ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕВИЦЫ СЕЛА ВЕРХНЯЯ ПОКРОВКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ И АВТОРА ПЕСЕН МАРИИ ТИМОФЕЕВНЫ ЯКОВЕНКО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕВИЦЫ СЕЛА ВЕРХНЯЯ ПОКРОВКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ И АВТОРА ПЕСЕН МАРИИ ТИМОФЕЕВНЫ ЯКОВЕНКО

Черкашина А.В. 1, Сушкова Л.Н. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении нескольких десятилетий на территорию Белгородской области были организованы экспедиции с целью обогатить песенные фонды для сохранения культуры этого прославленного песенного региона. Собирателями были исследованы многие песенные села Белгородской области, подарившие миру выдающиеся образцы песенного фольклора юга России.

Наряду с этим, исследователям и любителям традиционной культуры края удалось познакомиться и с местными самобытными носителями фольклора, участниками фольклорных ансамблей Белгородской области, среди которых: М.Г. Лопатина, Е.Т. Сапелкин, О.И. Маничкина, М.А. Щербинин, М.Т. Яковенко и мн. др.

Они являются яркими трансляторами творчества южнорусской песенной традиции. Многих из них уже нет в живых, но песни, которые они исполняли, живы до сих пор в творчестве их преемников. Сегодня их голоса мы можем услышать на пластинках, а также в аудиоматериалах архивов музыкального фольклора России.

Почему мы можем выделить личности этих исполнителей?

Их певческий талант, эмоциональная подача песни оттеняла их среди односельчан, участников коллективов, среди талантливых певиц и певцов они обращали на себя внимание харизматичностью, особенно яркой подачей песенного материала, песенным и хореографическим мастерством, глубокими знаниям традиции своего села. Именно они чаще всего выступали в роли запевал, солистов, брали на себя ответственность за творческий результат выступления всего коллектива, и, не смотря на то, что в аутентичном коллективе нельзя назвать кого-то одного руководителем, именно эту функцию в полной мере могут нести такие исполнители.

Нам же хотелось бы остановиться на творчестве солистки фольклорного ансамбля села Верхняя Покровка Красногвардейского района Белгородской области Марии Тимофеевны Яковенко. И, хотя сегодня к Верхней Покровке не функционирует аутентичный фольклорный ансамбль, эта традиция, представляющая собой одну из песенных жемчужин края, не может быть забыта и должна получить своё продолжение как в работе местного коллектива, так и в работе репродуцирующих фольклорных ансамблей Белгородской области.

Песня всю жизнь была с Марией Тимофеевной, с самого раннего детства. Она училась пению от своей мамы, которая, опасаясь, что традиция села может быть утеряна, просила дочь записывать за ней слова песен села Верхняя Покровка. Всё это сыграло большое значение в будущей творческой жизни Марии Тимофеевны Яковенко, т.к. на протяжении всей жизни ею собраны оказались тексты в четырех тетрадях, с названием «Песни народные». Достоверность песенных текстов записанных Яковенко подтверждены экспедиционными данными. В тетрадях записано собственноручно около ста песен. Такое песенное собрание, как сведения о родном селе имеет научное значение для всего фольклорного мира.

Также ценным оказалось то, что в её тетрадях записаны песни не только своего села, но и соседнего селя Нижняя Покровка. Одна тетрадь посвящена хороводным песням Верхней Покровки, в другой представлен смешанный (лирический и обрядовый) репертуар обоих сел. В третьей, значительной части рукописного наследия певицы – запись свадебного обряда Верхней Покровки (1987 г.), а в 2006 г. Мария Тимофеевна закончила свою энографическую работу «Зимние посиделки» (Святки).

В 45 лет у Марии Тимофеевны открылся поэтический дар и она стала писать стихи, следствием этого явилось создание собственных авторских песен на народную музыку. Процесс объединения устной традиции с проникновенными словами о событиях современной жизни со старинными напевами лирических, обрядовых, плясовых песен, которые записаны в отдельную тетрадь и посвящены только поэтическому творчеству М.Т. Яковенко.

Как говорила сама Мария Тимофеевна, ее песни были созданы под впечатлением всего происходящего вокруг. Из воспоминаний исполнительницы: «Как подумаешь, сколько событий в мире, у нас в стране, сердце начинает волноваться. Размышляешь об этом, переживаешь, вот песня и получается».

Песни Марии Тимофеевны рождались на почве её знаний местной традиции, нередко могли перекликаться с песнями села, напоминая нам о самобытной природе её таланта.

«Все бы я по горенке ходила»

Песня села Верхняя Покровка

Все бы я по горенке ходила,

Все бы я по горенке ходила,

Я ходила, я ходила,

Я ходила, я ходила.

Все бы я на милого смотрела,

Я смотрела, я смотрела.

Друг ты мой милый чернобровый,

Чернобровый, чернобровый.

Не садися против меня,

Против меня, против меня.

Люди скажут – любишь меня

Если любишь так любися

А не любишь – откажися

Уж я ли роду не простого

Уж я ли роду князенского

Князенской сын в гусли (и) грая

Меня, младу, забавляя:

Быть тебе, девушка, за мною,

За седою бородою,

Никто бороду не любит,

Никто ее не любит.

«Всё бы я по полюшку ходила»

Слова Марии Тимофеевны Яковенко

Всё бы я по полюшку ходила,

Всё бы я по полюшку ходила,

Я ходила, я ходила,

Я ходила, я ходила.

По колхозному смотрела,

Я смотрела, я смотрела.

Я смотрела – (на)посмотрелась.

Как пшаница уродилась,

Уродилась, уродилась.

Как колосья наклонились,

Наклонились, наклонились.

Все колосья налитые,

Налитые, налитые.

Зерёнушки золотые,

Золотые, золотые.

Благодарность тружевникам,

Тружевникам, тружевникам.

Честь и слава колхозникам,

Колхозникам, колхозникам.

Да спасибо усем людям! –

Усем людям, усем людям.

Хлебы-булки кушать будем,

Кушать будем, кушать будем.

И работать лучше будем!

Лучше будем, лучше будем!

Самобытное творчество Марии Тимофеевны Яковенко является народным наследием, в котором отражена русская старина, обычаи и обряды наших предков. Это наследие представлено в разнообразных формах осмысления, через призму народности она пропускает то, что происходит в современном мире и это выливается в ее творчество – русская народная песня.

Народно-певческая традиция будет жива до тех пор, пока до нас доносятся голоса народных исполнителей. Их вклад в сохранении культуры неоценим, их песенное творчество является фундаментом в освоение народно-певческого исполнительства сел Белгородской области. Именно такие самородки, как Мария Тимофеевна Яковенко, на протяжении всей истории могли на протяжении веков расширять границы песенного репертуара России, создавая новый виток развития её культуры.

Литература:

1. Никитина, В.Н. Письма народных музыкантов (последняя четверть ХХ века) / В.Н. Никитина. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. – 248 с.: нот., ил.

Просмотров работы: 430