Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных
научных дисциплин.
Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений. Как общенаучные понятия они способствует объединению исследуемых объектов различных наук.
Актуальным для современной науки является изучение особенностей ценностно-смысловой сферы у представителей различных специальностей, поскольку каждая профессия имеет свои характерные особенности, существенно влияющие на формирование личности субъекта труда. Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности.
Проведенный анализ социально-психологической литературы и экспериментальных исследований показал, что на сегодняшний день малоизученными являются вопросы, связанные с особенностями формирования ценностно-смысловой сферы и смысложизненных ориентаций людей творческих профессий (например, актеров, режиссеров, музыкантов).
Понятие «ценностные ориентации» популярно больше в прикладных, чем в теоретических исследованиях, и определяется как направленность личности на определенные ценности, складывающиеся в систему.
Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений. Целостная, устойчивая система ценностных ориентаций личности делает ее способной определить свое отношение к миру, к культуре своего народа, к своей собственной жизни, сориентироваться в системе координат социального пространства.
Ценностные ориентации личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности, а также служат опорными критериями принятия жизненно важных решений.
Объектом исследования стали личностная направленность и ценностные ориентации студентов 1-3 курсов творческих специальностей ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства».
Предмет исследования: отличительные особенности личностной направленности и ценностных ориентаций студентов колледжа.
Для достижения цели нами были выбраны методики: «Тест ценностных ориентаций» Рокича и «Тест смысложизненные ориентаций» Д.А. Леонтьева (СЖО) (факультет психологии МГУ) в 1986г.
Всего в исследовании приняли участие 60 студентов 1-3 курсов (специализации «Дизайн», «Социально-культурная деятельность», «Народное художественное творчество» вида «Хореографическое творчество» и «Этнохудожественное творчество»), которые отвечали на вопросы индивидуально, независимо друг от друга.
Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций студентов позволил выявить следующее:
первое место в списке значимых терминальных ценностей для 47,3 % испытуемых занимает любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
Второе место для 15,7 % респондентов занимает здоровье (физическое и психическое).
Третье место поделили ценность творчество (возможность творческой деятельности) и ценность развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), эта ценность стала значимой для 10,5 % испытуемых.
Из иерархии инструментальных ценностей, студенты предпочли
- честность (правдивость, искренность) она явилась значимой для 21 % испытуемых;
- ценность терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) имеет второе место и оказалась значимой для 15,7 % опрошенных;
Третье место разделили такие ценности как:
- воспитанность (хорошие манеры);
- исполнительность (дисциплинированность);
- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Они стали значимыми для 10,5 % испытуемых.
Анализ результатов исследования общих смысложизненных ориентаций по методике Леонтьева показал, что для большинства студентов (85,6%) характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (будущее).
Очевидно, что ценностно-смысловая сфера и смысложизненные ориентации студентов творческих специальностей имеют свою специфику, обусловленную самобытностью профессий, связанных с художественной сферой, своеобразием профессиональной подготовки, а также индивидуально-личностными особенностями молодых людей, выбирающих творческую деятельность в качестве профессиональной.
В качестве одной из наиболее существенных особенностей у представителей творческих профессий важно отметить раннее начало профессиональной подготовки будущего работника той или иной сферы искусства.
Склонность к определенному виду художественного творчества, как правило, проявляется в детстве, в период посещения различных кружков художественной направленности или обучения в специальной школе (музыкальной, художественной или с углубленным изучением предметов эстетического цикла). В этом случае у ребенка в процессе самостоятельного творчества начинают складываться представления о себе как субъекте художественно-творческой деятельности и начинает формироваться творческое Я.
Таким образом, развитие творческого Я продолжается в процессе обучения в колледже культуры, которое носит ярко выраженную практическую направленность, благодаря которой студенты с первых месяцев обучения активно вовлекаются в творческую деятельность и формируются как специалисты.
Список использованных источников
1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989.
2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1999.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности //Психол. журн. 1994. Т.5. № 5. С. 63-70.
7. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта //Вопр. психол. 1993. № 5. С. 99-105.
9. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2001.
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопр. психол. 1994. № 3. С. 43 - 52.
14. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994.
16. Кобылкин Р.А. Ценностные ориентации человека в современной России // Человек в современных философских концепциях. Материалы Международной конференции Волгоград, 2000. - С.145-147.
17. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов //Сиб. психол. журн. Томск, 1998. № 7. С. 25-29.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992,
24. Лучшие психологические тесты /под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.
25. МарковаО.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов //Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск1/под ред. В.В. Парцванеия. СПб., 2003.
27. Никонова Т.В. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса //Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции СПб., 2000.
29. Психология современного подростка /под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
32. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф... канд. психол. наук. Иркутск, 1996. 25 с.
42. Якунина И.С. Динамика структуры ценностных ориентаций студенчества среднего российского города: Автореф... канд. психол. наук. Новочеркасск, 2007. 24с.
43. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Автореф... докт. психол. наук. Новосибирск, 2000. 41с.
44. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.