РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ

Никулина Е.В. 1, Сычева Д.В. 1
1НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, а также для поддержки социально-экономического развития страны Совет Федерации и Государственная Дума организуют специальный исполнительный орган - Счетную палату Российской Федерации. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

Счетная палата – постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности. Является полноправным участником бюджетного процесса в России, обладающим широкими полномочиями для эффективного контроля за средствами федерального бюджета, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния (ФНБ), государственных внебюджетных фондов и федеральной собственностью [1].

Также, для обеспечения устойчивого развития страны Счетная палата РФ реализует контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Целью данных мероприятий является обеспечение контроля органов местного самоуправления, предприятий, организаций, банков, страховых компаний и других финансово-кредитных учреждений, их союзов, ассоциаций и иных объединений вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Рассмотрим количество проведенных Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (таблица 1).

Таблица 1

Анализ количества проведенных Счетной палатой РФ контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за 2013-2015гг.

Вид проверки

Годы

Абсолютное отклонения (+,-)

2013

2014

2015

2014г./

2013г.

2015г./2014г.

Экспертно-аналитические мероприятия

122

96

78

-26

-18

Контрольные мероприятия

348

349

244

1

-105

Всего проведено мероприятий

470

445

322

-25

-123

Из таблицы 1 видно, что основную часть проведенных мероприятий составляют контрольные мероприятия. В 2014 году количество контрольных мероприятий увеличилось на 1 проверку, а в 2015 году снизилось на 105 мероприятий по сравнению с 2014 годом.

Счетная палата РФ ежегодно осуществляет контрольные и экспертно-аналитические проверки объектов Российской Федерации. В 2015 году количество данных мероприятий сократилось в результате укрупнения тематики мероприятий и увеличения степени охвата объектов. Вследствие чего, количество объектов охваченных мероприятиями, проводимыми счетной палатой в 2015 году увеличилось и составило 2594. Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всегда докладываются непосредственно главе государства.

Все это нацелено на обеспечение побуждений к правомерным действиям, а также следование финансовому законодательству Российской Федерации для устойчивого развития страны.

Счетная палата при проведении ревизии и проверок получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию, для документального подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов в целях обеспечения законности [2].

Проведем оценку полученных данных по результатам внешнего государственного аудита за 2013-2015гг. (таблица 2).

Таблица 2

Динамика выявленных нарушений и недостатков Счетной палатой РФ

при поступлении и использовании средств бюджетной системы

за 2013-2015гг., млрд. руб.

Вид нарушения

Годы

Темп прироста, %

2013

2014

2015

2014г/

2013г

2015г./2014г.

Нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете

и финансовой отчетности

41,7

14,0

78,2

-66,43

458,57

Нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных

и муниципальных нужд

233,3

39,6

126,1

-83,03

218,43

Нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью

23,6

25,5

30,76

8,05

20,63

Иные нарушения, выявленные при использовании средств бюджетной системы

35,7

92,0

31,8

157,70

-65,43

Нарушения в ходе использования средств финансовой и гуманитарной помощи Российской Федерации, предоставляемой иностранным государствам

0

0

15,6

-

-

Всего выявлено нарушений и недостатков

722,9

524,5

516,5

-27,45

-1,53

По результатам проведенного исследования в таблице 2 можно сделать вывод, что общая сумма выявленных Счетной платой нарушений в 2015 году уменьшилась на 1,53%. Это связано со снижением суммы нарушений бюджетного законодательства и иных нарушений, выявленных при использовании средств бюджетной системы (на 65,43%).

Следующим мероприятием Счетной палаты выступает проведение государственного аудита. Проводя внешний государственный аудит, Счетная палата оценивает насколько эффективно используются федеральные ресурсы, и соблюдается их целевое назначение (таблица 3).

Таблица 3

Анализ выявленных нарушений и недостатков при поступлении

и использовании средств бюджетной системы в части целевого и неэффективного использования средств за 2013-2015гг., млрд. руб.

Вид нарушения

Годы

Абсолютное отклонение, (+,-)

2013

2014

2015

2014г/

2013г

2015г./2014г.

Нецелевое использование средств

3,9

9,5

3,7

5,6

-5,8

Неэффективное использование средств

66,3

173,1

81,2

106,8

-91,9

Анализ результатов таблицы 3 отражает, что объем нецелевого использования бюджетных средств в 2015 году снизился на 5,8 млрд. руб. Сумма неэффективного использования государственных и иных средств уменьшилась на 91,9 млрд. руб. Данные показатели свидетельствуют о снижении нарушений в бюджетной системе страны и эффективности проводимых Счетной палатой контрольных мероприятий.

Счетная палата принимает исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы как государственных структур, так и иных участников бюджетного процесса, включая институты гражданского общества, широкие слои населения.

Так, приняты меры по привлечению должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, к различным видам ответственности. Всего по представлениям Счетной палаты за отчетный период к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации привлечены 344 должностных лица, в том числе: 84 человека получили замечания, 3 предупреждения, 46 выговоры, 65 человек уволены, 30 человек были депремированы, к 116 сотрудникам были применены иные меры дисциплинарного воздействия.

По итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата на постоянной основе направляет свои рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, нацеленные на устранение выявляемых проблем и недопущение в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства.

В целях повышения качества прогнозирования доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета главными администраторами доходов и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Счетная палата неоднократно обращала внимание на необходимость разработки методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета [3].

Таким образом, роль Счетной палаты заключается в осуществлении контроля, концентрации на оздоровлении банковского сектора и поддержке отдельных секторов экономики, реализации приоритетных национальных проектов, реформировании пенсионного обеспечения граждан, комплексного анализа межбюджетных отношений, формировании потенциала развития и повышения международного авторитета РФ. Эффективное функционирование Счетной палаты будет способствовать социально-экономическому развитию страны.

Список литературы

  1. О Счетной палате Российской Федерации / федер. закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (действующая редакция, 2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.

2. Афанасьева, С.А. Некоторые особенности организации и деятельности Счетной палаты Российской Федерации / С.А. Афанасьева, М.А. Орлов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2015. - № 3(19). – С. 44-51.

3. Цапина, Т.А. Счетная палата Российской Федерации в системе органов конституционного контроля в Российской Федерации / Т.А. Цапина // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2014. - № 8. – С. 83-85.

4. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году / офиц. документ (дата обращения – 01.03.2017 г.). - Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report /#764.

5. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2014 году / офиц. документ (дата обращения – 01.03.2017 г.) - Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report /#842.

6. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2015 году / офиц. документ (дата обращения – 01.03.2017 г.) - Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report /#874.

Просмотров работы: 994