ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИЛЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИЛЯ

Грачева М.М. 1
1Шуйский филиал ИвГУ, факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На левом берегу реки Волги, в Нижегородской области расположен необыкновенный старинный город – Городец, где из века в век здесь жили мастеровые люди разных профессий: пряничники, красильщики, кузнецы, плотники и резчики по дереву. Поистине этот город можно назвать «Городом мастеров». Знаменит он своими мастерами, создающими деревянные изделия с богатой ручной росписью, которую так и называют - «городецкая». Об этом виде народного искусства издано достаточно много книг, научных статей. Цель данной статьи – привлечь внимание читателей к интереснейшему народному промыслу, поделиться тем, что удивляет в этой росписи меня.

Научные исследования свидетельствуют, что Городецкая роспись существует с середины XIX века. Ею расписывают самые разные предметы – донца прялок, мочесники, бытовую утварь, детские игрушки. Но появлению росписи предшествовал иной способ декорирования деревянных изделий. Как и во многих других центрах народного искусства изделия из дерева покрывали искусной резьбой. Резными были и знаменитые городецкие прялки. Прялка - это один из самых распространенных и любимых предметов горожан, который для женщины являлся самым необходимым орудием труда, а в свободном состоянии – настоящим произведением искусства, висящим на стене. Резьбе на смену пришел иной вид декора – инкрустация. Появилась она не случайно, оказалось, что этот волжский край богат уникальным материалом для инкрустации. Здесь, с незапамятных времен по Волге сплавляли дубовый лес. Вполне понятно, что на дне реки скапливалось много затонувших дубов. Вот эти дубы, отлежавшиеся долгие годы в воде, превращались в очень прочный, красивый по цвету, почти черный, материал, который полюбился народным мастерам. Стволы деревьев распиливали на тонкие пластины, из которых делали вставки из темного дуба на донцах прялок в форме различных изображений (преимущественно, кони с наездниками, повозки,). Постепенно к инкрустированным изображениям стали добавляться рисованные изображения и раскраска, немногословная по колориту, повторяющая цвет почти черных вставок. Развиваясь, техники декорирования усложняются, более развернутой становится и композиция: стали применять деление композиции на ярусы: в каждом ярусе свой сюжет. Усиливается внимание к деталям: видим дам и кавалеров, одетых модно, по-городскому. Появление многоцветной цветочной росписи и приемов кистевого письма связывают с именем иконописца Огуречникова, приехавшего в деревню Курцево в 1870 г. Он показывает городецким мастерам иконописные приемы: методы наложения красок в несколько слоев, оживки белилами, которые они начинают применять в росписи. И мастера всецело переходят от резьбы и инкрустации к живописному письму.

Известная купавка, которую еще называют «розан», «яблоко», украшает почти каждую композицию. Изображают купавку различных цветов: красную, синюю, бордовую, желтую, оранжевую в обрамлении стилизованных листьев папоротника, с классическими для росписи оживками. Сложно сказать, как выглядит цветок папоротника, но городецкие мастера представляли его таким. Цветы, листья, кони, птицы, характерные фигуры людей с черточками глаз, носа, бровей, губ - все это создает лицо росписи, делает ее узнаваемой. А многообразие сюжетных тем от излюбленных изображений города до деревни дает богатые возможности для создания новых композиций. Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» и сюжетная роспись. Цветочная роспись применяется чаще всего, потому что она особенно проста в исполнении. В цветочном орнаменте можно выделить типы орнамента: букет, гирлянда, цветочная полоса и др. «Букет» - изображается симметрично. Традиционно пишется на разделочных досках либо блюдах. «Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два больших цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели. «Ромб» - один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один либо больше цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер.

«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов идентичного размера, поделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но различные по рисунку; цветки одного размера, но различные по цвету; цветки, различные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы традиционно применяют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» также очень распространена в городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Включением новых мотивов возрастает и число вариантов разных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева либо внутри цветочной гирлянды. Изредка, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда разные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.

Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и восхитительно прекрасных видов композиций городецкой росписи. Тут свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к разным сказкам и сюжеты из нынешней жизни, а также многое, многое другое.

Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного либо желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь интенсивный и разбавленный оттенки. Узлы, как правило, прорисовывают более ясным тоном краски (подмалёвка). На ясные пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между большими элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи - нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе завершенный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.

В наши дни достояние старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году.

Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. Все изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это - быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Существенное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. В характеристике сюжета разбеленные тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень многообразен - от широкого мазка до тончайшей линии искусного штриха.

Список литературы:

  1. Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство: Уч. пос. для студентов, обуч. по спец. «Изобразительное искусство и черчение». — М.: Владос, 2013.

  2. Барадулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В., Митлянская Т.Б., Хохлова Е.Н., Чирков Д.А. Основы художественного промысла. — М.: Просвещение, 1979.

  3. Величко Н. «Роспись: техники, приемы, изделия» (Энциклопедия). — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  4. Жегалова С. К. Живописцы из Городца и Костромы // Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов. — (Изд. 2-е). — М.: Просвещение, 1984. — С. 134 - 153. — 176 с.

Просмотров работы: 5175