ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Шапошникова А.И. 1
1Педагогический институт Иркутского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема воспитания «человека культурного» в современном обществе весьма актуальна. Актуальность обусловлена не только естественным процессом стремления молодого поколения к восприятию новых современных реалий как ценности и отходом от духовных корней отечественной культуры, культуры и идеалов старших поколений, но и тем, что у молодых – другая философия, другой взгляд на мир, другие формы общения, другая субкультура, которая только со временем вберет в себя то, что сохранено в веках, то без чего нет ни патриота, ни гражданина, ни человека, ни индивидуальности.

Большая роль в развитии личности, в формировании другого отношения к себе, к другим людям, к будущим смысложизненным ценностям, к обществу принадлежит образованию в целом и профессиональному, в частности. Современные информационные достижения изменили отношение к познавательной деятельности, лишено смысла в образовании понятие «добывание знаний», поэтому в профессиональной подготовке на первое место выходит индивидуальность личности и компетентность специалиста в виде способности к продуктивной и творческой деятельности по отношению к определенному объекту в рамках деловой компетенции.

В контексте изучения новой модели современного специалиста и в связи с подвижностью требований к нему, с нашей точки зрения, должны сохранить приоритет общекультурные компетенции. Их основу составляет совокупность знаний, навыков культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Формирование общекультурных компетенций у студентов связано не только с приобщением к системе значимых ценностей, с развитием понимания невозможности дальнейшего развития общества без учета прошлых и современных изменений картины мира, образовательных условий, которые диктуют высокие требования к подготовке будущих выпускников, но и с развитием нравственной основы личной ответственности за уровень владения профессиональной деятельностью.

Именно этим можно объяснить высокий интерес в современной науке к выделенной нами проблеме. Так, например, исследованы инновационные подходы к педагогическому образованию (К. Ангеловски, М. В. Кларин, Л. Н. Лесохина и др.); выявлена сущность и функции профессиональной деятельности педагога (С. Г. Вершловский, А.С.Косогова, Н. В. Кузьмина, О.А.Лапина, А.П.Тряпицина и др.); обоснованы факторы, способствующие педагогическому творчеству и творческому применению педагогического опыта (С.Г.Воровщиков, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, В. В. Краевский и др.); развитию инновационных процессов в образовании (В. И. Журавлев, Н. Р. Юсуфбекова и др.).

Традиционный подход к преподаванию уже не может удовлетворять в полной мере современным высоким запросам и, таким образом, традиционных методов и средств педагогических технологий оказывается недостаточно для того, чтобы заинтересовать студента, вовлечь его в учебный процесс так, чтобы он был готов самостоятельно работать с полученной информацией.

Назрела потребность в совершенствовании культуры самообразования, саморазвития, самосовершенствования, формировании установки, обеспечивающей уверенность в профессионализме, в адекватности качества знаний задачам профессионального образования. Мы полагаем, что организация процесса обучения на базе интерактивных технологий позволит включить новое и критическое отношение к учебной информации, новые концептуальные подходы к организации культуры взаимодействия, понимания профессии как сложившихся установок и ценностей в социокультурном пространстве. С нашей точки зрения, именно влияние информационных технологий изменяет культуру взаимодействия будущего специалиста, культуру профессиональной самопрезентации, внешние и внутренние мотивы самоутверждения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили материалы в таких областях знаний:

- концепция формирования компетентностей, возможностей их применения (И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.В.Хуторской и др.);

- положения философии образования и психологии о социокультурном аспекте в обучении (Е.В.Бондаревская, Л.И.Новикова, Т.Т.Черкашина и др.);

- научные положения о преобразующей роли деятельности в развитии человека (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев);

- теоретические представления о профессиональном становлении с позиции компетентностного подхода (Н.В.Кузьмина, М.И.Лукьянов, А.В.Хуторской и др.);

- работы, освещающие развитие творческих и исследовательских способностей студентов, формирование навыков активного и самостоятельного решения профессиональных задач, творческого взаимодействия (В.И.Андреев, М.И.Винокурова, А.В.Захарова, А.С.Косогова, Е.В.Коротаева, А.К.Маркова, О.А.Лапина, Н.А.Переломова, Е.Л.Федотова и др.);

- теоретические положения применения интерактивных технологий обучения (А.П.Аникеев, Ю.С.Арутюнов, В.Я.Платов, Ю.В.Щербинина и др.).

Как видим, изменение художественно-образовательной культурологической парадигмы – признак современного профессионального образования, свидетельствующий о переходе на более высокий уровень подготовки специалиста: формирования общекультурных компетенций с учетом уровня усвоения новых информационных технологий.

Общекультурные компетенции мы рассматриваем в качестве основополагающих ценностных представлений специалиста об общественных и общекультурных явлениях, о новых цивилизационных идеях, ценностях, нормах, знаниях и способах их трансляции, присвоения и преобразования. Об уровне развития общекультурных компетенций можно судить по способности понимать, принимать и отстаивать общечеловеческие, смысложизненные и профессионально значимые ценности, по фундаментальности метазнаний и владению информационными технологиями, способности выстраивать межличностное и деловое сотрудничество, проявлять интерес к профессиональному самосовершенствованию.

Формирование общекультурных компетенций у студентов связано не только с приобщением к системе значимых ценностей, с развитием понимания невозможности дальнейшего развития общества без учета прошлых и современных изменений картины мира, образовательных условий, которые диктуют высокие требования к подготовке будущих выпускников, но и с развитием «нравственной основы» (Д.С.Лихачев) личной ответственности за уровень владения профессиональной деятельностью.

В качестве апробации идеи было проведено шесть занятий (всего 12 часов) со студентами-бакалаврами и две экскурсии (всего 2 часа). Практика проводилась в ПИ ИГУ, для эксперимента была взята дисциплина «Культурно-просветительская деятельность педагога».

Главным в развитии общекультурных компетенций мы полагали «погружение в ситуацию» (эпоху, определенное время, культурные течения, традиции) с целью выявления требований к уровню и формам самопроявления личности. Продуктом интеллектуального труда обучающихся мы выделили субъект-субъектное взаимодействие, проявление творческих способностей студентов, самовыражение, активизацию получения новых знаний.

На занятиях использовались различные интерактивные подходы, такие как творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; обучающие игры; изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция–дискуссия); использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, выставки.

Также учитывались особенности восприятия студентами новой информации. На занятиях использовались технологии, которые могли бы вовлечь в процесс представителей разных типов восприятия (презентация и видео для визуалов, аудиозаписи для аудиалов, работа с карточками, буклетами и прочим наглядным материалом для кинестетиков).

В качестве примера приведем студенческие работы по занятию «Супрематизм. Черный квадрат К. Малевича».

Целью занятия было ознакомить студентов с абстрактным искусством с помощью таких интерактивных технологий, как «игра» и «дискуссия». В начале занятия студентам предлагалось просмотреть видео «Зарождение современного искусства» и обсудить его. Затем была показана презентация «Супрематизм К. Малевича». После презентации следовала обучающая игра с фигурами, суть которой заключалась в создании студентами собственных геометрических композиций. Завершилось занятие дискуссией на тему «Черный квадрат К. Малевича – искусство или шарлатанство?», «Может ли абстрактная фигура выразить внутренний мир человека?», «Что может стать причиной абстракционизма? Чем могут быть вызваны разные способы восприятия культуры в обществе? И т.д.

Экскурсии в музеи, театры, создание минифильмов «Мое понимание Рафаэля», «Творческое самовыражение Маяковского», «Гражданская позиция шестидесятников», «Стихи и судьба М.Цветаевой» – все это аспекты самовыражения. Важная цель объединяет все творческие проекты: рассмотреть культуру как смыслоорганизующую творческую переработку информации, накопление новых знаний, ценностей, норм поведения в соответствии с объектом деятельности.

Обобщая, можно сделать вывод: формирование общекультурных компетенций будущего специалиста обусловлено влиянием социокультурной среды, целенаправленным приобщением к взаимодействию в рамках профессионального самосовершенствования в соответствии с «культурной матрицей», в рамках которой специалист мыслит и действует.

Список литературы:

1.Антони М.А., Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов Текст. / М.А. Антони // Психология обучения. -2010.-№12, с. 53-63.

2.Асмолов А.Г, Кондаков А.М. Образование России: от «культуры полезности» – к «культуре достоинства» /А.Г.Асмолов, А.М.Кондаков// Педагогика, 2004, №7, с.3-11.

3.Звонников В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учеб. Пособие/В.И.Звонников, М.Б. Челышкова.–М.:Логос, 2012. –280 с.

4.Косогова А.С. Современные проблемы науки и образования: уч. пособие/А.С.Косогова.–Иркутск:изд-во ИГУ, 2015.–220с.

5.Коржуев А.В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании/ А.В.Коржуев, В.А.Попков.-ЭВК.– М.:Изд-во МГУ, 2003.–304 с.

6.Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Модель педагога в контексте современного представления о профессиональном развитии/ О.А.Лапина, Н.Н.Пядушкина////Вестник высшей школы,№6(июнь 2015), с.18-22.

7.Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса/ Л.И.Новикова. //Цивилизации. М., 1992.-Вып 1.– С.20

8.Равочкин Н.Н.Гуманизация и гуманитаризация образования /Н.Н.Равочкин //Вестник высшей школы,№6(июнь 2015), с.95-101.

9.Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы/ Н. Суворова// Учитель, 2000, №1, с.25-27.

10.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования/ А.Хуторской.// Нар. Обр., 2003. № 2. С.58-64.

11.Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить – говорить –действовать: учеб. пособ. /Ю.В.Щербинина.– М.: Флинта; Наука, 2010.–440с.

Просмотров работы: 221