ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной науке инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Из определения инновационной деятельности следует, что в результате этой деятельности рождаются новые идеи, новая и усовершенствованная продукция или технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Рассмотрим инновации в менеджменте. Инновациями в управлении считают отступления от классических принципов менеджмента, правил, приемов, процессов, технологий, существенно меняющий принцип работы управленцев.

Инновации в менеджменте – это изменения, позволяющие управлять развитием определенной системы, осуществляемые на основе инноваций. Теория и методика инновационного менеджмента в социально-экономических системах в настоящее время в России разрабатывается активно (И. Т. Балабанов, Ю. П. Морозов, Н. Рысев, Р. А. Фатхутдинов и др.).

Г. Хэмел считает, что существуют условия управления инновациями, соблюдая которые, руководитель может создать существенные конкурентные преимущества для организации: во-первых, инновации основываются на новых принципах, противопоставляющиеся традиционному управлению; во-вторых, необходимо чтобы инновации были системными, включающие большое количество методов и процессов; в-третьих, инновации являются составной частью процесса нововведений, которая постепенно приводит к изменениям и совершенствованию [4].

И.Е. Никулина выделяет следующие группы инновационных изменений в теории менеджмента: инновации в менеджменте, инновации во внутренних структурных подвидах менеджмента, инновации в основах науки и практики общего менеджмента [3].

Инновации в менеджменте заключаются в возникновении направлений в теории управления. Влияние национальных особенностей, менталитета, культуры, а также процессов глобализации и интеграции способствуют развитию новых направлений теории менеджмента. И.Е. Никулина выделяет следующие инновации в методологии теории менеджмента: синергетический менеджмент, гендерный менеджмент, сетевой менеджмент, креативный менеджмент, командный менеджмент, коммуникативный и коммуникационный менеджмент.

Рассмотрим подробнее каждое направление развития теории и практики менеджмента. Синергетический менеджмент позволяет менеджерам самообучаться и воспринимать себя и организацию как целостное образование, состоящую из подсистем с новыми, улучшенными свойствами. Гендерный менеджмент предполагает уравнивание прав и возможностей мужчин и женщин в экономической, социальной сферах. Многочисленные исследования специалистов подтверждают, что по ряду параметров (как психологических, так и физиологических) женщины по сравнению с мужчинами обладают явными преимуществами для эффективной управленческой деятельности. Женщина- руководитель обладает интуицией, умением договариваться, не отступает от принятого решения, проявляет заботу о работниках организации, что зачастую не свойственно мужчинам-управленцам [3].

Сетевая структура – одна из видов адаптации к динамично меняющимся внешним и внутренним условиям, при этом основные функции организации разделены между отдельными сетевыми структурами. Креативный менеджмент направлен на реализацию творческого потенциала работников, с учетом необходимости генерации и развития новаторских идей. Командный менеджмент опирается на конструктивное использование общекомандных эффектов: взаимопомощь и взаимоусиление в достижении общей цели; самомотивация сотрудников; отлаженный механизм обратной связи; готовность принять личную ответственность за неудачную работу группы и разделить командный успех; инициативный обмен ресурсами; развитая корпоративная культура [3].

Коммуникативный и коммуникационный менеджмент заключается в управлении смысловым наполнением сообщения. Инновации во внутренних структурных видах общего менеджмента считают специфической отраслью науки менеджмента, которая привносит инновационные изменения в механизмы, системы, инструментарий менеджмента. Отрасль менеджмента разделяются на следующие виды менеджмента: производственный менеджмент, управление маркетингом, финансовый менеджмент, кадровый менеджмент, внешнеэкономический менеджмент, менеджмент инноваций и др.

Вторая группа инноваций в управлении касается механизмов менеджмента как комплекса взаимосвязанных элементов воздействия на объект управления: функций, методов, технологий управления. Л.Ф. Никулин отмечает, что в механизме управления появились новые принципы управления организацией [1,2]: децентрация (сохранение автономии при признании надиндивидуальной логики); самогенерация; самоколлаж (посредничество); хрематика (искусство «делать деньги»); полисемичность (самоформирование множества интерпретаций); панетрация (измерение уровней фузности бизнес-процессов: диффузии (распространение, растекание, рассеивание), трансфузии (переливание), эффузии (разливание)); беспрецедентность (отсутствие прежнего развития); кризисность; инволюция (упрощение структуризации в процессе менеджмента как отказ от научного рационализма) и др.

И.Е. Никулина считает, что многоаспектность современного управления наиболее ощутима сегодня в применяемых методах управления организацией. Условия и факторы изменения внешней и внутренней среды функционирования организации, искаженные образы реальной и виртуальной действительности заставляют эволюционизировать способы достижения целей организации [3].

В связи с упрощением организационных структур управления появились новые векторы развития методов самоуправления и сомоорганизации. Функция контроля, а вместе с ней и метод анализа в современной организации вытесняются системой мониторинга и контроллинга, при этом происходит упрощение инструкций, предписаний и правил.

Отметим, что сегодня методы управления развиваются от административных и дисциплинарных в сторону креативных, самоорганизующих. Таким образом, мы видим, что для эффективного управления инновациями необходимы следующие компоненты: нестандартная ситуация, требующая новых идей; новые принципы, методы, технологии, которые реализуют приемы, подходы; пересмотр традиционного взгляда на управление, ограничивающего творческое мышление; сопоставления, аналогии, примеры, помогающие выявить скрытые возможности, ресурсы и потенциал организации.

Список литературы:

  1. Кулапов, М.Н., Одегов, Ю.Г., Никулин, Л.Ф. Менеджмент третьего поколения и модернизация экономики /М.Н. Кулапов, Ю.Г. Одегов, Ю.Г., Л.Ф. Никулин// Вестник РЭА имени Г.В. Плеханова. – 2011. - № 3 (42). – С. 8-21.

  2. Никулин, Л.Ф. Менеджмент эпохи постмодерна и «нью-экономики». - М.: Юнити-Дана, 2001. - 128 с.

  3. Никулина И. Е. Инновации в современном менеджменте // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2011. – № 342. – С. 159–162.

  4. Хэмел, Г. Инновации в управлении / Г. Хэмел. – Режим доступа: http://www.obs.ru/article/91/

Просмотров работы: 566