ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ТРЕНЕРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ТРЕНЕРА

Калмыкова С.Г. 1, Штукатурова А.С. 1
1ГБПОУ Училище олимпийского резерва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Профессиональное воспитание студента-спортсмена училища олимпийского резерва направлено на формирование основ профессиональной культуры будущего спортивного педагога, тренера. Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению. Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с воспитанниками, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

К профессионально важным качествам тренера относятся нравственные, коммуникабельные, волевые, интеллектуальные и психомоторные, которые позволяют преобразование личности человека, не только его физическую, но и духовную сферу. Настоящая цель тренера - чтобы его ученик был успешным не только в спорте, но и в других областях жизни. Иначе вся деятельность тренера - бессмысленное занятие.

В связи с таким подходом актуализируетсяпроблема формирования профессионально-педагогических качеств тренера в создании благоприятных условий для проведения учебно - тренировочных занятий и соревнований.

Целью исследования являлось изучение профессионально важных качеств личности тренера и выявление пути их формирования.

На первом этапе исследования мы предложили начинающим тренерам (стаж не более 3-х лет) заполнить анкету контроля и самооценки своих профессиональных качеств. Для корректной оценки сформированности профессионально-личностных качеств тренера были использованы опросники Ж.К. Холодова, В.С.Кузнецова, М. Рокича, А. Карелина.

По данным опроса были получены оценки (в баллах) профессионально-личностных качеств тренеров. (Рисунок 1).

Испытуемые показали средние результаты (некоторые ниже среднего уровня).

Рисунок 1 – Уровень сформированности профессионально-личностных качеств тренера на констатирующем этапе

На втором этапе исследования тренерам были предложены основные направления формирования профессионально-личностных качеств, состоящие из 3-х разделов:

- профессионализм (курсы повышения квалификации, работа в методических объединениях, разработка программно-содержательного обеспечения по видам спорта),

- самообразование (сформированность знаний в сфере физической культуры и спорта, ценностные ориентации личности тренера, исследовательская работа),

- деятельность (сформированность потребностно-мотивационной сферы, качественно-количественные характеристики участия в освоении ценностей физической культуры).

С целью определения динамики сформированности профессионально-личностных качеств тренера также были применены опросники и психологические методики (М. Рокич, А. Карелин). Полученные результаты вы можете увидеть на слайде.

Рисунок 2 – Уровень сформированности профессионально-личностных качеств тренера на формирующем этапе

Показатели испытуемых отражали высокий уровень сформированности исследуемых качеств. Сопоставляя средние результаты по каждому направлению, мы получили положительную динамику (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Динамика средних показателей сформированности профессионально-личностных качеств тренера представлена на слайде.

Опросник М. Рокича позволил составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности

Анализ таких результатов необходим:

  • в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы (или для молодых специалистов);

  • при консультировании по вопросам карьерного роста;

  • в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);

  • при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;

  • при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;

  • при изучении мотивационной сферы сотрудников;

  • при изучении и проектировании стандартов поведения;

  • при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям

Анализ полученных результатов позволяет выявить направления для дальнейших исследований в формировании профессионально-личностных качеств тренеров.

Литература:

  1. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А.Дергач, А.А. Исаев. М.: Физкультура и спорт, 1981. 375с.

  2. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Железняк.Ю.Д, Петров П.К- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 264с.

  3. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. –М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 864с.

  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. -480с.

 

4

 

Просмотров работы: 314