ГУСЕЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГУСЕЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Должикова О.Н. 1, Котикова Т.И. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гусли как исконно русский народный музыкальный инструмент являются выражением национального характера и исторически символичны, значимы для нашей страны. Они выступают связующим звеном между прошлым и настоящим. Хотя гусли не раз становились предметом специального музыковедческого, инструментоведческого исследования, «данный феномен не был в полной мере рассмотрен именно как социокультурное явление» [3. 3 с.], и в настоящее время может быть поводом для всеобщего историко-культурного изучения.

Памятники русского народного творчества, образцы русского эпоса, народные песни, древнерусская поэзия, развивавшиеся в неразрывной связи с народной музыкой (вокальным и инструментальным искусством) предоставляют обильный материал для понимания эволюции гуслей, их роли, особенностей восприятия в разные эпохи. Гусли занимали особый статус в общественной и духовной жизни русского человека на самых разных этапах развития отечественной культуры. Они являются наиболее древним и исконно русским «музыкальным орудием» по выражению Фамицына А. С. Гусли, в этимологическом словаре Крылова, как общеславянское слово, восходящее к той же звукоподражательной основе, обозначают глагол гудеть. В гусли гудели. В этимологическом словаре Фасмера - гудить, гужу, значит "играть на гуслях, шуметь". По мнению профессора Славянской Международной Академии, народного сказителя России Г. И. Лаврова, название инструмента связано со звуком натянутой на лук тетевы, которая в древности именовалась «гусла». С позиции ведической мифологии, этнолог Жарникова С. В. сравнивает игру на гуслях «с тканьем мировой гармонии…автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны гусель, по которым передвигаются пальцы Вещего Баяна, как по нитям основы уток, творя ткань эпической песни. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно, в ведических текстах многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается уток (гусь-свет-огонь), созидая вещественный мир. «ГУ» - значит звучать, но кроме этого в санскрите «ГУ» - значит двигаться, гулять» [12]. Образы водоплавающих птиц: гусь, лебедь, утка упоминаются в обрядовых песнях календарного цикла, где гусли являются сопровождающим элементом.

Гусли – древнерусский, струнный щипковый инструмент. Имеет родственников в Финляндии – кантеле, в Эстонии – каннель, в Латвии – кокле, в Литве – канклес, а в Беларуси – цимбалы. Историческая разновидность гуслей: звончатые (яровчатые), псалтирь, лирообразные, стационарные. Один из первых видов гуслей это звончатые (яровчатые, от слова «яров» - порода клена) с количеством 5—7 струн. В XIV—XVI веках благодаря искусству музыкантов - скоморохов появляются гусли - псалтирь с большим количеством струн, в увеличенном объеме и измененной формой, как ответвление и усовершенствование звончатых гуслей. Маленькие яровчатые (звончатые) гусли продолжают бытовать и до нашего времени, выработав свою оригинальную форму и увеличив количество струн до 13—14. В XVIII в. на базе гуслей-псалтири отечественными мастерами музыкантами создаются большие столовидные гусли с диатоническим строем, а в середине XVIII в. особенное внимание завоевывают также большие столовидные гусли, но уже с хроматическим строем. Потребителями гусельной музыки были все слои общества: от аристократов до простого народа. В начале XX века были сконструированы гусли клавишные или педальные, которые, вместе с гуслями хроматическими щипковыми в настоящее время входят в состав больших оркестров русских народных музыкальных инструментов. Образы гуслей, гусельного искусства, исполнителя - гусляра нашли отражение в отечественном фольклоре, литературе, живописи, в пластических искусствах, а позже и на киноэкране.

Северо-запад России – (Новгород, Псков, Москва, Санкт-Петербург) – это исконный заповедник гусельной культуры. 80 % всего гусельного наследия – архивы, коллекции исторических инструментов, педагогическая школа, сохраняющая традиции исполнительского мастерства, исследователи традиции изготовления и опыт современной реконструкции в полном объёме сосредоточен в Санкт-Петербурге. Здесь накоплен исключительный экспериментальный опыт производства и реставрации всех конструкций гуслей, существовавших в России (от 5-струнных до 60 струнных хроматических), которые активно и успешно осваиваются по всей стране и за её пределами. Деятельность музыкантов-гусляров, с ее разными уровнями и направлениями, сохраняют значение гуслей как носителя культурных традиций России - духовной, музыкальной, эстетической, и, наконец, общехудожественной в многообразии общекультурных практик.

В связи с этим особый интерес представляет творчество современного гусляра - Глазовой Ольги Геннадьевны (1993), студентки Санкт-Петербургской гос. консерватории имени Н.А.Римского – Корсакова. В родном городе Пскове, с 2000 года прошла этапы обучения в музыкальной школе и колледже искусств, связав свою жизнь со звончатыми гуслями. Сейчас Ольга Глазова исполнитель-гусляр, композитор и поэт, лауреат более 30-ти международных и всероссийских конкурсов исполнителей на народных инструментах, номинант на Премию им. С. Курёхина-2013 и 2014 в области современного искусства в номинации «Этно Механика – лучший world music проект», сотрудничает с группами «Аффинаж», «Theodor Bastard», «Аквариум». Она уже издала два диска сольной музыки для гуслей и работает над «восстановлением утерянной техники игры пальцами», чтобы создать новую собственную методику. Игра медиатором на гуслях уже досконально изучена и представлена методическими и практическими трудами многих гусляров. Ольга играет на единственных в мире 30-струнных гуслях, изготовленных уникальным мастером Александром Тепловым, который делает гусли от маленьких детских до оркестровых. Он занимается экспериментальной реставрацией - тридцать лет жизни посвятил восстановлению старинных гуслей и их коллекционированию. В его собрании - более сотни инструментов. Он единственный в России мастер-гусельник, который отреставрировал все экспонаты самой большой в стране гусельной коллекции. В петербургской консерватории хранятся 33 уникальных инструмента, татарские шлемовидные, новгородские и псковские крылатые, поповские многострунные - трофеи этнографических экспедиций. Теплов Александр Николаевич – автор проекта «Гусли через века», в котором сформулированы основные тезисы для формирования единого культурного пространства и обеспечения доступа к информационным ресурсам. Эти идеи актуальны и заслуживают внимание общественности. Через звучащие конструкции с разным репертуаром, в разных составах, можно показать все десять веков гусельной культуры в России, как они сейчас существуют в современном обществе и востребованы исполнителями различных направлений: фольклорного, академического, бардовского, этно-джаза.

В современный период всеобщей глобализации важно сохранить культурную идентичность. Реализация музыкального наследия в различных творческих проектах дает возможность показать значимость современной культурной политики в российском обществе, которая заключена в поддержании, распространении и создании условий для развития культурного потенциала нации.

Список литературы:

  1. Акулович В. И., Брунцев В. А. «Гусли в музыкальной культуре России конца XIX – начала ХХ века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский»; Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2015 г., 38 с.

  2. Тихомиров Д. П. «История гуслей. Очерки»; ученые записки тартуского государственного университета, 116 выпуск, Tartu 1962, 93 с.

  3. Усков А. С. «Традиционные музыкальные инструменты в историко-культурном и символическом контекстах (на примере русских гуслей)»; автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии, М. 2010 г., 27 с.

  4. Фамицын А. С. «Гусли, русский народный музыкальный инструмент»; СПб: Общество любителей древней письменности, 1890, серебряная медаль Академии наук, 164 с.

  5. Фамицын А. С. «Скоморохи на Руси»; СПб., Тип. Э. Арнгольда, 1889, 195 с.

  6. http://folkraider.ru/interviews/2015/11/17/утерянная-техника-игры-пальцами/

  7. http://astok-press.ru/index.php?section=guest.php&guest_id=7

  8. https://hitch.space/olga-glazova

  9. http://tvkultura.ru/article/show/article_id/25131/

  10. http://www.metakultura.ru/kalik/history.htm

  11. http://rusnardom.ru/12430/

  12. https://youtu.be/8H01FvFVJvs Видео опубликовано 23 сентября 2011 «Секрет гонения на гусли…» Текстовый вариант доклада Светланы Жарниковой.

Просмотров работы: 356