НЕКОТОРЫЕ СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ СЕЛА КРУГЛОЕ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕКОТОРЫЕ СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ СЕЛА КРУГЛОЕ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Гринвальдт К.Ю. 1, Гращенко А.Г. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня этномузыкология остро ставит проблемы угасания песенных традиции сел русской глубинки, ведь активно пытаясь подражать Западу, мы рискуем потерять свой этнический облик, который по крупицам тщательно оттачивался веками. Предотвратить этот процесс практически невозможно, но реконструировать или хотя бы задержать процесс угасания можно, воссоздав традиционное исполнительство силами образовательных учреждений, изучающих народно-песенное искусство.

Освоение традиции лежит в основе многих дисциплин, причем вектор изучения распространяется на многие составляющие понятия «фольклор»: история, этнография, музыкальное исполнительство и др. Достоверная реконструкция традиционного музыкального фольклора нереально осуществить без специальных структурно-типологических исследований, погружения вглубь изучаемой традиции.

Традиционная культура Белгородской области многообразна, но, по словам исследователей, представлена наиболее характерными региональными составляющими, имеющими определенную общность в селах, расположенных вокруг бывших городов-крепостей Белгородской засечной черты – Палатова, Верхососенска, Усерда. Однако работа по выявлению узколокальных особенностей в белгородском музыкальном фольклоре еще далека от завершения.

История возникновения и заселения Красненского района Белгородской области тесно связана с развитием Российского государства, с образованием «усердской» песенной традиции, возникшей одновременно с оборонительной засечной чертой. Немного позднее образовалось село Круглое, которое, по словам исследователя Прохорова, получило название от круглой поляны в центре леса, по периметру которой и строили жилища будущие жители села.

«Усердская» песенная традиция представлена большим количеством сел, обладающих единым стилем в костюме, хореографии, наличии инструментария и т.д.

Традиционная форма одежды на Руси возникла в период возникновения ткачества, когда народ начал изготавливать плотную ткань. Изготавливалась она вручную и стоила очень дорого, поэтому до XX века одежда сохранялась и передавалась из одного поколения в другое.

Ритуальный смысл костюма имел очень важную роль, поэтому он украшался различными орнаментами на месте всех соединений и швов. Этот орнамент соединял воедино все части одежды и, в сочетании с поясом, служил мощным оберегом для крестьянина. Главный критерий традиционного костюма Белгородской области - это его функциональность. Она выражается в классификации костюмов на сезоны, в приспособленности одежды к климату, в ее удобстве.

Не менее важны простота и экономичность в расходовании ткани и нитей, декоративность костюма (комбинирование различных по качеству и цвету тканей, наличие вышивки и т.д.), и комплектность костюма.

В исследуемом нами селе Круглом представлен распространенный в данном районе "поневный" тип костюма. Он включает в себя рубаху, «подпояску», «поневу», «завеску», «сороку», платок и украшения.

Рубаха шилась своими руками из прямых лент полотна. Затем народ щедро украшал ее вышивками, блестками и кружевами, основные узоры были на предплечьях.

Особую важность жители села отводили «подпояске» - это широкий длинный пояс красного цвета, украшенный многоцветными лентами, она служила человеку мощным оберегом от бед и несчастий, придавая ему силы.

«Понёва» - основная часть костюма, сшитая по кромке из несколько полотен ткани (обычно черного цвета с узором в клетку). На поясе полотно подогнуто для шнурка, который впоследствии фиксируется на талии, шов оформляли широкой вертикальной полосой. Именно по «поневе» определяют тип местного костюма. «Завеска» шилась из белой ткани и представляла собой передник, как и все составляющие костюма, богато украшенный узором, конец «завески» завершался лентой.

Основу хореографии села Круглое Красненского района составляет пляска с «пересеком», в круговом композиционном движении участников против часовой стрелки. В кульминационный момент самый энергичный плясун-заводила делает ритмически организованный выкрик, как бы приглашая остальных участников к действу. Повернувшись лицом в круг, большинство участников выбивают ровную дробь, а наиболее активные, их меньшее количество, накладывают на эту дробь более сложные ритмические рисунки.

Карагодная пляска с «пересеком» - незаменимая традиция любых праздничных гуляний круглянцев. На каждый большой сельский праздник, место выбирали открытое, просторное, куда со всех улиц сходился народ, такое гуляние называли "широкая улица". Собирались все жители, не было никаких ограничений и рамок, женщины и мужчины, старики и молодежь, богатые и бедные. Кроме «широкой улицы» карагод был представлен сочетанием одного или нескольких круговых хороводов с использованием мелких и широких шагов. Пляшущий по кругу народ свободно общается между собой, люди поворачиваются друг к другу лицами, переходят от одного партнера к другому. К пляске добавляются хлопки ладонями, плавные движения плечами, руками и пальцами.

В селе Круглом Красненского района помимо распространенных повсюду балалайки и гармоники, существуют такие инструменты, которые не встречаются в других регионах.

1) Двойная жалейка - это две одинаковые камышовые трубочки с отверстиями для игры (на одной трубочке 5, на второй 3), сложенные рядом и вставленные в одну общую трубку (бычий рог). На жалейке играли плясовые мелодии в два голоса. Звук у нее резкий и немного гнусавый.

2) Колюка (травяная дудка) - та же флейта, но продольная и без отверстий для игры. Делали ее из высохших стеблей полых растений (например борщевик). Размер инструмента зависел от длины рук играющего. Играли, держа в вертикальном положении, высота звучания менялась за счет силы дыхания и за счет открытия или закрытия нижнего отверстия дудки, иногда недостающий звук исполнитель допевал сам, при этом имитируя звук травяной дудки. Колюка - достаточно звонкий инструмент, но, в то же время, негромкий.

Использовали ее не для игры мелодий, а для ритмического рисунка.

Просмотров работы: 342