ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Маммаев Д.Р. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прогресс малого и среднего предпринимательства в регионах России может послужить толчком для равномерного развития и устойчивого экономического роста российской экономики. Небольшие предприятия более адаптивны к изменениям внешней среды и нацелены на внедрение инновации, нежели чем крупные компании. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах обеспечивает высокий уровень конкуренции, создает новые рабочие места, воплощает в жизнь творческие идеи людей. Необходимо также подчеркнуть и социальную функцию малого и среднего предпринимательства: создается и расширяется особая социальная группа людей, полных решимости и энергии создавать новейшие продукты, быстро реагировать на меняющиеся запросы потребителей и удовлетворять потребности общества. Появляются новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, что особенно важно в регионах России, где проблема безработицы и дефицита бюджета встречается весьма часто [1. С. 15]. По данным Минэкономразвития РФ, 1 рубль государственной помощи небольшим и средним предприятиям в дальнейшем приносит 7 рублей прироста поступлений в бюджет за счет дальнейших налоговых платежей и мультипликационного роста экономики[4].

Несмотря на принимаемые меры, малое и среднее предпринимательство в России по уровню развития значительно отстает от стран Запада. Данный факт наглядно характеризует следующие показатели:

1)доля малого и среднего бизнеса в ВВП РФ составляет примерно 20-21%;

2)доля малых и средних предприятий в общем объеме произведенной продукции и услуг в РФ составляет 25%;

3)малым и средним предприятиям принадлежит лишь 5% от общего объема основных средств и 6% от общего объема инвестиции в основной капитал в РФ;

4)малый и средний бизнес в РФ обеспечивает не более 25% рабочих мест [2. С. 6].

Данные показатели значительно ниже чем у развитых стран. Например, во многих странах Запада доля малого и среднего бизнеса в ВВП превышает 50%,доля в обеспечении рабочими местами составляет 35-80%,а доля малого и среднего бизнеса в национальном продукте составляет 50-80% [2 .С. 8].

Малые и средние предприятия по регионам распределены неравномерно:46% малого и среднего бизнеса располагаются в десяти регионах .Прирост количества малых и средних предприятий происходит в основном за счет относительно развитых регионов , когда как в слаборазвитых регионах увеличение количества малых и средних предприятий минимальное. Следует уделить особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства в депрессивных регионах. [2. С. 11]

Существует ряд серьезных препятствий для развития малого и среднего бизнеса в регионах России. В данной статье будут рассмотрены актуальные и сложные проблемы развития предпринимательства в регионах и будут описаны пути их решения.

В 2015 году информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» («РБК») провела опрос, согласно которому 55% респондентов отметили высокие налоговые ставки наиболее важной проблемой для развития бизнеса в РФ. Введение торгового сбора, отмена льготы по налогу на имущество с предпринимателей, увеличение фиксированного налогового платежа и другие меры лишь усугубили и без того сложное положение бизнеса. Каждый год принимается примерно 22 тысячи нормативно-правовых актов, касающихся предпринимательства. Правила игры постоянно меняются, что негативно сказывается на предпринимательской активности населения. Эти и другие факторы приводят к росту теневого сектора экономики [5].

Другим серьезным барьером для развития бизнеса являются издержки прохождения административных процедур и систематические нарушения прав предпринимателей со стороны регулирующих органов. Чрезмерное количество проверок и правовая незащищенность бизнеса тормозит развитие малого и среднего бизнеса в регионах. Согласно докладу Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по итогам 2014 года, 35% опрошенных отметили сложность прохождения административных процедур как серьезный тормоз для нормального функционирования бизнеса [2. С .16]. Ситуация усугубляется высоким уровнем коррупции в России.

Отдельная и очень важная проблема-дороговизна и сложность получения финансовых средств, что особенно остро ощущается в слаборазвитых регионах. Ключевая ставка Центрального банка составляет 11%, несмотря на заявления ЦБ о возможном смягчении денежно-кредитной политики, на последнем заседании 18 марта 2016 года Центробанка ставка была оставлена без изменения[3]. Известный бизнесмен Дмитрий Потапенко, выступая в ректорате Дагестанского государственного университета заявил, что объем документов необходимых для получения кредита является «запретительным»,то есть минимизирует шансы для малого и среднего бизнеса в получении займа. Потапенко особо отметил жесткие требования банков к заемщикам во время кризиса [6]. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о дороговизне и сложности получения заемных средств для малого и среднего бизнеса в регионах России.

Каким образом решить проблемы малого и среднего бизнеса в регионах? Безусловно, необходим системный подход в решении проблемы. только упорная комплексная работа может дать необходимый результат.

Государству необходимо создать положительный образ предпринимателя в сознании граждан России, вести пропаганду предпринимательской деятельности на федеральном и местном уровне. Популяризация предпринимательства должна включать:

1)показ документальных и художественных фильмов про успешных российских и зарубежных предпринимателей на федеральных и региональных телеканалах;

2)тиражирование локальных историй успехов предпринимателей в федеральных и региональных СМИ;

3)поддержка образовательных программ, направленных на развитие предпринимательских способностей в регионах России .Данные программы включают в себя различного рода курсы, тренинги, специализированные форумы и так далее;

4)периодическое проведение семинаров, встреч на тему «Как стать успешным предпринимателем» в различных учебных заведениях регионов России. Данные мероприятия желательно должны проводить предприниматели молодого возраста.

Своевременной и эффективной мерой направленной на поддержку малого и среднего бизнеса является введение моратория на рост ставок по налогам и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды до 2018 года, а также введение налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в научной, социальной и производственной деятельности в 2015-2020 годах. Облегчение налоговой нагрузки также происходит на уровне субъектов Российской Федерации. Применяются специальные режимы налогообложения в целях стимулирования деятельности местных властей по снижению налоговой нагрузки на бизнес. На сегодняшний день рассматривается вопрос о передаче дополнительного норматива отчислений от налога на прибыль в размере 2% бюджетам субъектов Российской Федерации, что должно компенсировать выпадающие доходы местных бюджетов [2. С. 49]. Значительное уменьшение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес затруднено весьма непростым положением федерального и местного бюджетов Российской Федерации. В связи с резким падением цен на нефть, дефицит бюджета РФ может существенно превысить 3 % в 2016 году. Снижение налогов хоть и приведет к увеличению налоговых поступлений в будущем, в краткосрочной перспективе сократят и без того значительно снизившиеся доходы бюджета.

Особое внимание необходимо уделить сокращению избыточной нагрузки на малый и средний бизнеса со стороны контрольно-ревизионных органов. Одним из предложений в данной сфере является директивное сокращение внеплановых проверок малого и среднего бизнеса путем установления пороговых значений внеплановых проверок с ежегодным уменьшением их количества. Именно внеплановые проверки зачастую являются инструментом давления на предпринимателей со стороны надзирающих органов. Также рекомендуется сократить количество оснований для проверок малого и среднего бизнеса, конкретизировать обязательные требования к бизнесу. Отдельно стоит отметить необходимость борьбы с так называемым «потребительским экстремизмом»,то есть явлением, где внеплановые проверки инициируются на основе необоснованных жалоб на предприятия со стороны потребителей. Необходимо закрепление материальной ответственности потребителей за злоупотребление предоставленными правами, в том числе за предъявление необоснованных претензий, повлекших за собой причинение убытков продавцу, а также исключение из перечня оснований для проведения внеплановых проверок жалоб потребителей c указанием недостоверных личных данных [2. С. 34].

Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне осуществляется за счет региональных гарантийных фондов, микрофинансовых организаций и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов(СКПК).Региональные гарантийные фонды осуществляют свою деятельность в 82 регионах России(данные на январь 2015 года).Их основная цель-это поручительство по кредитам для малого и среднего бизнеса в размере не более 70 % от общего объема кредита. Микрофинансовые организации предоставляют кредиты до 1 миллиона рублей на срок до 3 лет малым и средним предприятиям.Cельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы- это добровольные объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков)[2. С. 58]

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в регионах особенно актуальны в условиях нынешнего кризиса. Большинство мер для поддержки предпринимателей должны быть приняты на федеральном уровне. Необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес, оптимизировать надзор за деятельностью субъектов предпринимательства, вести популяризацию предпринимательской деятельности среди населения и обеспечить доступность финансовых средств для малого и среднего бизнеса.

Список использованных источников:

1)Асаул А.Н.Организация предпринимательской деятельности.«АНО ИПЭВ», 2009.317 стр.

2)Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Москва,Кремль.2015год.

URLhttp://www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf(Дата обращения 18.04.16)

3) Пресс служба Центрального банка Российской Федерации

URLhttp://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=18032016_133000keyrate2016-03-18T13_21_21.htm (Дата обращения 18.04.16)

4)Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации

URL http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/20151029 (Дата обращения 19.04.16)

5)Сайт информационного агентства «Росбизнесконсалтинг»

URLhttp://www.rbc.ru/ (Дата обращения 19.04.16)

6)Видеохостинг YouTube: Дмитрий ПОТАПЕНКО - выступление в Махачкале URLhttps://www.youtube.com/watch?v=pfLBCWiCCB8 (Дата обращения 19.04.16)
Просмотров работы: 388