СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАДИЦИОННОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА СЕЛА СЕТИЩЕ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАДИЦИОННОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА СЕЛА СЕТИЩЕ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Григорова Е.А. 1, Сушкова Л.Н. 1, Гращенко А.Г. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изменение стратегии деятельности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования повлекло за собой изменения в организации и содержании научно-исследовательской работы студентов. Успешность этой работы в течение всего срока обучения направлена на саму организацию научно-исследовательской работы обучающихся, непрерывность данного вида работы, преемственность процесса исследования и совершенствования исследовательских компетенций. Одним из важных факторов, в этом виде исследования играет взаимосвязь индивидуальных и групповых форм научно-исследовательских работ обучающихся в сотрудничестве с преподавателями.

В специализации искусство народного пения научно-исследовательская работа студентов превращена в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста сферы культуры и искусства. Личностное значение этой работы студентов заключается в воспитании самостоятельности науки и творчества, критичности в оценке результатов своих и чужих исследований, формирование основных профессиональных навыков будущих потенциальных исследователей традиционного фольклора, а значит и дает ощущение собственной значимости.

Научные изыскания в сфере музыкального фольклора, традиционного исполнительства начинаются с изучения творческого направления Белгородского края, включающие в себя освоение исполнительского языка разных региональных пластов, экспедиционной работы по сбору и систематизации этнографического материала, научных исследований узколокальных традиций в рамках курсовых и дипломных проектов.

Наш научный интерес связан с традиционной культурой Красненского района Белгородской области.

Красненский район расположен на территории Белгородской области в междуречье Оскола и Тихой сосны. В этом районе сложилась чрезвычайно богатая и красочная песенная культура, которая имеет множество узколокальных традиций, одной из которых и обладает село Сетище Красненского района.

Необходимо отметить, что сегодняшняя экспедиционная работа по сбору традиционного фольклора сильно отличается от подобной деятельности, проводимой, скажем, десять лет назад. Из-за того, что всё меньше носителей живы, а оставшиеся обладают неполной информацией, обширные исследования музыкального фольклора сегодня достаточно проблематичны. Всё чаще исследователю приходится не выяснять в процессе опроса информаторов тонкие нюансы обрядовых действий и иллюстрирующих их песен, а просто просить их спеть что-то старинное, что они вспомнят. И, зачастую, при общении с информаторами, проходится апеллировать околонаучной терминологией, к примеру, «частые песни», или «быстрые», «лелёшные», «медленные» и др., т.к. исполнители сегодня, обладая обрывочными сведениями о традиции, с трудом могут определить точную принадлежность той, или иной песни.

Исследования последних лет показали, что наиболее сохранившимися песенными жанрами в селе Сетище Красненского района являются плясовые (хороводные) песни, которые в народе именуют «лелёшные». При исследовании музыкального материала выяснилось, что эти жанры, хотя и определяются по-разному, имеют много общего в структуре, темпе исполнения, напевах и текстах, что подчеркивается наличием припевных слов, активно поддерживающихся пляской.

Плясовые же песни с. Сетище, в отличие от «карагодных», плясовых песен других ареалов, не имеют подобного припева, их структура выражена в формулах T=А(а+а)Б(б+б), T=А(а+б)Б(в+г). Подобное строение мы отметили во всех расшифрованных песнях, что позволяет нам предположить, что подобное строение плясовых песен типично для данного села.

Напевы хороводных (плясовых) песен подчеркнуты дробными ритмическими рисунками, которые ускоряются во втором предложении за счет использования более мелких длительностей. Они образуются из контрастного сопоставления четырех полустиший с повтором одиннадцати слогового стиха. Примером мы можем назвать песни «Да, во горнице», «Да

бел заюшка», «У нас во лугу», «Ой, доля моя» и др.

«Да бел заюшка»

«У нас вы лугу»

Особенность слогового ритма и мелодической линии также позволяет определить наиболее выразительные свойства жанровой стилистики песен этого села.

Ладовая сторона плясовых песен приближена к традиционным ладовым структурам – полная (мажорная, минорная) диатоника. Значительную роль имеют место песни с напевами, звукоряд которых в объеме септимы и более, что приближает данное исполнение к поздним песенным пластам

.

Рассматривая многоголосную фактуру плясовых песен села Сетище, обнаружилось ярко выраженное двухголосие с элементами трехголосия со строгой координацией по вертикали. Ведущий голос – нижний, выполняет роль гармонического «фундамента».

Село Сетище располагается на территории, где традиционно пение протяжных широкораспевных песен, которые бытовали здесь в изобилии. К сожалению, последние экспедиционные записи, кроме плясовых песен, зафиксированы всего лишь 4 протяжные песни и 2 поздние лирические, что указывает на существенное сокращение традиции.

Атрибутика жанра протяжных песен связанная с широкораспевной мелодией, слово обрывами, сложными переменными размерами уместна в характеристике песен села Сетище «Уж, ты, сад, мой сад», «У нашего папеньки», «Ты темная ноченька», «Сокол». Мелодика поздних лирических песен села, на сегодняшний день, в большей степени отражает ленточное голосоведение, мало-распевную мелодику, одинаковый ритмический рисунок в двух голосах, что сближает характеристику данного жанра с разделом городской песни.

Особым статусом в ряду зафиксированных обладает песня «У нас во поле три дорожки», наиболее всего передающая характеристику традиционной для данной территории протяжной широкораспевной песни. В ней отражена трехголосная фактура с ярко выраженным распределением голосов, имеющим строгую координацию вокальных партий.

Рассматривая ладовую организацию лирических песен, мы обнаружили сходство всех протяжных и лирических песен, которое выражено в натуральных диатонических ладах. Особо выделена окраска лада песни «У нас в поле три дорожки», имеющая миксолидийскую окраску. Ритмическая структура протяжных песен представлена P=АBC, P=АВCD.

Обобщая результаты исследования, следует вывод, что традиционная народная песня исследуемого села лишь частично обладает стилевыми особенностями Белгородско-Воронежского пограничья, с преобладанием жанра плясовой песни. Лирический пласт песенного фольклора представлен сегодня поздней песней с ориентацией на стиль городской народной песни.

Приложение 1.

  1. Ой да в нас вы поля, да три дорожеки

да торнаи,

ох и ходил гулял, да ох девченочки

да ох и да поздно

  1. Ой да ходил- гулял да девченочки,

ох и да поздна

Ох и девченачка да у казака

ох она просила

  1. Ох да девченачка Да у казака

ох она просила

Ох и ты казачек, а ты младой

ох и ты чумача

  1. Ох да ты казачек,Да а ты младой,

ох и ты чумача

Ох и не ходи- ка, ох и да

а ты до мене

  1. Ох да не ходи- ка, да а ты казак

Ох и ты до меня

Э-э охи пройдет слава, а про тебя

ох и про меня

  1. Ох да пройдет славаДа а про тебя,

ох да и про меня

Ох да уж я славы,

ох и не боюся

  1. Ох да уж я славыДа а славы я,

ох и не боюся

Ох и с кем люблюся,

а пойду я ох и обымуся

  1. Ох да с кем люблюся ,Да а пойду я

ох и обымуся

Ох и с кем я знаюсь да, а пойду я

ох и первенчаюся.

Приложение 2.

Просмотров работы: 366