ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ахсанова Р.Р. 1
1ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения, несмотря на огромное количество исследований в различных областях научного знания, относится к категории наиболее сложных, неоднозначных и одновременно актуальных. Актуальность ее заключается в том, что в настоящее время в молодежной среде приобретает ярко выраженный характер явления социальной патологии. Эксперты с обеспокоенностью отмечают рост криминализации среди молодежи. Актуальность темы позволяет определить объект и предмет исследования, а так же наметить цель и задачи работы.

Объектом нашей работы является девиантное поведение.

Предметом является девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема.

Целью нашего исследования является: изучение девиантного поведения подростков.

Основные задачи:

  1. Дать определение отклоняющегося поведения.

  2. Выявить различные классификации девиантного поведения.

  3. Определить меры профилактики девиантного поведения

В педагогической науке чаще всего под девиантным поведением понимается устойчиво повторяющееся поведение от заданных или сложившихся традиционно в обществе социально-нравственных, правовых норм, нарушение процесса интериоризации и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей [1].

Как правило, в социологии данным термином («девиантное или отклоняющееся поведение») обозначают поведение (деятельность) человека, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения и, как следствие, вызывающее необходимость соответствующего реагирования со стороны окружающих (социальной группы) или общества в целом (например, конфликтные ситуации) [2].

Очевидным является факт, что девиантное поведение возникает в подростковом возрасте, так как в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, который пронизывает все стороны развития подростка: интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Общеизвестно, что подростки являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, а будет лишь усложняться.

Разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному, это зависит от их личностных характеристик. Человек социален по своей сути — он функционирует в обществе и руководствуется социальными мотивами. Поэтому важно понимать, что любое девиантное поведение подростков в каждом индивидуальном случае вызывается разными стимулами (семейное воспитание, отклонения в психике, педагогическая запущенность). Поэтому рассмотрим различные классификации девиантного поведения. Единой классификации девиантного поведения на данный момент нет, но к ведущим типологиям поведенческих девиаций относится правовая, медицинская, социологическая, педагогическая, психологическая классификации [3].

Медицинская классификация не относит девиантное поведение ни к медицинскому понятию, ни к формам патологии. Его структуру составляют: реакции на ситуации, акцентуации характера, психические болезни, нарушения развития. Однако далеко не каждое расстройство психики (всевозможные психопатии, психозы, неврозы) сопровождается отклоняющимися симптомами.

Социологический подход считает любые девиации отдельными явлениями. По отношению к социуму такие отклонения бывают: индивидуальные либо массовые, позитивные и негативные, отклонения у лиц, официальных групп и структур, а также различных условных групп. Социологическая классификация выделяет такие типы отклонений, как хулиганство, алкоголизм, наркотизация, суицид, аморальное поведение, преступность, бродяжничество, растление несовершеннолетних, проституция.

Правовая классификация – всё, что противоречит действующим правовым нормам или запрещается под страхом наказания. Главный критерий — уровень общественной опасности. Девиации делятся на деликты, преступления, а также дисциплинарные проступки.

Педагогическая. Понятие «поведенческие отклонения» в педагогике часто приравнивается к такому понятию как «дезадаптация», а такого ребёнка называют «трудным учеником». Девиации школьной дезадаптации: гиперактивность, нарушения дисциплины, курение, агрессия, кражи, хулиганство, враньё. Признаки социальной дезадаптации этого возраста: злоупотребление различными психоактивными веществами, другие аддикции (например, компьютерная зависимость), проституция, разные сексопатологические девиации, неизлечимое бродяжничество, различные преступления.

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб, им причиняемый; индивидуально-стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Рядом авторов выделены три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, злоупотребление наркотиками), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные девиации (например, попрошайничество).

Профилактика:

–Работа с беспризорными детьми на улице;

–Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.

–Психопрофилактическая работа [4].

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что девиантное поведение — это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения. Одна из главных причин социальных девиаций – несоответствие норм социума требованиям, выдвигаемых жизнью, вторая – несоответствие самой жизни интересам конкретной личности. Помимо этого, девиантное поведение могут вызывать: наследственность, ошибки воспитания, семейные проблемы, деформация характера, потребностей личности; психические заболевания, отклонения психического и физиологического развития, негативное влияние массовой информации, несоответствие. На сегодняшний день главнейшим направлением социальной политики Российской Федерации является целенаправленная борьба с социальными отклонениями в молодежной среде [5].

Список использованной литературы

  1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с

  2. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с

  3. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М.: ACADEMA, 2004.- 288 с.

  4. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. – М., 2002.

  5. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория//Социс. - 1991.

Просмотров работы: 1107