Форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью[1]. Визуальное изменение объёмно-пространственной формы может быть обусловлено изменением лишь одного её свойства — цвета, т.е. формообразовании с помощью цвета или полихромии.
Изменение цвета объемно-пространственной формы приводит к зрительному изменению ее величины, геометрического вида, массы, фактуры, положения в пространстве и светотени. Это значит, что активизация одного из свойств объемно-пространственной формы (т.е. стремление этого свойства к своему максимальному пределу) приводит к зрительному уменьшению активности других свойств формы.
Согласуясь с другими свойствами объемно-пространственной формы, цвет способствует ее большей выразительности. Полихромия, развитая в объемно-пространственной форме, может обладать самостоятельностью относительно некоторых свойств этой формы, может вступать с ней в противоречие, в результате чего возникает ощущение новой формы. [2] Ярким примером данного суждения является здание испанского архитектора студии «Amann-Cánovas-Maruri» в Мадриде (рис.1). Благодаря элементам полихромии архитекторам удалось придать зданию интенсивную динамичность и особую форму. Горизонтальные плиты делят здание на зоны и создают впечатление, что они поддерживают квартиры.
Рисунок 1 Здание испанского архитектора студии
«Amann-Cánovas-Maruri» в Мадриде
Цвета объемно-пространственной формы и ее фактура также находятся во взаимосвязи. Поскольку грубая фактура имеет тенденцию нейтрализовать действие полихромии, она предусматривает развитие нюансной полихромии. Гладкая фактура согласуется с более контрастной полихромией, так как оставляет неизменным ее действие. Зеркальная фактура снижает насыщенность цветов и уменьшает количество различимых оттенков. В свою очередь фактура может оказать определенное воздействие на полихромию: нюансная полихромия может быть значительно усилена прямым действием фактур (когда светлому цвету соответствует грубая фактура, темному — гладкая) или же нейтрализована обратным их действием. Сочетание полихромии и фактуры прослеживается в здании «Saint-Georges Center» (Женева) немецких архитекторов Маттиаса Зауэрбруха и Луизы Хаттон. Стеклянная поверхность подчеркивает доминирующий цвет фасадов.
Таким образом, можно выделить основные функции воздействия полихромии на восприятие формы:
- полихромия развивает пластику стены;
- полихромия формирует объем архитектурного сооружения;
-полихромия организует пространство архитектурного ансамбля.- полихромия придает архитектурному замыслу неповторимый стиль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иоханес Иттен. Основы цвета. – С. 64
2. Archplan «Колористика как средство формообразования» [http://www.arhplan.ru/buildings/objects/colours-as-means-of-shaping]
3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat «Формообразующее действие полихромии в архитектуру и его изучения в архитектурной форме» [ http://www.dissercat.com/content/formoobrazuyushchee-deistvie-polikhromii-i-voprosy-ego-izucheniya-v-arkhitekturnoi-shkole#ixzz4SLQCVJgq]