РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Матвиенко В.В. 1, Орешкина В.Н. 1
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), филиал в г. Миасс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конституция Российской Федерации1 (далее – Конституция РФ) закрепляет право граждан на труд, а также способы реализации данного права, которые отражают уровень развития общества. В современном российском государстве реализация конституционных прав на труд может осуществляться в различных формах и способах. Основные права на труд закрепляются в статье 37 Конституции РФ.

Также, российское законодательство признает право граждан на коллективные и индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Исходя из данных положений, общепризнанных принципов и норм международного права, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними, происходит в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации2 (далее – ТК РФ). ТК РФ содержит специальный раздел XIII «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права». Глава 60 «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров» регулирует непосредственно порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена возникновением трудовых споров, которые вытекают из трудовых правонарушений, когда происходит неисполнение трудовых обязанностей сторон договора. Таким образом, происходит нарушение прав. Разногласия между работником и работодателем зачастую перерастают в индивидуальные трудовые споры.

Объектом курсовой работы являются гражданские дела, вытекающие из трудовых отношений, а именно, индивидуальные трудовые споры

Предметом курсовой работы являются положения современного, а также действующего законодательства и судебная практика, непосредственно связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров.

Основной целью данной работы является рассмотрение принципов разрешения трудовых споров.

В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:

  1. рассмотреть историю возникновения и развития индивидуальных трудовых споров, порядок и принципы их рассмотрения;

  2. выявить понятия и виды индивидуальных трудовых споров;

  3. проанализировать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам;

  4. определить специфику рассмотрения судами индивидуальных трудовых споров;

  5. исследовать проблемы, возникающие при рассмотрении индивидуальных трудовых споров и выработать пути их разрешения.

Научная новизна работы обоснована комплексным изучением правовых проблем, связанных с рассмотрением и разрешением индивидуальных трудовых споров.

При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы: анализ, сравнение и синтез, историко-правовой, системный и др.

В процессе написания курсовой работы, был проведен анализ и сравнение нормативно-правовых актов в РФ, была использована судебная практика, а так же использованы материалы научной и учебной литературы.

Источниками для исследования курсовой работы, составили труды известных ученых-юристов, таких как: М.О. Буянова, В.Л. Гейхман, С.Ю. Головина, И.К. Дмитриева, А.Я. Рыженков, О.В. Смирнов и других авторов.

Курсовая работа состоит из двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка. В первой главе описывается история и развитие трудового законодательства об индивидуальных трудовых спорах, рассматриваются основные понятия, которые связаны с институтом индивидуальных трудовых споров. Во второй главе исследуются принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам и суде. Выявлены недостатки правового регулирования и предложены пути их устранения. В заключение курсовой работы приведены выводы и предложения по совершенствованию действующего трудового законодательства, которое касается рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

§1.1 История возникновения и развития индивидуальных трудовых споров

После Октябрьской революции 1917 года большевики отменили законы, существовавшие до этого времени и начали формировать новую систему законодательства, в том числе и трудового. 18 мая 1918 года был принят Декрет Совета Народного комиссариата РСФСР «Об инспекции труда»3, который создает инспекцию труда, осуществляющую контроль за исполнением законов о труде. Начинает свое распространение коллективный договор.

«В декабре 1918 года был принят Кодекс законов о труде – первый относительно широкий и комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, своего рода конституция труда, положившая начало череде последующих кодификаций этого законодательства и заложившая основу дальнейшего развития советского трудового права»4.

Следует заметить, что КЗоТ 1918 года5 не содержал института индивидуальных трудовых споров. Существовали лишь отдельные положения, регулирующие порядок обращения граждан за защитой своих трудовых прав. Такие споры разрешались в административном порядке.

«Как видно из КЗоТ 1918 года, индивидуальные трудовые споры подлежали рассмотрению административными органами либо профсоюзами. Рассмотрение и разрешение конфликтов в административном порядке являлось основной формой защиты прав трудящихся»6.

Далее 14 ноября 1919 году был принят еще один Декрет Совета Народных комиссаров РСФСР «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах»7, который создал товарищеские суды.

«Декрет СНК от 14 ноября 1919 года предусматривал создание рабочих дисциплинарных товарищеских судов из представителей органов управления, профсоюзов и фабрично-заводских комитетов, призванных рассматривать дела о нарушениях трудовой дисциплины. Эти суды наделялись правом применять к нарушителям самые суровые наказания»8.

В марте 1921 года в Москве состоялся X съезд РКП (б). Он ознаменовал переход к новой экономической политике (НЭП). За данным событием последовало принятие нового законодательного акта о труде – КЗоТ РСФСР 1922 года9, который был принят Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 09 ноября 1922 года. Новый КЗоТ создал основные нормативные институты трудового права и установил порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров, дополнив уже существовавшие акты СНК и НКТ.

«В 1923 – 1926 годы была сформирована так называемая трудовая прокуратура, к функциям которой относились, в частности, возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц за нарушение законов о труде; надзор за производством дознаний и следствий по трудовым делам; возбуждение вопроса о пересмотре трудовых дел; общий надзор за законностью действий и распоряжений государственных учреждений и должностных лиц, включая отделы труда и инспекции труда»10.

В период с 1922 по 1928 годы было принято множество нормативных актов, которые дополняли КЗоТ РСФСР 1922 года, тем самым были внесены изменения в порядок рассмотрения трудовых споров. Одним из таких актов стали «Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов» от 29 августа 1928 года11, которые были утверждены Постановлением ЦИК и СНК СССР. В данных правилах были закреплены виды трудовых разбирательств: судебные, примирительно-третейские и административные. Также, для исполнения данного постановления существовали «Положение о расценочно-конфликтных комиссиях»12, «Положение о примирительных камерах и третейских судах для разрешения трудовых конфликтов»13. Но данные правила содержали общие положения организации и деятельности трудовых сессий народного суда. В конце 20-х годов XX столетия КЗоТ 1922 года утратил свою актуальность, так как экономика принимала уже другие обороты. Политика НЭПа уже закончила своё развитие. Новый этап развития трудового законодательства начинается в конце 50-х годов XX века. Отныне рассмотрение трудовых споров регулировалось Указом ПВС СССР от 31 января 1957 года14. Данное положение вносило некоторые изменения в систему индивидуальных трудовых споров. В частности для предприятий, учреждений и организаций вводились комиссии по трудовым спорам, совместно с фабрично-заводскими местными комитетами.

«На всех предприятиях (в учреждениях и организациях) должны были создаваться комиссии по трудовым спорам (КТС) из равного числа представителей администрации и ФЗМК. КТС были первичными органами по рассмотрению исковых споров между работниками и администрацией (по вопросам увольнений и перевода на другую работу, установления норм выработки, оплаты сверхурочных работ, брака, простоя и т. п.). Решения КТС могли быть обжалованы в ФЗМК, а постановления последнего – в народный суд. Как и в прежнем законодательстве, трудовые споры работников, занимавших должности, указанные в особом перечне, рассматривались вышестоящими в порядке подчиненности органами»15.

«Органами, уполномоченными рассматривать трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам; профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации; народный суд»16.

В период с 1960 по 1980 год был принят уже третий законодательный акт, касающийся трудовой деятельности – Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» от 15 июля 1970 года17, который был одобрен Верховным Советов СССР. Данный закон стал первым за все советское время, кодифицированным общесоюзным актом о труде, который включал в себя все основополагающие принципы и нормы регулирования труда рабочих и служащих. Он вступил в силу с 01 января 1971 года, сформировав при этом систему советского трудового законодательства, которая обеспечивала единство и развитие трудовых норм на территории всего СССР. Было внесено множество изменений, которые улучшали положение работников и предоставляли массу правовых гарантий трудящимся. Новое трудовое законодательство 1970 года было более совершенным и далее перешло в основу современного ТК РФ. На сессии Верховного Совета РСФСР, которая состоялась 09 декабря 1971 года, был принят Кодекс законов о труде, вступивший в силу с 01 апреля 1972 года. КЗоТ дополнил и конкретизировал положения Основ законодательства о труде. Данный кодекс действовал в течение трёх десятилетий до принятия Трудового Кодекса РФ и впоследствии изменялся внесением поправок и дополнений.

КЗоТ РСФСР 1971 года18 содержал Главу XIV «Трудовые споры» и предусматривал следующий порядок рассмотрения трудовых споров. Органами, рассматривающими трудовые споры, в соответствии со статьей 201 КЗоТ РСФСР 1971 года являлись комиссии по трудовым спорам (далее - КТС); фабричные, заводские, местные комитеты профессиональных союзов (далее – ФЗМК); районные (городские) народные суды (далее – суды). Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС и ФЗМК, помимо КЗоТ РСФСР 1971 года, регулировался Положением «о порядке рассмотрения трудовых споров», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 года19 и содержавшим нормы, определяющие порядок создания и компетенцию КТС, порядок рассмотрения трудовых споров в КТС, порядок исполнения решений и другие; а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах – Положением о порядке рассмотрения трудовых споров и Гражданским процессуальным кодексом РСФСР от 11 июня 1964 года20.

«Еще до распада Советского Союзав марте 1991 года был принят Закон СССР «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров»21, заменивший Положение о порядке рассмотрения трудовых споров 1974 года. По сравнению с Положением 1974 года в Законе 1991 года появились следующие новшества. Изменился порядок формирования КТС на предприятиях: они стали рассматриваться как органы трудового коллектива и избираться общим собранием трудового коллектива предприятия, учреждения, организации (подразделения) с числом работающих не менее 15 человек. Для обращения в КТС был установлен срок давности – три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (в Положении 1974 года давностный срок отсутствовал). Максимальная оплата за вынужденный прогул в связи с незаконным увольнением увеличилась с трехмесячного до годового среднего заработка. Были ликвидированы перечни категорий работников, трудовые споры которых рассматривались в порядке подчиненности, однако предусматривалось, что споры руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности высшими органами государственной власти и управления СССР, рассматриваются вышестоящими органами государственной власти и управления»22.

Изменения, которые произошли в экономике и политическом строе российского общества, повлекли за собой необходимость внесения существенных изменений в КЗоТ РСФСР 1971 года. За этим последовало принятие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»23, который поменял почти треть статей КЗоТ. Но постсоветское время требовало создания нового трудового законодательства, которое не препятствовало бы развитию современного общества.

«Глава XIV КЗоТ РСФСР 1971 года «Трудовые споры» была изложена в новой редакции. Изменился состав органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры: из них были исключены профсоюзные комитеты предприятий; остались две инстанции: КТС и суд. В соответствии с новой редакцией КТС стала избираться общим собранием (конференцией) трудового коллектива, а не формироваться, как это предусматривалось ранее, из равного числа представителей профсоюзного комитета и администрации предприятия. В соответствии с новыми правилами КТС принимала решения большинством голосов присутствовавших на заседании членов, а не по соглашению между представителями профсоюзного комитета и администрации. Член КТС, не согласный с решением большинства, был обязан подписать протокол заседания КТС, но не лишался права изложить в нем свое особое мнение. В отличие от прежнего порядка, решение КТС могло быть обжаловано в суд, как заинтересованным работником, так и администрацией. Были внесены изменения в порядок исполнения решений КТС. Если ранее они исполнялись в принудительном, порядке на основании специального удостоверения, выдаваемого профсоюзным комитетом, то теперь удостоверение, имевшее силу исполнительного листа, могла выдавать сама КТС. В новой редакции кодекса был расширен круг трудовых споров, подлежавших рассмотрению непосредственно в суде. К ним были отнесены: споры по заявлениям работников предприятий, где КТС не избиралась или почему-либо не была создана; споры работников о восстановлении на работе независимо от основания прекращения трудового договора (ранее такие споры непосредственно в суде рассматривались лишь в случаях, когда увольнение было произведено по инициативе администрации); споры об отказе в приеме на работу лиц, приглашенных в порядке перевода из другого предприятия, и ряда других лиц, с которыми администрация была обязана в соответствии с законодательством заключить трудовой договор. Из Кодекса была исключена норма, согласно которой жалобы, поданные по истечении одного года с момента вступления в законную силу решения суда об отказе в восстановлении на работе, рассмотрению не подлежат, поскольку была объявлена постановлением Конституционного Суда РФ от 23 июля 1992 года антиконституционной»24.

Также, Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 КЗоТ РСФСР 1971 года был переименован в Кодекс законов о труде Российской Федерации. Далее в КЗоТ РФ почти каждый год вносились изменения и дополнения принятием федеральных законов. С 01 февраля 2002 года в связи с принятием ТК РФ утратил силу КЗоТ РФ 1971 года. В настоящее время, действующим нормативным актом, регулирующим трудовые правоотношения, является ТК РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ

В современный ТК РФ были внесены существенные изменения в 2006 году, Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Указанным законом была несколько изменена глава 60, которая касается рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Например, в статье 384 ТК РФ был установлен десятидневный срок для направления в комиссию по трудовым спорам представителей работодателем или представительным органом работников, исчисляемый с момента получения предложения от другой стороны о создании КТС. Также были внесены поправки в статью 391 – положение о рассмотрении индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций непосредственно в судебном порядке (однако такое положение существовало и в прежней редакции в статье 348 указанного документа).

Путем анализа трудового законодательства с 1918 года было рассмотрено развитие института индивидуальных трудовых споров. Путем принятия множества норм, законодательство, регулирующее рассмотрение индивидуальных трудовых споров совершенствовалось. Историю и развитие индивидуальных трудовых споров условно можно разделить на семь этапов:

1. Период военного коммунизма (1918 – 1921 годы) – судебная защита при возникновении коллизий в сфере трудовых отношений практически отсутствовала, и трудовые споры разрешались преимущественно в административном порядке.

2. Период Новой Экономической Политики (НЭП) (1922 – 1940 годы) – выделение норм, регулирующих рассмотрение индивидуальных трудовых споров, в качестве самостоятельного института трудового права в России. Был принят ряд нормативных актов, существенно дополнивших КЗоТ РСФСР 1922 года и внесших новшества в порядок рассмотрения трудовых споров.

3. Послевоенный период (1950 – 1960 годы) – Вносились определенные изменения в существовавшую ранее систему организации и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. На всех предприятиях (в учреждениях и организациях) должны были создаваться комиссии по трудовым спорам (КТС) из равного числа представителей администрации и ФЗМК.

4. Период «развитого социализма» (1960 – 1980 годы) – трудовое законодательство, связанное с рассмотрением индивидуальных трудовых споров, совершенствовалось. Был принят КЗоТ 1971 года, который содержал главу «Трудовые споры». Институт рассмотрения трудовых споров был представлен в более уточненном виде.

5. Период «перестройки» (1980 – 1991 годы) – В этот период были приняты последние в советской истории законы СССР о труде, стремившиеся, хотя и безуспешно, решить назревшие и чрезвычайно острые вопросы в области трудовых отношений. В марте 1991 года был принят Закон СССР «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров», заменивший Положение о порядке рассмотрения трудовых споров 1974 года.

6. Постсоветский период (1991 – 2001 годы) – Глава XIV КЗоТ РСФСР 1971 года «Трудовые споры» была изложена в новой редакции. Изменился состав органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры: из них были исключены профсоюзные комитеты предприятий; остались две инстанции: КТС и суд.

7. Современный период (2001 – 2016 годы) – Принятие ТК РФ в 2001 году, который содержит главу 60 «Рассмотрение индивидуальных трудовых споров». В действующий Трудовой кодекс РФ существенные изменения вносились в 2006 году. В данной главе изменения носили уточняющий и дополняющий характер.

§1.2 Понятие и виды индивидуальных трудовых споров

Главной целью разрешения индивидуальных трудовых споров является защита трудовых прав граждан. В науке трудового права посвящено множество исследований данному институту. Но, несмотря на это, данная проблема еще недостаточно изучена и требует рассмотрения вопросов о защите трудовых прав, ее форм и способов. Для этого обратимся к мнениям, которые приводят ученые, а также действующему законодательству и судебной практике.

Ключевым словом в рассмотрении данного вопроса является термин «спор». В толковом словаре Д.Н. Ушакова: «Спор – это взаимное пререкание словесное (устное или письменное) состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывая свою правоту»25.

Право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры законодательно закреплено в части 4 статьи 37 Конституции РФ.

В ТК РФ институту рассмотрения индивидуальных трудовых споров посвящена глава 60 «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров». Непосредственно понятие индивидуального трудового спора закреплено в статье 381 ТК РФ:

Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Из данного положения следует, что сторонами индивидуального трудового спора являются работник и работодатель. Под работником понимается физическое лицо, которое желает заключить трудовой договор, но ему в этом отказано, состоит в трудовых отношениях, либо ранее состояло в этих отношениях с работодателем.

«В законодательной формулировке отражено то, что возникновению индивидуального трудового спора предшествуют переговоры сторон трудового правоотношения, т.е. необходимость урегулировать возникшие разногласия, что определено в понятии «Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником...». Урегулирование возникших разногласий предусмотрено частью 2 статьи 385 ТК РФ»26.

Трудовой спор приобретает юридическое значение после подачи заявления о нарушении в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. До этого момента, разногласия, которые возникли между сторонами трудового договора, нельзя назвать трудовым спором. По мнению Курбанова Р.А.: «Индивидуальный трудовой спор – это переданное на рассмотрение органа по рассмотрению трудовых споров разногласие (конфликт) между работником и работодателем, связанное с осуществлением работником его трудовых функций и неурегулированное в обычном порядке»27.

Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров имеет ряд основных принципов, а также различается по кругу вопросов.

«Выделяются подвиды индивидуальных трудовых споров:

  1. по вопросам переводов на другую работу;

  2. об оплате труда;

  3. о гарантиях и компенсациях;

  4. по вопросам рабочего времени;

  5. по вопросам полагающегося отдыха;

  6. по вопросам дисциплины труда и дисциплинарных взысканий;

  7. по вопросам материальной ответственности работника, за ущерб, причиненный им организации;

  8. по вопросам охраны труда;

  9. по вопросам увольнения»28.

В статье 382 ТК РФ дается перечень органов осуществляющих рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров:

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Но ситуация с отдельными категориями работников несколько другая. Трудовые споры в таких делах регулируются дополнительными нормативными актами.

Буянова М.О. утверждает, что: Для отдельных категорий работников установлен особый порядок рассмотрения трудовых споров. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 22 июля 2004 года29 устанавливает особый порядок рассмотрения споров государственных гражданских служащих по вопросам перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий комиссией по служебным спорам и судом.

Как в любом правоотношении, в трудовых спорах существуют сроки для обращения за защитой своих прав. Они закрепляются статьями 386 и 392 ТК РФ. Статья 386 ТК РФ регулирует срок обращения в комиссии по трудовым спорам, который установлен в три месяца с того дня, когда сторона узнала о нарушении права. В статье 392 ТК РФ устанавливается срок обращения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в суде по различным видам правонарушений в отдельности.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Рассмотрение споров каждым приведенным органом происходит при соблюдении определенного порядка, который представлен в главе 60 ТК РФ. Если будут нарушены положения ТК РФ, то рассмотрение индивидуального трудового спора будет невозможным.

Предметом при рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров могут быть различные вопросы, вытекающие из трудовых правоотношений. В современной практике возникают споры по вопросам применения трудового законодательства и иных норм трудового права, а также трудового и коллективного договора, соглашения, либо локального нормативного акта, например, связанного с изменением индивидуальных условий труда работника. Приведем пример трудового спора из судебной практики Верховного Суда РФ, который рассматривается в рамках института индивидуальных трудовых споров, а именно в вопросах оплаты труда и заключения дополнительных соглашений к трудовому договору работника.

Так, «X. обратилась в суд с иском к ООО «Водоканал» (работодателю) об установлении месячной тарифной ставки в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, взыскании недоначисленной заработной платы. В обоснование заявленных требований истец указала на то, что с 01 сентября 2010 года работает у ответчика, помимо обязанностей по основной должности выполняет работу, соответствующую функциональным обязанностям по другой должности, однако дополнительная оплата за увеличенный объем работ ответчиком не производится. В нарушение действующего Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2008 – 2014 годы (далее – Отраслевое тарифное соглашение), которым предусмотрена минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере не ниже 4 200 руб. и начисление на нее отраслевого тарифного коэффициента 1,4, расчет заработной платы производился в меньшем размере, а отраслевой коэффициент работодателем никогда не начислялся. Истец полагала, что поскольку работодатель в установленном порядке не отказался от присоединения к отраслевому соглашению, то оно распространяет свое действие на него и он обязан его исполнять. Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С работодателя в пользу X. взыскана недоначисленная заработная плата. На ответчика возложена обязанность заключить с X. Дополнительное соглашение к трудовому договору о поручении дополнительных работ с установлением ежемесячной доплаты в размере 30 % от фактически отработанного времени и производить начисление заработной платы X. из расчета минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, умноженной на тарифный коэффициент»30.

В данном случае удовлетворены требования работника и спор приобретает юридическое значение, так как защита трудовых прав происходит в судебной инстанции, а не регулируется между работником и работодателем лично. Данная категория дел входит в систему индивидуальных трудовых споров и рассматривается в рамках гражданского судопроизводства с применением норм трудового законодательства. В соответствии со статьей 20 ТК РФ, субъектами спора являются работник – Х., с одной стороны и работодатель – ООО «Водоканал». Работник состоит в трудовых отношениях с данной организацией.

Из вышесказанного следует, что индивидуальные трудовые споры – нередкое явление в трудовом праве. Принципы рассмотрения таких споров регулируются ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок рассмотрения дел в судах регулируется гражданским процессуальным законодательством РФ. Большое значение для рассмотрения индивидуальных трудовых споров имеет судебная практика.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. Следовательно, для предотвращения нарушений трудовых прав работников и возникновения индивидуальных трудовых споров необходимо предусмотреть возможность обращения работника в данный орган с целью проведения проверки работодателей на предмет соблюдения трудовых норм. Выявленный пробел можно устранить путем дополнения статьи 381 ТК РФ.

Развитие трудового законодательства в России позволило усовершенствовать институт рассмотрения индивидуальных трудовых споров, путем принятия множества кодифицированных актов и положений. Для каждого исторического этапа характерны определенные изменения в положениях по разрешению индивидуальных трудовых споров, так как политика и экономическая ситуация в стране изменялась и требовала внесения изменений. С каждым годом, число обращений за разрешением индивидуальных трудовых споров растет. Это обусловлено переходом плановой экономики к рыночной системе хозяйствования. На современном этапе, существуют масса трудовых споров. Возможно, некоторые изменения ТК РФ помогут избежать множества индивидуальных трудовых споров.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

§2.1 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам

Возникновение индивидуальных трудовых споров обусловлено низкой правовой культурой сторон трудового договора. Но зачастую, трудовые споры возникают вследствие недобросовестного исполнения трудовых обязанностей и незаконных требований работников, либо сознательного нарушения трудового законодательства работодателем. По своему характеру данные споры различны. Один вид споров, связан с нарушением законодательства о труде, индивидуальных договоров и соглашений, а другой, связывают с предъявлением новых требований работниками, либо внесением изменений в существующие трудовые условия. Конкретные виды споров должны рассматриваться в определенных органах, чтобы соблюсти подведомственность. Рассмотрим один из органов, занимающихся рассмотрением индивидуальных трудовых споров – комиссии по трудовым спорам (далее – КТС).

«Комиссия по трудовым спорам – первичный орган по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым ТК РФ и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения»31.

Деятельность КТС основано на общих принципах трудового права и регулируется непосредственно ТК РФ в статьях 384 – 390.

«КТС является первичным, но не обязательным органом по рассмотрению трудовых споров. Работник вправе обратиться непосредственно в суд по любому трудовому спору, минуя КТС»32.

Но, как правило, рассмотрение трудовых споров начинается в организации путем создания КТС, тем самым сокращая срок разрешения спора. Но если стороны трудовых правоотношений не могут найти взаимовыгодное решение, то спор переходит на рассмотрение в суд по месту регистрации юридического лица.

«Отметим, что весьма эффективным способом рассмотрения индивидуальных трудовых споров при умелом использовании их потенциала могут быть комиссии по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам является досудебным органом по рассмотрению споров, возникающих между работником и работодателем по абсолютному большинству разногласий между сторонами трудового договора, если, конечно, такая комиссия создана в организации»33.

В соответствии со статьей 384 ТК РФ, КТС образуется по инициативе любой стороны трудового договора из равного числа представителей каждой стороны. Если КТС не создана в организации, то после принятия работодателем или представителем работников письменного заявления о его создании, существует обязанность в десятидневный срок образовать КТС. Также по решению общего собрания членов КТС, может быть создана комиссия в структурных подразделениях. Также КТС имеет свою печать, техническое обеспечение за счет работодателя, председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. КТС организуется на предприятии с числом работающих в ней не менее 15 человек.

«Срок полномочий КТС Трудовой Кодекс РФ не определяет. Поэтому возможна ее деятельность на неопределенное (неограниченное) время. Вопрос об изменении состава КТС в ТК РФ не урегулирован»34.

Компетенция комиссии по трудовым спором закреплено в статье 385 ТК РФ. В соответствии с данным положением, КТС рассматривает те споры, которые не удалось урегулировать сторонами трудового договора при непосредственных переговорах, также споры, для которых не установлен иной порядок рассмотрения согласно ТК РФ и иным федеральными законами.

«В статье 385 не установлено, какие споры подведомственны КТС, поскольку статья 391 ТК РФ определяет компетенцию судов по рассмотрению трудовых споров, становится очевидным, что все остальные категории споров (кроме тех, по которым установлен в законе специальный порядок) рассматриваются КТС. К таковым относят споры о признании недействительными условий трудового договора; рабочем времени; времени отдыха; об оплате труда; о гарантийных компенсационных выплатах; переводах, перемещениях, изменении существенных условий трудового договора; привлечении работника к дисциплинарной ответственности и т.д.»35.

Как и у любого правоотношения, существует срок обращения в КТС. Данный срок установлен в статье 386 ТК РФ. Законодатель закрепляет за работником право обращения в КТС в течение трех месяцев, со дня, когда узнал, либо должен узнать о нарушении своих трудовых прав. Но существуют случаи, когда обращение в КТС невозможно в силу каких-либо уважительных причин. В таких случаях, возможно восстановление срока обращения. После этого, спор должен быть рассмотрен по существу в комиссии. Данной статьей закреплено индивидуальное право обращения для работников.

«Обращаться в комиссию по трудовым спорам может только работник»36.

В статье 387 ТК РФ закреплены основные правила рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых спор в КТС. Положениями этой статьи предусмотрена процедура регистрации заявления работника, также дается перечень обязательных позиций для содержания заявления. Все заявления, поданные в комиссию должны быть в двух экземплярах, так как один экземпляр остается в КТС, а другой выдается работнику с отметкой о регистрации. На заявлении необходимо при регистрации указать Ф.И.О., должность и подпись лица, принявшего его и дату.

«Все заявления работников, поданные в КТС, должны быть зарегистрированы в журнале. В нем фиксируются следующие сведения: дата поступления: Ф.И.О., должность, профессия и специальность работника; порядковый номер заявления; предмет спора; требования работника; дата назначения заседания КТС (дата переноса рассмотрения заявления и т.д.)»37.

КТС обязана рассматривать поступившие заявления в десятидневный срок. Спор должен рассматривать в присутствии работника, который подал заявление в КТС, но его отсутствие допускается, но лишь в случаях, когда работник подает письменное заявление об этом. В случае неявки работника, либо его представителя, заседание КТС обязаны отложить. Но, в случаях повторной неявки работника (представителя) без уважительных причин, комиссия вправе принять решение о снятии вопроса с рассмотрения. Но данный факт не лишает работника права на повторную подачу заявления о рассмотрении своего спора, однако, в пределах срока, установленного ТК РФ. На заседание комиссии допускается приглашать свидетелей и специалистов. Также, по требованию КТС работодатель (организация) обязан предоставить, все необходимые документы, для разрешения спора. Заседание КТС считается правомочным при присутствии ½ представителей, как работника, так, и работодателя.

«На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии»38.

Порядок принятия решения КТС и его содержание законодательно установлены в статье 388 ТК РФ. В соответствии с данной статьей, решение КТС принимается тайным голосованием большинства голосов, которые присутствуют на заседании членов комиссии.

В решении КТС указываются:

наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС структурного подразделения организации, – наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

результаты голосования.

В течение трёх дней со дня принятия решения КТС, работнику и работодателю, либо их представителям обязаны вручить копии решения, которые должны быть подписаны председателем комиссии или его заместителем, а также заверяться печатью комиссии. Если кто-то из членов комиссии не согласен с решением, то он вправе в протоколе при подписании внести свои замечания. Обязательно зафиксировать в протоколе число присутствующих на заседании и членов комиссии, которые голосуют при принятии решения по спору. Решения КТС должны быть основаны законодательством РФ, трудовым договором или дополнительными соглашениями. Решение КТС должно быть точным и категоричным, в случаях, когда это касается денежных требований, обязательно должна указываться точная сумма, которая причитается работнику.

«Закон не предусматривает возможности пересмотра решения комиссии»39. То есть, если в процессе исполнения решения КТС, между сторонами в споре возникают разногласия по вопросам его толкования, комиссия имеет право вынести дополнительное решение, которое дополняет вынесенное решение.

Протокол заседания должен подписываться всеми членами комиссии, которые принимали участие в вынесении решения. Если в ходе подписания протокола были какие-либо дополнения и замечания, они должны быть доведены до сведения участников заседания. Копии решения КТС вручаются сторонам спора не позднее трёх дней со дня вынесения решения. Вручение всегда подтверждается расписками, также фиксируется точная дата вручения.

Обязательность исполнения решения КТС обеспечивается законодателем в статье 389 ТК РФ. Прежде всего, законодательно установлен срок исполнения – в течение трёх дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случаях, когда решение КТС не исполнено, в установленный срок, комиссия выдает работнику удостоверение, которое является исполнительным документом. За получением указанного удостоверения, работник вправе обратиться в комиссию в течение одного месяца со дня вынесения решения. Если работник не получил удостоверение в установленный срок по уважительным причинам, КТС восстанавливает этот срок. Выдача удостоверения отменяется, если стороны трудового спора обращаются для перенесения рассмотрения трудового спора в суд. В случае утраты удостоверения, возможны выдача дубликата. Решение о выдаче дубликата принимается на заседании КТС, в присутствии сторон трудового спора.

Когда спор не рассмотрен в комиссии по трудовым спорам, возможно обжалование решения КТС и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд, которое регулируется статьей 390 ТК РФ.

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

Каждый работник имеет право на рассмотрение его трудового спора в суде, если он не рассмотрен в комиссии по трудовым спорам в десятидневный срок или указанная комиссия была не правомочна рассматривать трудовой спор в связи с тем, что на заседании присутствовало менее ½ числа членов, представляющих стороны и не проведено соответствующего заседания. На это законодатель дает 3 месяца до окончания срока исковой давности, установленного статьей 386 ТК РФ, начало, которого определяется датой, когда работнику стало известно о нарушении его прав.

«Учитывая, что статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением – в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть 2 статьи 390, статья 391 ТК РФ)»40.

Стороны трудового спора вправе обжаловать решение КТС в суде, если они полностью, либо частично не согласны с его решением. Установленный срок 10 дней исчисляется со дня вручения копии решения комиссии. Вручение копий решения сторонам спора может происходить в разное время в силу временной нетрудоспособности, пребывания в служебной командировке работника и т.д. Из-за этого начало данного срока может быть в разное время у сторон индивидуального трудового спора.

Суд не имеет права отказать в принятии искового заявления по причинам пропуска без уважительных причин срока обжалования решения КТС, так в трудовом законодательстве этого не предусмотрено. Если причины пропуска срока признаны уважительными, то срок обращения в суд будет восстановлен.

«В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи)»41.

Таким образом, путем анализа статей 384 – 390 ТК РФ, выявлены некоторые недостатки. ТК РФ не определяет конкретного срока полномочий комиссий по трудовым спорам и возможности изменения состава КТС. Также не указан перечень подведомственных рассмотрению в КТС споров. Право обращения в КТС имеет только работник, для работодателя такого права не предусмотрено. Трудовое законодательство предусматривает только обжалование решения КТС, но не пересмотра решения, а лишь дополнительного разъяснения к принятому решению.

В целях достижения объективности в работе и вынесении законных и обоснованных решений КТС должна быть независимой от работодателя.

Организационно-техническое обеспечение КТС может осуществлять государственная инспекция по труду Российской Федерации. Финансирование КТС может производиться за счет налога с работодателей, размер которого будет зависеть от количества работающих. Таким образом, разрешится вопрос финансирования

В действующем законодательстве упоминается о необходимости ведения протокола в ходе заседания КТС (статья 387 ТК РФ), при этом не уточняется, что именно должно быть в нем зафиксировано.

Совершенствование законодательства, регулирующего досудебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, позволит решать трудовые споры в более краткие сроки, чем в судах. Такой порядок необходим в интересах спорящих сторон и судебных органов, так как он будет служить важным фактором предотвращения индивидуальных трудовых споров.

Для разрешения выявленных в данном параграфе правовых пробелов, необходимо внести дополнения в статью 384 ТК РФ, которые непосредственно связаны с КТС.

§2.2 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде

Право на судебную защиту граждан закрепляется статьей 46 Конституции РФ. Суд является важнейшим органом, который уполномочен рассматривать индивидуальные трудовые споры. Стороны трудового договора в соответствии с действующим трудовым законодательством, вправе обращаться за защитой своих прав в суд, минуя КТС и обжаловать ее решения. Обращение сторон в суд уже порождает процессуальные правоотношения и судебную стадию регулирования.

Рассматривая трудовые споры, суд руководствуется нормами как трудового, так и гражданского процессуального права. Суд должен соблюдать руководящее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». В нем судам разъясняется единообразный порядок принятия ими спора к рассмотрению и применения при разбирательстве трудового спора отдельных норм, регулирующих прием, перевод и увольнение работников.

«Судебная защита имеет целый ряд преимуществ перед другими способами защиты трудовых прав. К их числу в первую очередь можно отнести следующие:

  1. Суд независим и подчинен только закону;

  2. Суд не связан никакими узковедомственными интересами;

  3. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства;

  4. Деятельность суда протекает в судебном заседании, порядок проведения которого строго регламентирован законом»42.

Основные положения, сроки и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров непосредственно в суде предусмотрены в статьях 391 – 397 ТК РФ.

Статья 391 ТК РФ устанавливает порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде. В этой статье дается перечень трудовых споров, рассматриваемых судами, информацию о лицах, которые имеют право обращения в суд для разрешения их трудового спора. Можно отметить, что суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к КТС.

В части 2 статьи 391 ТК РФ установлены субъекты и виды индивидуальных трудовых споров по заявлениям, которых они рассматриваются:

– работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

– работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

– об отказе в приеме на работу;

– лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

– лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Работник самостоятельно принимает решение, в каком органе будет рассматривать его трудовой спор, в связи с этим, закреплено право обращения в судебные органы, минуя КТС. Формулировки данных статей приводят к мнению о том, что в большинстве организаций не создаются КТС, так как работники не обращаются в них разрешением трудовых споров. Необходимо обязать организации создавать КТС, чтобы данный орган действовал.

В статье 392 ТК РФ установлены сроки обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров. Данная статья различает три вида сроков, в зависимости от категории трудового спора и того, кто является истцом. В трудовом законодательстве отсутствует понятие исковая давность, вместо этого, для различных правоотношений сроки обращения могут отличаться. Сроки в трудовом праве значительно меньше, по сравнению с общепринятыми сроками для гражданских дел.

Существует общий срок обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора – 3 месяца. Это правило действует для всех трудовых правонарушений, кроме споров об увольнении. По делам об увольнении, работник вправе обратиться с иском в суд в течение одного месяца со дня получения копии приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки. Бывают случаи, когда работник не забрал приказ и трудовую книжку. Возникает вопрос, с какого момента считается срок обращения в суд. Данное разъяснение дается в Пленуме Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2: «месячный срок также начинает исчисляться со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки»43.

Для работодателя установлен более длительный срок для обращения в суд. Он вправе обратиться в суд с иском о взыскании материального ущерба, причиненного работником в течение одного года со дня обнаружения этого ущерба.

«Следует отметить, что работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых отношений, освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (статья 393 ТК РФ)»44.

Кроме того, законом устанавливается правило: решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению, согласно статье 396 ТК РФ.

Работодатель является экономически более сильной стороной трудового договора, нежели работник. Поэтому, работники, права которых нарушены бояться обращаться за защитой своих прав. Например, если работника суд восстановит на прежней работе по основаниям части 1 статьи 394 ТК РФ, велика вероятность, что этого работника уволят снова, но уже найдут другие основания для увольнения. Либо работник вернется на работу в организацию, но работодатель установит для него не приемлемые условия для исполнения своих трудовых обязанностей. Работодатели все чаще нарушают положения трудового законодательства. В таких случаях, необходима выплата компенсации работнику за потерю работы. Тогда работнику возмещен вред за потерю работы, а для работодателей это будет стимулирующим фактором и случаи таких нарушений могут уменьшиться. Случаи незаконных увольнений работника, либо отказа в приеме на работу нередки. Работодатели считают, что работник не станет обращаться за защитой прав в суд, но практика складывается иначе. Число дел, связанных с трудовыми правонарушениями возрастают, это подтверждается многочисленной судебной практикой.

Так, Миасским городским судом рассматривалось дело по иску Д.Н.А в ООО о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за ее задержку, признании незаконным увольнения. Просит обязать директора внести в трудовую книжку истца запись об увольнении по собственному желанию, взыскать с ответчика компенсации материального вреда за задержку выдачи трудовой книжки. При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просит в случае признания увольнения незаконным, изменить формулировку увольнения на «собственное желание». С приказом об увольнении Д.Н.А. ознакомлен не был, объяснение от него никто не требовал, трудовую книжку ответчик ему не вручил, расчет при увольнении не произвел. «Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав все материалы дела, суд считает, что иск Д.Н.А. подлежит удовлетворению частично. Признать незаконным приказ директора Общества с ограниченной ответственностью об увольнении Д.Н.А. в связи с прогулом по пп. «а», п.6 ст.81 ТК РФ. Изменить формулировку основания и дату увольнения Д.Н.А. на увольнение по собственному желанию в соответствии со ст.80 ТК РФ с 2010 года. Обязать директора Общества с ограниченной ответственностью внести в трудовую книжку Д.Н.А. запись об увольнении по собственному желанию с 2010 года. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью в пользу Д.Н.А. задолженность по заработной плате, компенсацию за задержку заработной платы, компенсацию за задержку выдачи трудовой книжки»45.

В данном примере проиллюстрированы явные нарушения трудового законодательства работодателем. Работник обратился за защитой своих прав в суд. Суд признал увольнение незаконным, удовлетворив при этом требования работника. Но и практике рассмотрения индивидуальных трудовых споров Верховного Суда РФ есть примеры о нарушении трудового законодательства работодателями.

Так, «Д. обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу Коммерческий банк «РОСЭНЕРГОБАНК» в лице Архангельского филиала о взыскании задолженности по заработной плате в сумме, процентов за просрочку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований Д. указал, что работал в должности помощника советника по защите собственности ЗАО КБ «РОСЭНЕРГОБАНК» с 19 сентября 2006 года, с 01 октября 2009 года был переведен на должность советника управляющего. Его фактическим местом работы являлось структурное подразделение банка – Архангельский филиал, расположенный в г. Архангельске, который отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Однако заработную плату работодатель выплачивал истцу без применения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в данной местности, в связи с чем образовалась задолженность. С 19 октября 2009 года истец был уволен в связи с сокращением штата работников организации с выплатой соответствующей компенсации, между тем количество дней неиспользованного отпуска было определено без учета продолжительности дополнительного отпуска, установленной трудовым законодательством для работников районов, приравненных к районам Крайнего Севера. Суд удовлетворил заявленные требования истца в пределах срока, установленного статьей 392 ТК РФ, руководствуясь статьями 315, 316 ТК РФ. Таким образом, лицам, работающим в г. Архангельске, оплата труда должна производиться с применением районного коэффициента и процентной надбавки, установленных для данной местности»46.

Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что большинство индивидуальных трудовых споров, рассмотренных судами, решается в пользу работников. Это свидетельствует об эффективности судебной защиты трудовых прав работников. Рассматривая трудовые споры, суд руководствуется нормами как трудового, так и гражданского процессуального права. Суд должен соблюдать руководящее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». В нем судам разъясняется единообразный порядок принятия ими спора к рассмотрению и применения при разбирательстве трудового спора отдельных норм, регулирующих прием, перевод и увольнение работников.

Для устранения выявленных в данном параграфе правовых пробелов, необходимо внести дополнения в статью 394 ТК РФ, которые позволят уменьшить количество индивидуальных трудовых споров.

Как видно из содержания главы, законодатель достаточно детально регламентировал процедуры разрешения индивидуальных трудовых споров. ТК РФ определяет два органа, которые уполномочены рассматривать трудовые споры. Это комиссия по трудовым спорам и суд. Наиболее эффективным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является суд, так как данный орган независим и зачастую его решения справедливы, в отличие от решений КТС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе были рассмотрены проблемы связанные с разрешением индивидуальных трудовых споров. Нарушения трудового законодательства нередкое явление. Они происходят ещё до момента заключения трудовых договоров, когда соискателю на вакансию выставляются заранее противозаконные условия заключения трудового договора. От него работодатель зачастую требует отказаться от отпуска, выходных, требует работать сверх норм рабочего времени. В результате трудовой договор заключается на заранее противозаконных условиях. На практике, механизм государственного контроля над соблюдением положений трудового законодательства не работает. В то же время, за судебной защитой своих нарушенных трудовых прав обращаются только те работники, которые прекратили или собираются прекратить трудовые отношения. Это связано с тем, что по возникшему трудовому спору, работник сможет защитить свои права в судебном порядке, но после этого работодатель создаст ему условия труда, которые несовместимы с продолжением трудовых отношений.

Такая ситуация явно не соответствует Конституции РФ, равенства всех перед законом и судом, и принципам соблюдения прав человека и гражданина в цивилизованном демократическом обществе.

В современной экономической ситуации работники рискуют открыто защищать свои права, вступать в конфликт с работодателем. Обращение с жалобой на работодателя грозит потерей работы. Поэтому очень часто работнику, чьи права ущемлены, выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом прав, чем вступать в спор.

Любое обращение работника в суд, например, о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, рассматривается работодателем как нежелательное явление.

Отношения между сторонами трудового договора фактически строятся на основе подчинения работника работодателю. В этих условиях необходима эффективная система юридических гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов работников от неправомерных действий работодателей. Необходимы дополнения и изменения действующего законодательства, касающегося рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Предложения по совершенствованию действующего законодательства.

1. Предложение о нормативном закреплении положения, позволяющего проводить проверки работодателей Федеральной службе по труду и занятости, для предупреждения нарушений трудового законодательства и возникновения индивидуальных трудовых споров

Законодательно не установлено

В настоящее время на законодательном уровне в статье 381 ТК РФ «Понятие индивидуального трудового спора» не установлено право работника для обращения в Федеральную службу по труду и занятости для инициирования проверки работодателя на предмет нарушения трудового законодательства, которое касается возникновения индивидуальных трудовых споров, что является правовым пробелом.

Недостатки

Работник заинтересован в том, чтобы органы надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства устраняли нарушения по собственной инициативе. Однако правовые предпосылки для их самостоятельных инициативных действий по защите работников отсутствуют.

Предложение

Дополнить статью 381 ТК РФ текстом следующего содержания:

«В случае отказа от заключения договора, работник вправе обратиться в орган надзора и контроля с целью проведения проверки работодателя по вопросу соблюдения трудового законодательства при приеме работника на работу».

Обоснование

Трудовой кодекс предусматривает наличие такого государственного органа как Федеральная служба по труду и занятости, а также четко определяет его полномочия (статья 365 ТК РФ). Данный орган уполномочен осуществлять контролирующие и надзорные функции, посредством проверок в организациях. Однако, «инспекция по труду» пока ещё не осуществляет свои полномочия на должном уровне в части возникновения индивидуальных трудовых споров в организациях. Это обусловлено тем, что в трудовом законодательстве отсутствует норма, позволяющая проводить проверки работодателей на предмет нарушения законодательства об увольнении работника, переводе работника, приеме на работу, оплате труда и др., которые могли быть стимулированы конкретными обращениями граждан. Именно такая ситуация способствует возникновению трудовых споров как индивидуальных, так и коллективных. Данное дополнение ТК РФ позволить сократить количество индивидуальных трудовых споров, а также повысить уровень соблюдения трудового законодательства работодателями. Дополнив ТК РФ этим положением, будет гарантирована защита прав работников уже на досудебной стадии.

2. Предложение о нормативном закреплении положения, обязывающего работодателей создавать комиссии по трудовым спорам

Законодательно не установлено

В настоящее время на законодательном уровне в статье 384 ТК РФ «Образование комиссий по трудовым спорам» не установлено обязательного создания работодателем комиссий по трудовым спорам. Для создания указанных комиссий необходима инициатива сторон трудового договора.

Недостатки

Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав работников. На таких предприятиях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, то есть отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников и рассматривать индивидуальные трудовые споры. Для работодателей создание КТС не всегда выгодно. Данный орган не может быть независимым, а его решения справедливыми, в силу присутствия в составе представителей работодателя. В трудовом договоре работодатель является более сильной стороной, как экономически, так и юридически. Из-за этого работник не обращается за защитой своих прав в КТС, так как рискует быть уволенным, либо ущемленным в условиях труда. Правовая незащищенность и неосведомленность заставляет людей принимать любые условия работодателей. Число неправомерных договоров растет, следовательно, возрастает число социально незащищенных работников. Поэтому возникает потребность в обязательности создания в организациях и учреждениях досудебных органов по разрешению индивидуальных трудовых споров, так как на практике, такие органы не создаются. То есть, норма трудового права о КТС фактически не работает.

Предложение

Дополнить статью 384 ТК РФ текстом следующего содержания:

«При регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлять в регистрирующий орган документы, подтверждающие намерение о создании в организации профсоюзных органов или избрании комиссии по трудовым спорам».

Обоснование

Зачастую, комиссии по трудовым спорам не создаются в организациях и учреждениях, тем самым растёт количество обращений для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суды. Работники не имеют правовой защищенности от нарушений законодательства работодателями. В связи с большим количеством таких дел, судьи нарушают гражданское процессуальное законодательство, которое связано со сроками рассмотрения споров. Также нарушаются положения Конституции РФ. Данное дополнение позволить сократить количество трудовых споров в судах и стимулировать работу КТС в организациях. Защита трудовых прав граждан станет эффективнее.

3. Предложение о нормативном закреплении положения, о взыскании

денежной компенсации и морального вреда, в случаях незаконного увольнения

Законодательно не установлено

В настоящее время на законодательном уровне в статье 394 ТК РФ «Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу» не установлено право работника для обращения в Федеральную службу по труду и занятости для инициирования проверки работодателя на предмет нарушения трудового законодательства, которое касается незаконных увольнений работника. Также необходимо установить возможность взыскания денежной компенсации и морального вреда в пользу работника за незаконное увольнение.

Недостатки

Обращает на себя внимание то, что при незаконных увольнениях потерпевшие далеко не всегда обращаются в суд с иском о восстановлении на работе, так как, возникает вероятность быть уволенным снова, но уже по какому-либо другому основанию. Целесообразно установить такой порядок: вместо восстановления на работе, уволенному, по решению суда, выплачивается денежная компенсация за её потерю. Тогда, надо полагать, незаконно уволенные будут чаще обращаться в суд, что, в свою очередь, заставит работодателя соблюдать их права.

Предложение

Дополнить статью 394 ТК РФ текстом следующего содержания:

«В случае увольнения работника по инициативе работодателя, работник вправе обратиться в орган надзора и контроля с целью проведения проверки работодателя по вопросу соблюдения трудового законодательства при увольнении работника. Работник вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с работодателя денежной компенсации и морального вреда за незаконное увольнение».

Обоснование

Суд вправе обязать работодателя компенсировать причиненные работнику нравственные и физические страдания в связи с незаконным увольнением, поскольку такими действиями работодателя ущемляются личные неимущественные права работника. Согласно ст. 1101 ГК РФ47, компенсация морального вреда производится только в денежной форме.

В судебной практике по-разному решался вопрос о компенсации морального вреда в случае незаконного увольнения работника. Суды часто отказывали в такой компенсации, считая, что она допустима только в случаях, предусмотренных законом, а ТК РФ, по их мнению, такого права работникам не предоставляет.

Только Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»48 закрепило положение о компенсации морального вреда в трудовом праве. Следовательно, необходимо предусмотреть возмещение компенсации морального вреда работнику при незаконных увольнениях. Данное положение послужит стимулирующим фактором для работодателей и позволит снизить количество нарушений трудовых прав граждан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законы и иные нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Российская газета. – 1996. – № 23.

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 256.

  4. Декрет СНК РСФСР «Об инспекции труда» от 18 мая 1918 года. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_286.htm (дата обращения: 17.10.2016).

  5. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901889837 (дата обращения: 18.10.2016).

  6. Декрет СНК РСФСР «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах» от 14 ноября 1919 года. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_489.htm (дата обращения: 17.10.2016).

  7. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901857831 (дата обращения: 18.10.2016).

  8. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 29 августа 1928 года «Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов». – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3448.htm (дата обращения: 19.10.2016).

  9. Постановление НКТ РСФСР от 03 ноября 1928 года «Положение о расценочно-конфликтных комиссиях». – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1428.htm (дата обращения: 19.10.2016).

  10. Декрет СНК РСФСР от 18 июля 1922 года «Положение о примирительных камерах и третейских судах для разрешения трудовых конфликтов». – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1360.htm (дата обращения: 19.10.2016).

  11. Указ ПВС СССР от 31 января 1957 года «О ратификации конвенций Международной Организации Труда (МОТ)». – URL: http://docs.cntd.ru/document/901756528 (дата обращения: 20.10.2016).

  12. Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» от 15 июля 1970 года. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901814518 (дата обращения: 21.10.2016).

  13. Кодекс законов о труде РСФСР от 09 декабря 1971 года. – URL: http://docs.cntd.ru/document/9003392 (дата обращения: 22.10.2016).

  14. Указ ПВС СССР от 20 мая 1974 года «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров» № 6006-VIII. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8328.htm (дата обращения: 20.10.2016).

  15. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года. – URL: http://docs.cntd.ru/document/9033180 (дата обращения: 21.10.2016).

  16. Закон СССР «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров» от 11 марта 1991 года. – URL: http://docs.cntd.ru/document/9003806 (дата обращения: 22.10.2016).

  17. Закон РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». – URL: http://docs.cntd.ru/document/9003162 (дата обращения: 23.10.2016).

  18. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 22 июля 2004 года № 79-ФЗ // Российская газета. – 2006. – № 25.

Судебная практика
  1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. – 2004. – № 3449.

  2. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2015. – № 3.

  3. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2014. – № 4. – С. 6 – 7.

  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». – URL: http://www.vsrf.ru/second.php (дата обращения: 01.12.2016).

  5. Решение Миасского городского суда по иску Д.Н.А. к ООО о признании увольнения незаконным, изменении формулировки основания и даты увольнения, взыскании денежных сумм. – URL: http://miass.chel.sudrf.ru/modules.php?id=1325&name=docum_sud (дата обращения: 25.11.2016).

Учебники, учебные пособия, комментарии
  1. Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия (Серия «Профессиональные справочники и энциклопедии») – М.: Книжный мир, 2010. – 960 с.

  2. Буянова М.О. Трудовое право России: Учебное пособие. – Москва, 2014. – 240 с.

  3. Гейхман, В.Л. Трудовое право: Учебник / В.Л. Гейхман, И.К. Дмитриева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 520 с.

  4. Головина С.Ю. Трудовое право: Учебник для бакалавров / С.Ю. Головина, Ю.А. Кучина. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 379 с

  5. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 384 с.

  6. Рыженков, А.Я. Трудовое право России: Учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.А. Шаронов; под общ. ред. А.Я. Рыженкова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 568 с.

  7. Сухарев А.Я. Юридический энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1987. – 528 с.

  8. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935 – 1940.

  9. Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова [и др.]; под ред. О.В. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.

  10. Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова [и др.]; под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 600 с.

  11. Трудовое право: учебник для бакалавров / А.И. Забейворота [и др.]; под. общ. ред. С.Н. Бабурина, Р.А. Курбанова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 393 с.

  12. Трудовое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Социальная работа», «Менеджмент организации» / под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. – 503 с.

Монографии, лекции, статьи, диссертации и авторефераты диссертаций

Статьи из журнала

  1. Виноградова О.А. Из истории становления института разрешения индивидуальных трудовых споров в России // Управленческое консультирование. – 2013. – № 3. – С. 95 – 105.

  2. Воробьев В.В. Вопросы досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2012. – № 18. – С. 68 – 70.

  3. Петров А.Я. Индивидуальные трудовые споры: фундаментальные аспекты трудового права // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – № 2. – С. 36 – 47.

  4. Рязанцева Т.В. Право на индивидуальные трудовые споры // Территория науки. – 2013. – № 6. – С. 161 – 163.

  5. Семенихин В.В. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд // Бухгалтер и закон. – 2012. – № 6. – С. 25 – 28.

  6. Семенихин В.В. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2012. – № 19. – С. 27 – 30.

1Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.

2Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

3См.: Декрет СНК РСФСР «Об инспекции труда» от 18 мая 1918 года. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_286.htm (дата обращения: 17.10.2016).

4Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие. М., 2001. С. 120.

5См.: Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/901889837 (дата обращения: 18.10.2016).

6Виноградова О.А. Из истории становления института разрешения индивидуальных трудовых споров в России // Управленческое консультирование. 2013. № 3. С. 98.

7См.: Декрет СНК РСФСР «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах» от 14 ноября 1919 года. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_489.htm (дата обращения: 17.10.2016).

8Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие. М., 2001. С. 135.

9См.: Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/901857831 (дата обращения: 18.10.2016).

10Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие. М., 2001. С. 166.

11См.: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 29 августа 1928 года «Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3448.htm (дата обращения: 19.10.2016).

12См.: Постановление НКТ РСФСР от 03 ноября 1928 года «Положение о расценочно-конфликтных комиссиях». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1428.htm (дата обращения: 19.10.2016).

13См.: Декрет СНК РСФСР от 18 июля 1922 года «Положение о примирительных камерах и третейских судах для разрешения трудовых конфликтов». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1360.htm (дата обращения: 19.10.2016).

14См.: Указ ПВС СССР от 31 января 1957 года «О ратификации конвенций Международной Организации Труда (МОТ)». URL: http://docs.cntd.ru/document/901756528 (дата обращения: 20.10.2016).

15Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие. М., 2001. С. 218.

16Сухарев А.Я. Юридический энциклопедический словарь. М., 1987. С. 480.

17См.: Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» от 15 июля 1970 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/901814518 (дата обращения: 21.10.2016).

18См.: Кодекс законов о труде РСФСР от 09 декабря 1971 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/9003392 (дата обращения: 22.10.2016).

19См.: Указ ПВС СССР от 20 мая 1974 года «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров» № 6006-VIII. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8328.htm (дата обращения: 20.10.2016).

20См.: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/9033180 (дата обращения: 21.10.2016).

21См.: Закон СССР «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров» от 11 марта 1991 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/9003806 (дата обращения: 22.10.2016).

22Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие. М., 2001. С. 238.

23См.: Закон РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». URL: http://docs.cntd.ru/document/9003162 (дата обращения: 23.10.2016).

24Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие. М., 2001. С. 258 – 259.

25Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. М., 1935 – 1940. С. 400.

26Гейхман, В.Л. Трудовое право: Учебник / В.Л. Гейхман, И.К. Дмитриева. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. С. 451.

27Трудовое право: Учебник для бакалавров / А.И. Забейворота [и др.]; под. общ. ред. С.Н. Бабурина, Р.А. Курбанова. – М., 2013. С. 310.

28Трудовое право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Социальная работа», «Менеджмент организации» / под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. – 5-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 418.

29См.: Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 22 июля 2004 года № 79-ФЗ // Российская газета. 2006. № 25.

30Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. № 3.

31Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия (Серия «Профессиональные справочники и энциклопедии»). М., 2010. С. 327.

32Головина С.Ю. Трудовое право: Учебник для бакалавров / С.Ю. Головина, Ю.А. Кучина. М., 2012. С. 327.

33Воробьев В.В. Вопросы досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 18. С. 68.

34Петров А.Я. Индивидуальные трудовые споры: фундаментальные аспекты трудового права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 42.

35Буянова М.О. Трудовое право России: Учебное пособие. М., 2014. С. 219.

36Семенихин В.В. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд // Бухгалтер и закон. 2012. № 6. С. 26.

37Семенихин В.В. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 19. С. 29.

38Трудовое право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Социальная работа», «Менеджмент организации» / под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. – 5-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 422.

39Трудовое право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Социальная работа», «Менеджмент организации» / под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. – 5-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 424.

40Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 3449.

41Там же.

42Рязанцева Т.В. Право на индивидуальные трудовые споры // Территория науки. 2013. № 6. С. 163.

43Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 3449.

44Гейхман, В.Л. Трудовое право: Учебник / В.Л. Гейхман, И.К. Дмитриева. – 2-е изд., испр. и доп. М., 2011. С. 460.

45Решение Миасского городского суда по иску Д.Н.А. к ООО о признании увольнения незаконным, изменении формулировки основания и даты увольнения, взыскании денежных сумм. URL: http://miass.chel.sudrf.ru/modules.php?id=1325&name=docum_sud (дата обращения: 25.11.2016).

46Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. № 4. С. 6 – 7.

47См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. № 23.

48См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». URL: http://www.vsrf.ru/second.php (дата обращения: 01.12.2016).

Просмотров работы: 2217