регулирующий орган;
цель учета;
доступность отчетных данных;
пользователи информации;
ответственность за достоверность и своевременность;
обязательность ведения учета;
сроки представления отчетности;
объекты учета и отчетности;
периодичность предоставления отчетности;
методы ведения учета;
привязка ко времени;
правила ведения учета;
степень точности информации;
используемые измерители;
способы группировки расходов;
тип информации;
степень регламентированности.
Раскроем содержание каждого критерия, по обоим видам учета более подробно.
Цель учета. Целью управленческого учета является обеспечение персонала организации и ее структурных подразделений информацией, необходимой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.
Целью финансового учета является составление финансовых документов для внешних пользователей.
Цель управленческого учета обеспечение внутрипроизводственного планирования, управления и контроля.
Доступность отчетных данных. Данные управленческой отчетности являются коммерческой тайной.
Данные финансовой отчетности доступны как для внешних, так и для внутренних пользователей. В России акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные фонды обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Фонды социального назначения и ряд других организаций обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.
Пользователи информации. Основными потребителями информации финансового учета являются внешние пользователи – органы государственного управления (налоговые, статистические органы и т. д.), банки, кредиторы, инвесторы (в том числе физические лица) и др.
В управленческом учете основными пользователями информации являются работники управленческого персонала организации, и ее структурных подразделений, специалисты, а также непосредственные исполнители, для которых установлены лимиты и нормативы по соответствующим расходам.
Ответственность за достоверность и своевременность. В финансовом учете ответственность за достоверность и своевременность предоставления учетных и ответных данных предусмотрена законодательством.
По учетным и отчетным данным управленческого учета ответственность обычно не предусматривается. Вместе с тем данные управленческого учета могут явиться основой для привлечения менеджеров к ответственности за его управленческие решения или поступки.
Обязательность ведения.Ведение финансового учета обязательно, т.е. предусмотрено законодательством.
В отношении управленческого учета выражается мнение, согласно которому его ведение не обязательно и целиком зависит от воли руководства.
Объекты учета и отчетности. В финансовом учете информацияформируется и отражается в отчетности в целом по организации. В некоторых случаях отчеты о доходах и расходах составляются по отраслям и видам деятельности.
В управленческом учете информация формируется и составляется отчетность по структурным подразделениям, центрам ответственности, видам деятельности, отдельным изделиям, новым технологическим решениям и др. позициям.
Методы ведения учета. В финансовом учете используются все элементы методы бухгалтерского учета — документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.
В управленческом учете указанные элементы бухгалтерского учета могут использоваться, но не в обязательном порядке (в том числе документация и двойная запись).
Правила ведения учета. Финансовый учет и составление отчетности должны осуществляться в соответствии с общепринятыми принципами и правилами. В России эти правила установлены законодательством.
В управленческом учете правила ведения учета и составление отчетности устанавливаются самими организациями.
Используемые измерители. В финансовом учете используются натуральные, трудовые и денежные измерители.
В управленческом учете наряду с использованием указанных выше измерителей широко используются специфические измерители произведенной продукции и выполненных работ — машино-час, человеко-час, и др.
В планировании и прогнозировании принимается во внимание поведение национальной валюты и поэтому в расчетах на перспективу используют понятия «будущий» рубль, «будущий» доллар и т. п.
Способы группировки расходов. В финансовом учете расходы группируют и учитывают в обязательном порядке по элементам затрат. В России перечень расходов по элементам затрат установлен ПБУ 10/99 «Расходы организации», а для целей налогообложения — главой 25 Налогового кодекса РФ. Для калькулирования себестоимости продукции в финансовом учете учет расходов можно осуществлять по статьям калькуляции, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно.
В управленческом учете учет расходов осуществляется по статьям калькуляции. Учет расходов по элементам затрат не ведется.
Степень точности информации. В финансовом учете и отчетности приблизительной оценки почти не применяется. В нем должна отражаться достоверная, документально обоснованная информация.
В управленческом учете допускаются приблизительные и примерные оценки. Вместе с тем по ряду показателей администрация требует представления достоверных сведений.
Привязка ко времени. Финансовый учет отражает финансовую историю организации.
Управленческий учет наряду с информацией отражающей финансовую историю организации, включает оценки и планы на будущее.
Периодичность представления отчетности. Финансовая отчетность составляется за месяц, квартал и год.
Отчетность в управленческом учете составляется, как правило, составляется ежемесячно. Отчеты по отдельным видам деятельности могут составляться еженедельно, ежедневно и за смену.
Сроки предоставления отчетности. Финансовая отчетность предоставляется пользователям через несколько недель или месяцев. В России квартальная отчетность предоставляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая — в течение 90 дней по окончании года, если иные сроки не предусмотрены законодательством.
В управленческом учете отчеты предоставляются в течение нескольких дней по окончании отчетного месяца, по ежедневным отчетам — на следующее утро, а в ряде случаев — немедленно.
Регулирующий орган. Основным регулирующим органом по финансовому учету является Министерство финансов РФ, а по управленческому учету (на уровне рекомендаций) — Минэкономразвития России.
Тип информации. Финансовые документы являются конечным продуктом финансового учета, содержат информацию в стоимостном выражении.
В управленческом учете, фигурирует информация, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Степень регламентированности. Финансовый учет регламентируется нормативными актами.
В управленческом учете отсутствует законодательная регламентация, используются внутрифирменные документы.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что несмотря на то, что оба вида учета являются составляющими бухгалтерского учета они имеют достаточно много различий.