Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников, так как в старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества и к окружающим людям.
В психологических исследованиях отмечено, что именно в дошкольном возрасте эмоции и чувства развиваются особенно интенсивно (Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др.), происхоит и развитие представление ребенка о себе и о другом (Т.А. Алексейкова, Е.А. Панько, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова). Речь, вербальные обозначения эмоций необходимы для осознания человеком собственных эмоциональных переживаний (Л.С. Выгодский, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Я. Рейковский, П.М. Якобсон и др.).
Исследователи детской речи, А.Н. Гвоздев, В.К. Харченко, М.А. Ященко, нейропсихологии, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, психологи, И. Брезертон, Д. Бригли, М.И. Лисина, отмечают раннее возникновение эмоциональных слов в детской речи.
Впервые проблема обогащения речи детей эмоциональной лексикой была поставлена в исследования кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ в начале 80-х годов ХХ века М.М. Алексевой и В.И. Яшиной, где овладение эмоциональной лексикой рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника.
Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций данной лексики. Традиционно к эмоциональной лексике принято относить: слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова - оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т.е. лексически; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически, т.е. особыми суффиксами (Галкина - Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.В., 1957).
В современных исследованиях лексикон рассматривается также и с психолингвистических позиций, которые дополняют имеющиеся в лингвистике представления о многообразии его значения, раскрывая разные стороны одной реальности, а также изучается его роль в речевой организации.
Изучение и развитие эмоциональной лексики у дошкольников имеет огромное значение, так как дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев), происходит развитие представлений ребенка о себе и другом (Е.А. Панько, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон). Именно в старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Вербальным обозначением эмоций является эмоциональная лексика, способствует осознанию человеком своих собственных эмоциональных переживаний (Л.С. Выготский, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн).
Ф.А. Сохина и О.С. Ушакова раскрывают особенности развития эмоционально - оценочного словаря дошкольников, методы и приемы его формирования. Овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается учеными как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника. Развитие эмоциональной лексики позволяет совершенствовать социальные контакты дошкольников с окружающими.
Эмоции и чувства, по мнению психологов активнее всего развиваются в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович). Именно в этом возрасте у человека начинает формироваться эмоциональная лексика, необходимая для обозначения эмоций и чувств, внутренних переживаний, нравственных качеств человека. Дети дошкольного возраста не редко сталкиваются с проблемами, при понимании и выражении своего эмоционального состояния, а для детей, имеющих речевые дефекты, в частности общим недоразвитием речи, это является серьезной проблемой.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте (Р.Е. Левина, Н. А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова).
Ж.В. Зигангирова, О.Н. Тверская отмечают, что эмоциональное развитие ребенка не легкая задача, особенно если у ребенка имеют дефект. Дети с ОНР, сталкиваются с большими трудностями. Часто не могут найти подходящие слова для высказывания. Л.М. Исхакова считает, что на развитие коммуникативной сферы у детей с ОНР большое влияние оказывают имеющиеся у них особенности речевого развития, дети имеющие речевой дефект редко являются инициаторами начала общения, как правило мало разговаривают со сверстниками и с взрослыми, редко или вообще не сопровождают игровые ситуации яркими речевыми комментариями и высказываниям. Всё это свидетельствует о некоторых проблемах социализации детей с ОНР, возникновение которых связано с неумением выражать свои эмоции, заявить о своих желаниях, сделать выбор и т.п. По результатам научных исследований С.В. Дель, Д.В. Нечаевой дошкольники с ОНР в основном используют в своей речи общеупотребительные стилистически нейтральные слова, а использование эмоциональной лексики фрагментарно и выборочно. Л. Ионовой установлено, что, описывая эмоции, говорящий имеет дело с их причиной, объектом, внутренними переживаниями, их выражением в поведении, и в речи. Появление оценки эмоций сопровождается формированием «эмоциональной» лексики, которая распределяется по антонимическим парам без нейтрального состояния: плохо-хорошо, добрый-злой, радуется-сердится.
В связи с вышесказанным, нами было проведено исследование. Основной целью эксперимента явилось изучение уровня сформированности эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе была разработана методика констатирующего эксперимента, направленная на исследование уровня эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР 3 уровня, на основе работы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» и методик для изучения эмоциональной лексики В.М. Минаевой «Изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции» и А.М. Щетининой «Изучение особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека».
Задачи первого этапа: 1. определение успешности использования детьми средств лицевой экспрессии при демонстрации заданной эмоции; 2. исследование особенностей системы лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки детей; 3. обследование интонационной стороны речи, служащей для выражения смысловых и эмоциональных различий высказывания. На втором этапе по разработанной методике было проведено обследование. На третьем этапе проводилась обработка и интерпретация полученных результатов относительно уровня сформированности эмоциональной лексики у дошкольников старшего дошкольного возраста c OНР 3 уровня.
Количественный анализ результатов осуществлялся по принципу отнесения детей к уровню сформированности навыка употребления эмоциональной лексики (табл. 1).
Таблица 1 – Уровень сформированности навыка употребления эмоциональной лексики у детей с ОНР 3 уровня старшего дошкольного возраста. В процентах
Группы детей |
Уровни |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Дети с нормальным речевым развитием |
60 |
30 |
10 |
Дети с ОНР 3 уровня |
0 |
30 |
70 |
Качественный анализ показал следующие результаты. При определении успешности использования детьми средств лицевой экспрессии дети с ОНР 3 уровня успешно справились с демонстрацией лицевых экспрессий радости и печали (40%), а при изображении гнева демонстрировали удивление или использовали средства экспрессии характерные для выражения страха (20%). Так же большую трудность вызвало изображение удивления (40%). Для детей в этом задании были характерны проявления гипотомии – бедность эмоций.
Анализ обследования интонационной стороны речи показал, что наименьшая трудность возникла при произнесении предложения с интонацией радости (60%), а наибольшая трудность с интонацией удивления(80%), в этом случае дети произносили фразу нейтрально. Дети не справились с произнесением фразы испуганно(70%) и грустно(60%), путали их.
При изучении лексикона в эмоциональной области по картинкам в лицевой экспрессии, графических изображениях. Определение и называние эмоционального состояния радости не вызвало затруднений: грусти – 30% не справились с заданием, 20% выполнили не верно; гнева – 30 % не справились с заданием. Эмоциональное состояние страха и удивления вызвали наибольшие трудности, самые низкие результаты при определении этих эмоциональных состояний: страх – 40% испытуемых не справились с заданием, 20% - выполнили не верно, удивление – 60% не справились с заданием, выполнили не верно – 40%. Дети смешивали эмоциональные состояния «гнева» с «грустью»; «страха» с «удивлением», «грустью», «гневом»; «удивление» с «радостью» и «страхом».
Анализ изучения лексикона в эмоциональной лексике (употребление синонимов) показал, что дети чаще всего образовали синоним путем присоединения частицы «не» (радостная- «негрустная», грустная- «невеселая», «недобрая»). При выполнении этого задания дети с ОНР 3 уровня допускали ошибки при подборе синонимов, часто заменяли слово по смыслу (грустная-«злая», «испуганная»; удивленный- «веселый», «грустный», «злой»).
Изучение и анализ уровня сформированности эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок (при составлении рассказа по серии сюжетных картинок) показывает, что детям с ОНР 3 уровня при составлении рассказа по серии сюжетных картин часто нуждались в помощи экспериментатора, они испытывали трудность при установке логической последовательности событий. Фразовая речь детей состояла в основном из простых распространенных предложений, использовались однотипные конструкции, следует отметить наличие большого количества пауз, связанных с процессом слова поиска нужного слова, использовали однотипные слова-оценки.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были выделены особенности развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
трудности в использовании (демонстрации) средств лицевой экспрессии, проявления гипотомии – бедность эмоций;
несформированность интонационной стороны речи, особенную трудность вызывают фразы с интонацией испуга и грусти;
смешение эмоциональных состояний («гнева» с «грустью»; «страха» с «удивлением», «грустью», «гневом»; «удивление» с «радостью» и «страхом»);
ошибочный подбор синонимичных слов в области эмоциональной лексики (присоединение частицы не-, замена по смыслу);
недостатки в выражении эмоционально-смыслового выражения высказывания;
замена названия признаков названиями действий