Модели бизнес-процессов применяются предприятиями для различных целей и предназначены для широкого круга пользователей. Наиболее широко используются модели графического типа, в которых бизнес-процесс представляется в виде наглядного графического изображения — диаграммы, состоящей в основном из прямоугольников и стрелок.
Предметная область данной курсовой работы: бизнес-процесс аттестации муниципальных служащих.
Целью курсовой работы является приобретение практических навыков самостоятельного моделирования и анализа бизнес-процесса «Аттестация муниципальных служащих».
Задачи курсовой работы:
— изучить исходный бизнес-процесс в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе №26 г.Орла;
— построить диаграммы, моделирующие бизнес-процессы в необходимых разрезах.
При выполнении практической части для разработки моделей используется AllFusion Process Modeler (BPWin 7.x), методология IDEF0.
Общая характеристика бизнес-процесса
Совершенствование и упорядочение прохождения муниципальной службы невозможно без периодической аттестации служащих. Аттестация муниципального служащего проводится с целью определения уровня профессиональной подготовки служащего и степени её соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям муниципальной службы, а также для присвоения квалификационного разряда. Кроме того, одной из целей аттестации является соответствие интересов государства, общества и служащих для обеспечения качественного и эффективного управления. Таким образом, данный процесс является процессом управления.
Основными задачами аттестации являются:
– определение уровня профессиональной подготовки и служебного соответствия муниципального служащего занимаемой должности;
– решение вопроса о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда;
– определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника;
– выявление перспектив использования потенциальных способностей работника, стимулирование роста его профессионального уровня;
– обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения и подготовки кадров;
– улучшение работы по подбору и расстановке кадров;
– выявление общего кадрового потенциала и оптимальное кадровое обеспечение функциональных задач органов местного самоуправления.
Вступивший в силу с 1 июня 2007 года Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статье 18 установил сроки проведения аттестации: аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.
Процедура аттестации муниципального служащего включает в себя следующие основные элементы:
- сбор, изучение, анализ и обобщение информации об аттестуемом лице,
- проведение оценки работы муниципального служащего, выявление степени соответствия занимаемой должности муниципальной службы,
- подготовка аттестационной комиссией решения о присвоении квалификационного разряда или категории, а также рекомендаций.
Оценка работы муниципального служащего даётся по трём основным направлениям:
– оценка результатов деятельности служащих (результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов);
– оценка процесса труда, исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим (форм и методов, используемых педагогом в целях выявления развития у обучающихся способностей к различным видам деятельности);
– оценка личного вклада (участия в работе методических объединений, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах).
Построение модели бизнес-процесса
При аттестации муниципальных служащих муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №26 г.Орла входом являются муниципальные служащие подлежащие процедуре аттестации, а выходом – аттестованные муниципальные служащие.
Механизмы – ресурсы, которые выполняют функции («кто выполняет функцию?», «с помощью чего выполняет функцию?»), т.е. механизмами является аттестационная комиссия, а также оценка качеств и результатов деятельности муниципального служащего.
Стрелка управления представляет управляющие и регламентирующие объекты: нормативные документы для проведения аттестации (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014г. №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», Приказ Департамента образования и молодёжной политики Орловской области от 11.08.2014г. №990 «Об организации проведения аттестации педагогических работников организаций Орловской области, осуществляющих образовательную деятельность», основания для присвоения категории и др.).
На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса «Аттестация муниципальных служащих в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе №26 г.Орла» с точки зрения директора.
На рисунках 2 и 3 представлены декомпозиции функциональных блоков.
Рисунок 1. Контекстная диаграмма
Рисунок 2.Декомпозиция функционального блока А-0 «Аттестация муниципальных служащих»
Рисунок 3.Декомпозиция функционального блока А2 «Проведение оценки работы аттестуемого лица»
Заключение
Под аттестацией муниципальных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда аттестуемого лица.
Аттестация – это управленческая деятельность, которая раскрывается в полном объёме только при эффективном функционировании её механизма. Эта деятельность осуществляется на протяжении всех этапов аттестации: подготовка аттестации; проведение оценки и осуществление контроля за работой служащих; принятие решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализация рекомендаций аттестационных комиссий по совершенствованию работы служащих и всей администрации в целом; разрешение возникающих споров, связанных с проведением аттестации и её результатами; подведение итогов аттестации; распространение передового аттестационного опыта.
Таким образом, от того, насколько правильно будет спланирован руководителем бизнес-процесс аттестации, зависит качество его работы как управленца.
В курсовой работе дана попытка изучить бизнес-процесс аттестации муниципальных служащих в МБОУ-СОШ №26 г.Орла с точки зрения директора, построены контекстная диаграмма изучаемого бизнес-процесса и её декомпозиции.
Библиографический список
Абдикеев, Н.М. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник / Н.М. Абдикеев, А.Д. Киселев; под ред. Н.М.Абдикеева. — М.: Инфра-М, 2013. (ЭБС)
Всяких Е.И. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов. М.: ДМК Пресс. 2010. (ЭБС)
Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: уч.пос. М.: ИНФРА-М. 2013. (ЭБС)
Замятина О.М. Компьютерное моделирование: Учеб. пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007.
Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник для бакалавров / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.: под ред. В.В. Трофимова .— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников./ под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой – М.: Министерство образования и науки РФ, 2010.
Постановление правительства Орловской области № 341 «Об аттестации руководителей, заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений областных государственных учреждений в сфере образования, подведомственных Департаменту образования, культуры и спорта Орловской области» от 30.09.2010г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24.03.2010 г.
Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2.03.2007 г.