналоговых систем ОТС на цифровые системы коммутации на всей сети железных дорог;
Разработка вопросов реализации сети ОТС на базе стандартных систем с коммутацией пакетов;
Создание ОТС на основе пакетной коммутации базируется на безусловном сохранении и использовании действующего на сети цифрового оборудования, с которым должны взаимодействовать мультисервисные сети.
Магистральная сеть связи
Магистральная цифровая сеть связи РЖД ничем не уступает сетям связи ФРГ, Польши и Финляндии.Она служит для передачи информации между ОАО «РЖД» и управлениями железных дорог, а также между управлениями смежных дорог. К магистральным связям относятся телефонная и телеграфная связь общего пользования, оперативная распорядительная связь управлений ОАО «РЖД» с дорогами, связь между ГВЦ (Главный Вычислительный Центр) ОАО «РЖД» и дорожными ИВЦ (Информационный Вычислительный Центр), а также связь между главным диспетчерским центром и дорожными диспетчерскими центрами. Магистральные связи осуществляются по каналам тональной частоты и каналам тонального телеграфирования воздушных или кабельных проводных и радиорелейных линий, а также спутниковых систем передачи.
Внедрение цифровых систем на магистральной сети связи позволяет наиболее оптимально решать проблемы информатизации отрасли, снимая ограничения по объемам и скорости обмена информацией, присущие аналоговым системам.
Радиосвязь
Реформирование организационной структуры управления телекоммуникациями ОАО «РЖД» и создание единой системы мониторинга и администрирования существенно усовершенствовали технологии эксплуатации и интеграции в Единое информационное пространство транспортного комплекса России. Большую роль в организации управления играет технологическая радиосвязь.
Радиосвязь - обеспечивает возможность взаимообмена информацией между подвижными и не подвижными объектами. На железнодорожном транспорте радиосвязь осуществляется по каналам коротковолновой радиосвязи, радиорелейным линиям и спутниковым системам связи.
В настоящее время этот вид связи развивается в направлениях цифрового кодирования сообщений и освоения сверхвысокочастотного радиодиапазона, что позволит значительно увеличить пропускную способность систем и повысить качество каналов.
Спутниковые системы связи способны обеспечить связи в любой точке земного шара без строительства линейных сооружений. Могут быть развернуты в течение нескольких часов и обеспечивают достаточно массивные потоки информации.
Существующая система поездной радиосвязи с использованием групповых каналов, работает на одной частоте. Такая работа приводит к высокой загрузке радиоканала, абоненты сети поездной радиосвязи вынуждены прослушивать большое количество переговоров, не относящихся к ним непосредственно. При этом отсутствует возможность использования индивидуальных вызовов и идентификации вызывающего и вызываемого абонентов
Радиосвязь является наиболее динамично развивающимся видом электросвязи. Ее особенность - относительно быстрое моральное старение средств радиосвязи, что обусловлено особенностями их эксплуатации, а также непрерывным совершенствованием технологий собственно радиосвязи и производства радиооборудования. Широкое применение средств радиосвязи на железнодорожном транспорте обусловили необходимость модернизации действующих систем радиосвязи, а также внедрения принципиально новых. Основным направлением модернизации средств радиосвязи становится цифровое кодирование передаваемой информации. При этом система поездной радиосвязи должна органично вписаться в цифровую оперативно-технологическую связь.
Применение цифровых информационных технологий позволяет создать комплексную систему, интегрирующую все виды железнодорожной радиосвязи. Реализация такой системы возможна в диапазоне дециметровых волн с использованием сетей подземной связи и автоматической коммутации.Основным направлением развития технологической радиосвязи является переход к цифровым системам на основе TDM-технологии. В целях обеспечения непрерывности следования железнодорожного транспорта и коммуникации с железными дорогами Европы и СНГ необходимо ввести стандарт цифровой технологической радиосвязи GSMR.В настоящее время следует выделить несколько основных направлений развития технологической радиосвязи, в реализации которых участвует институт:
Развитие цифровых систем радиосвязи;
Модернизация аналоговых сетей радиосвязи;
Использование средств радиосвязи для решения прикладных задач, в частности – для решения задач по управлению движением поездов;
Решение проблем ЭМС радиоэлектронных средств, применяемых на железнодорожном транспорте;
Применение спутниковой подвижной радиосвязи.
Спутниковая подвижная радиосвязь
Использования сетей общего пользования Глобалстар и Инмарсат находит применение на железнодорожном транспорте преимущественно для организации радиотелефонной связи при проведении аварийно-восстановительных работ, а также для связи пассажиров впоездов на участках, не охваченных сетями сотовой радиосвязи.
Таким образом, построенная цифровая сеть связи требует модернизации для доведения ее до требований, предъявляемых Министерством информатизации и связи, а реализация наиболее эффективных технических решений в области железнодорожной связи на современном этапе возможна только при комплексном использовании средств технологической связи и радиосвязи, а в ряде случаев – сетей связи общего пользования, на основе современных цифровых технологий. В результате внедрения цифровой телекоммуникационной сети достигнуты следующие результаты:
1. Значительной мере обеспечена потребность ОАО "РЖД" в ресурсах связи, повышены качество и достоверность передачи информации в сетях передачи данных, обеспечивающих функционирование систем железнодорожной автоматики информационно-управляющих систем;
2. Повышено качество обслуживания и расширен перечень услуг в сети автоматической телефонной связи;
3. Внедрена система управления перевозочным процессом, включающая в себя центр управления перевозками, дорожные.
Список литературы
1. Автоматика связь информатика (2008): Развитие цифровой радиорелейной линии [электронный ресурс].-Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fpadabum.com%2Fx.php%3Fid%3D111486&name=x.php%3Fid%3D111486&lang=ru&c=58bb7b3661ae
2.Виды транспортной связи и её назначение [электронный ресурс].-Режим доступа: http://studopedia.ru/7_31884_vidi-transportnoy-svyazi-i-ee-naznachenie.html
3.Евразия вести: Современная цифровая технологическая связь российских железных дорог [электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.eav.ru/publ1.php?publid=2006-05a16