АССОЦИАЦИИ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АССОЦИАЦИИ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ

Краснова Т.В. 1, Карпенко С.С. 1
1ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, при определённых условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективное назначение ассоциации - связь между элементами, предметами или явлениями [7]. Во многих методиках поиска креативных идей лежат ассоциации: «метод «Гирлянд, ассоциаций и метафор» (автор: Г.Я. Буш), «Метод каталога» Ф. Кунце, «Метод шести шляп» Эдуарда Де Боно, «Интеллект – карты» психолога Тони Бьюзена, «Синектика» (автор: У. Гордон), «Методика слома стереотипа» Жана-Мари Дpю и другие [5].Мы взяли в основу, так называемую методику "Я - концепции" как способ ассоциативного проектирования графической схемы будущего объекта дизайна или архитектуры [2]. На первом этапе мы определяем четыре «грани» нашей ассоциации и берем их за основу будущего модуля: «кто я?», «что я?», «как я?», «как бы я хотел?» (рис.1). На их основе составляем первый набросок графического решения - модуля и даем ему образное название «Вырывающийся из оков обыденности», помещаем его в модульную стеку (рис.2). Далее с помощью собственных ассоциаций создаем графический вариант модуля, которому мы дали название выше, на основе первых четырех элементов (рис.3).

Рисунок 1 «Грани ассоциаций в графическом исполнении»

Рисунок 2 «Графическая схема – ассоциация «Вырывающийся из оков обыденности в модульной сетке»

Рисунок 3 «Варианты решения графического модуля - ассоциации»

Следующим этапом, который предполагает развитие процесса проектирования, может являться комбинаторное проектирование, в основе которого лежит модуль – графическая ассоциация, позволяющая определить стилистическую основу дизайна будущего объекта, его образ [3]. Ассоциативный образ, положенный в основу графического модуля так же может стать средством создания рекламного образа, выраженного в фирменной сувенирной продукции [1]. Примером может являться наша работа над сувенирной продукцией, приуроченной к юбилейным ивент-мероприятиям (рис.4).

Рисунок 4 «Рекламно-имиджевый сувенир, разработанный на основе модуля – графической ассоциации»

Ассоциативный образ – прототип и ранее исполненные расстановки (рис. 5) могут воплотиться в оригинальном дизайне элементов среды, приобретя новую функцию. Нами разработан вариант джакузи на шесть человек, за основу была взята одна из расстановок модуля, созданного на основе «Я - концепции» (рис.5).

Рисунок 5 «Элементы среды, разработанные на основе модуля – графической ассоциации»

И, наконец, ассоциативный образ – прототип может послужить основой для проектирования объектов архитектуры. В частности, нами был разработан дизайн-концепт аквапарка «Revontulet» (пер. с финского - «Северное сияние»). Выбор названия был обусловлен «северной» стилистикой, так же влияние оказала сама форма полученного нами модуля, в котором остроугольные элементы занимают основные позиции. Как и в предыдущих вариантах за основу проектирования была взята методика «Я-концепции». В последствии, во время работы над дизайн-концептом, форма, полученная из комбинаторных расстановок нашего модуля, была упрощена с целью придания её большей функциональности [6]. В данной концепции предусматривается разделение пространства на разные функциональные зоны: зона фуд-корта, кафе, детская «сухая» зона, зона отдыха, спортивный бассейн, бассейн с горками, детский бассейн (рис.6).

Подводя итоги, мы можем констатировать, что ассоциации, выраженные в графическом модуле, являются:

– хорошей основой для формирования единой стилистики

– служит базой создания рекламного контекста проектируемого объекта

– может определить конструктивную основу объектов дизайна и архитектуры

– способствует индивидуализации авторского взгляда на объекты дизайна и архитектуры.

Рисунок 6 «Дизайн-концепт объекта архитектуры, разработанные на основе модуля – графической ассоциации»

  1. Краснова Т.В. Использование «Модели «цвето-звукового круга» как эффективного средства мультимедийной презентации студентов-дизайнеров. Научные труды SWorld. 2010. Т. 6. № 3. С. 61-64

  2. Краснова Т.В. Социальный дизайн как средство создания коммуникативной воспитательной среды. Научные труды SWorld. 2012. Т. 17. № 1. С. 26-30.

  3. Краснова Т.В., Широносова Е.А. «Креативная методика «вибрационные волны» в проектировании креативной рекламы и дизайна. Научные труды SWorld. 2012. Т. 11. № 2. С. 83-89.

  4. Краснова Т.В., Штинова Д.К. Социальная реклама как инструмент педагога для стимулирования творческого компонента образовательного процесса. Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-2. С. 138-139.

  5. Нёльке Матиас. Техники креативности/М.Нёльке. -М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006.

  6. Шенцова О.М. Функционализм и минимализм в проектной культуре // Архитектура. Строительство, Образование - 2014.- №1(3) -С.72-77.

  7. Электронный ресурс: http://www.turkaramamotoru.com/ru/Ассоциация-(психология)-175676.html (дата обращения: 24.01.2017)

Просмотров работы: 1699