СИСТЕМА РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМА РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА)

Исламов М.Р. 1, Собольникова Е.Н. 1
1Тобольский индустриальный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мусульманское право – сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам – являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, которое всегда находилось в центре учения и, будучи системой норм, воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина.

Изучение системы религиозно-традиционного мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство.

Историками написано немало трудов, посвященных изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама. Среди них можно выделить работы: В. В. Бартольда «Работы по истории ислама и Арабского Халифата», З. И. Левина «Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность», И. П. Петрушевского «Ислам в Иране в VII- XV веках». Большинство авторов указанных работ, рассматривали мусульманское право не как юридический феномен, не как право, со всеми присущими ему чертами, а в качестве неотъемлемого элемента мусульманской религии. В конечном итоге мусульманское право отождествлялось с шариатом или даже сводилось только к предписаниям Корана, на него распространялась характеристика, которая дается исламу в целом, а его особенности как юридического регулятора оставались в тени. Конечно, такой подход не позволял в полной мере раскрыть специфику мусульманского права как юридического явления. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, не правовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым.

Все эти обстоятельства предопределили цель данной работы. Она заключается в исследовании отдельных юридических особенностей мусульманского права, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, а также в анализе его источников и правотворческой деятельности мусульманского государства, что позволяет выявить роль мусульманского права в современном обществе.

Главная особенность мусульманского права заключается в формировании системы норм, выраженных в религиозной форме, которые становятся в современном исламском обществе - правовыми. Известно, что правовые установления, согласно исламу, являются частью единого божественного закона и порядка, ключевыми понятиями которой являются «шариат» и «фикх». Шариат (с араб. - «путь», «образ действия» «наставлять на прямой путь») - правовые предписания, неотторжимые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями, которым предписывается божественное значение. В IX в. возникает необходимость рационалистического осмысления правовых норм ислама, благодаря чему возникает его нормативная часть – фикх - правовая доктрина, имеющая сугубо юридическую природу. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные («человеческие») отношения, а с другой – определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного провидения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действия мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разные позиции. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед Богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпите: ведь Аллах с терпеливыми!» (8:48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственно власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (4:62).

Как конфессиональное право, шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он не регулировал строго очерченные сферы общественной и религиозной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы. Со временем утверждения двух главных направлений в исламе произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление – шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане, Ираке и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц – имамов, считавшихся непогрешимыми.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (суннуиты) сгруппировались в четыре основных толка (мазхаба), представлявших собой, по существу, самостоятельные правовые школы, связанные с именами виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу Средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычайно правовым явлением.

Еще одной особенностью мусульманского права можно считать, то что главным источником мусульманского права признаются Коран и Священное предание, выраженное у суннитов в Сунне (хадисах-преданиях Пророка Мухаммеда, его суждения и поступки), у шиитов в хабарах (преданиях, переданных шиитскими имамами), однако следующим по значимости источником права является иджма. Таким образом, только книги права, одобренные иджмой, должны использоваться в наши дни для изучения мусульманского права. Это согласие по религиозным и правовым вопросам сподвижников Мухаммеда, а позднее мусульманских теологов-правоведов. На сегодняшний день Коран и Священное предание – только исторические источники права. Судья не должен использовать непосредственно Коран и Сунну т.к. их окончательное толкование дано в иджме. Таким образом, только книги права, одобренные иджмой, должны использоваться в наши дни для изучения мусульманского права. Помимо вышеизложенных есть и дополнительные источники мусульманского права. Такие как фирман (указы, распоряжения халифов); арф (правовые обычаи, сложившиеся в арабском обществе); адат (правовые особенности, сложившиеся у народов, подвергнутых влиянию мусульман).

Говоря об универсальном характере ислама и его нормативных предписаний, можно прийти к выводу, что ислам - это одновременно «вера в государство», а мусульманское право (фикх) выступает как собственным правом, так и религией. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. «Ислам,- подчеркивает Рене Давид, - это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, «божественную» природу»1.

Сверхсоциальная, религиозная природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Отношение исламских государств к международным документам, в том числе к Всеобщей декларации прав человека, неоднозначно, но для того чтобы влиться в мировое сообщество, исламские организации создали собственные правовые документы для мусульманского мира и отстаивают точку зрения о том, что понятие прав человека заложено в Коране.

Большое значение имеет «Всеобщая исламская декларация прав человека» (1981 г.) и «Каирская Декларация прав человека в исламе» (1990 г.), которые являются ответом на «Всеобщую декларацию прав человека» (1948 г.). В этих мусульманских документах произведена адаптация декларации ООН к нормам Шариата. Например, Ст. 14 декларации строго запрещает ростовщичество. Однако в некоторых исламских странах кредитование и банки допускаются либо на беспроцентной основе, либо с ограничением процентной ставки2.

Декларация неоднократно подвергалась критике, в виду особенностей Шариата она ограничивает права человека, свободу вероисповедания и свободу слова, данные во Всеобщей Декларации, а от этого не может являться его дополнением, однако в странах ОИК (Организация Исламского Сотрудничества) она используется. Как ограничивающий фактор рассмотрим ст. 22 «c» в которой говорится «Информация является жизненно необходимой для общества. Однако она не может быть использована или употреблена таким образом, чтобы это нарушало святость и достоинство пророков» 3.

Интересное отражение находит первая статья «Каирской Декларации прав человека в исламе» в «Низаме правления Саудовской Аравии». Собственно в ст.1 низама сказано, что все люди образуют одну семью, члены которой объединены одной религией. Основными же обязанностями государства по низаму являются:

  • Укрепление арабской семьи, сохранение исламских семейных ценностей, создание необходимых условий для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей (Ст. 10);

  • Препятствование любым действиям, вносящим в общество раскол, смуту и разобщенность (Ст. 12);

Так же в качестве примера можно рассмотреть Пакистан. В VII разделе, в главе 3«A» Конституции Исламской республики Пакистан сказано о Федеральном суде Шариата, уникальном учреждении, не имеющим аналогов во всем мусульманском мире. В ст. 203«А» подчеркивается главенство Шариатского суда «Положения данной главы имеют силу независимо от содержания других положений данной Конституции». Исходя из ст. 203«DD» Шариатский суд может самостоятельно рассмотреть материалы судебного заседания, проведенного каким-либо уголовным судом, однако не может изменять решение об оправдании на решение о вынесении приговора. Однако, основная задача Шариатского суда описана в ст. 203«D» Федеральный шариатский суд решает — соответствуют законы страны или нет предписаниям ислама (Корану, Сунне)4.

На фоне всего прочего своей жестокостью выделяется законодательство Ирана. Рассмотрим УК Ирана. Из ст. 14 следует что оно предполагает четыре вида наказаний: Хадд, Кисас, Дия, Тазир5. Хадд - наказания против нравственности и общественного порядка. Пример наказания: 2-я книга, 2-я часть, 1 глава УК Ирана посвящена прелюбодеянию (половым отношениям без брака). Хадд за это «преступление» 100 ударов плетью. Исключение – прелюбодеяние кровных родственников, мусульманской женщины и немусульманского мужчины, изнасилования. Хадд за них – смертельная казнь6. Кисас - наказание, равное по тяжести совершенному противоправному деянию. Пример ст. 283 в случае причинения повреждения в виде лишения способности зрения или органа зрения осужденный подвергается кисасу7. Дия - компенсация, за неумышленное преступление которую должен заплатить виновник родственникам жертвы. По ст. 714 если ДТП привело к непредумышленному убийству преступник должен быть приговорен к шести месяцам до трех лет лишения свободы, а также оплата дия, по просьберодственников8. Тазир – Наказание, не попадающие под остальные категории. К ним относятся конфискация имущества, лишение социальных прав, запрет на определенную деятельность и др9.

В настоящее время ни в одной из рассматриваемых стран мусульманское право не является единственным действующим правом. В некоторых из них (Сирия, Ирак) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства. Нормы мусульманского права о наследовании, завещании, вакфах, опеке, попечительстве и ограничении дееспособности в большинстве из них распространяются на всех граждан, в том числе и не-мусульман. Брачно-семейное законодательство испытывает определенное влияние мусульманского права, однако отказывается от ряда его основополагающих институтов например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс, хотя и закрепил отдельные положения шариата, по существу, наделил женщину равными правами с мужчиной в семейных отношениях. В обеих странах ликвидированы мусульманские суды. Можно поэтому сделать вывод, что по сравнению с другими рассматриваемыми странами сфера действия мусульманского права здесь наименее значительна.

Но в то же время ни в одной мусульманской стране не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20-е годы после официальной отмены халифата мусульманское право во всех отраслях (в том числе и сфере регулирования брачно-семейных отношений) было заменено законодательством светского типа, составленным на основе заимствования западноевропейской модели. Мусульманское право неизменно, и в то же время оно полно возможностей. Наряду с его неизменностью следует отметить и его гибкость. Между двумя этими чертами нет никакого противоречия. При всей своей неизменности мусульманское право предоставляет такие возможности обычаю, соглашению сторон, административным регламентам, которые позволяют, не изменяя самого права, вводить положения, удовлетворяющие потребности современного общества.

Очень распространенным средством, используемым для приспособления мусульманского права к условиям современной жизни, является вмешательство господствующей в обществе власти. Суверен, будь то монарх или парламент, является в исламистском понимании не господином, а служителем права, имея возможность законодательствовать, он руководит государственной политикой и должен, в частности, следить за правильным отправлением правосудия. Мусульманское право принимает законность регламентирующих мер, которые применяются в данной связи властями.

Таким образом, к началу XX в., пожалуй, лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Остальные страны к середине XX в. отказались от фикха как основной правовой формы, и, например, правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) — Египет, Сирия, Ливан, страны Магриба, и англо-саксонскому — Ирак, Судан. За мусульманским правам здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и немусульман), что объяснялось глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

Коренная перестройка правовых систем, которые в большинстве рассматриваемых стран к середине XX в. оказались сориентированы на восприятие светских правовых моделей, а также широкая кодификация норм фикха (прежде всего в области личного статуса) способствовали изменению структуры действующего здесь мусульманского права по двум основным направлениям. Прежде всего, если в середине века мусульманское право как система действующих норм занимало преобладающее место в правовой надстройке данной группы стран, то в современных условиях до недавнего времени в большинстве из них можно было наблюдать лишь применение отдельных норм, институтов или — в исключительных случаях — отраслей, конкретное юридическое содержание которых формировалось под прямым влиянием фикха. В результате приходилось иметь дело не столько с собственно мусульманским правом, сколько с нормами, ведущими от него свое происхождение.

Подчеркивая эту генетическую связь, при характеристике таких положений в аспекте их конкретно-юридического содержания с известными оговорками можно пользоваться термином «мусульманское право», который к современному Востоку применим достаточно условно. Иначе говоря, речь уже не идет о действии целостной самостоятельной системы мусульманского права параллельно со сложившимися в этих странах национальными правовыми системами или же о сведении последних к мусульманскому праву, которое в большинстве стран постепенно потеряло значениеуниверсального нормативно-правового регулятора10.

Таким образом, можно сделать вывод, что в исламе господствует концепция теократического общества, в ко­тором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные прин­ципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исхо­дя из божественных откровений, целую систему очень детализированно­го права, права идеального общества, которое установится в один пре­красный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама (ни один исламист не может игнориро­вать мусульманское право). Ислам по своей сущности — это религия закона.

1 Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право) М., 1967. с. 386 – 387.

2 Текст Декларации http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/16/declaracia-02.htm

3 Текст Декларации http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/16/declaracia-02.htm

4 Текст Конституции Пакистана https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fkdpd.uabs.edu.ua%2Fimages%2Fdepartment%2Fkdpd%2Fstories%2FPakistan.doc&name=Pakistan.doc&page=1&c=56ae71baf056

5 УК Ирана (на английском) http://www.iranhrdc.org/english/human-rights-documents/iranian-codes/1000000455-english-translation-of-books-1-and-2-of-the-new-islamic-penal-code.html#7

6 УК Ирана (на английском) http://www.iranhrdc.org/english/human-rights-documents/iranian-codes/1000000455-english-translation-of-books-1-and-2-of-the-new-islamic-penal-code.html#7

7 УК Ирана (на английском) http://www.iranhrdc.org/english/human-rights-documents/iranian-codes/1000000455-english-translation-of-books-1-and-2-of-the-new-islamic-penal-code.html#7

8УК Ирана (на английском) http://iranhrdc.org/english/human-rights-documents/iranian-codes/1000000351-islamic-penal-code-of-the-islamic-republic-of-iran-book-five.html#29

9 УК Ирана (на английском) http://www.iranhrdc.org/english/human-rights-documents/iranian-codes/1000000455-english-translation-of-books-1-and-2-of-the-new-islamic-penal-code.html#7

10 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 112.

Просмотров работы: 825