ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тягунова Ю.В. 1
1УрФУ им. Первого Президента России им. Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Якунин В.А., Мешков Н.И. выделяют основополагающую роль положительной мотивации для эффективности и успешности профессиональной деятельности [5,7]. Данные некоторых исследователей свидетельствуют, о том, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора низком уровне специальных способностей (А.А. Мотков).

Значительную роль приобретает исследование таких форм мотивации, которые, определяют творческое, инициативное отношение к делу и оказывают влияние, как на характер, так и на качество выполнения труда (например, мотивация достижения).

Большинство людей обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и беспокоиться по поводу неудачи. При рассмотрении каждой отдельно взятой личности наблюдается тенденция к руководству либо мотивом достижения успеха, либо мотивом избегания неудачи. Преобладание той или иной тенденции всегда конвоируется выбором трудности цели. Исследования показывают, что люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Они отдают предпочтение расчетливому риску.

Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, некоторые нереалистично занижают, а другие – нереалистично завышают поставленные цели. В релаксирующей ситуации, с низкой мотивационной значимостью, люди с мотивом избегания неудачи склонны к выбору цели регламентирующей трудные задачи. В активирующей ситуации, с высокой мотивационной значимостью, зона целей, выбираемых данными людьми, сдвигается в сторону легких задач.

Личность с мотивом стремления к успеху использует следующие способы самоконтроля: рациональную стратегию, направленную на повышение значимости практической активности – действия; самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации; эмоциональный контроль, направленный на активацию (гнев, недовольство собой и т.п.).

Личность с мотивом избегания неудачи использует иные способы самоконтроля: рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели; самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации; эмоциональный контроль, направленный на релаксацию (успокоение, самоуверенность и т.п.).

В работах Дергача А.А., Исаева А.А., Костихиной Н. М., Ямалетдиновой Г. А. и других подчеркивается важная роль личностных качеств, которыми должен обладать специалист по физической культуре и спорту. Данные авторы отмечают, что весомую роль в совершенствовании личности спортивного педагога играет его самооценка [1,3,4,8].

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, своего места среди других людей. Она бывает: актуальной, ретроспективной, идеальной и рефлексивной[6].

Также в структуре профессиональной самооценки целесообразно выделять:

-Самооценку результата (удовлетворенность/неудовлетворённость достижениями).

- Самооценка потенциала (оценка своих профессиональных возможностей, отражает веру в себя и уверенность в своих силах).

Следует отметить, что низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития [6].

Становление профессионального самосознания спортивных педагогов, отражающееся в самооценке себя как профессионала, включает два периода: обучение будущих специалистов в учебном заведении и профессиональная деятельность спортивных педагогов в школе.

Главным фактором, влияющим на формирование положительной самооценки себя как профессионала является профессиональное образование.

Основываясь на всем вышесказанном можно сделать вывод, что мотивация и самооценка профессиональных качеств тесно связаны.

Цель исследования:изучить зависимость самооценок профессионально-личностных качеств студентов 3-го курса института физической культуры от мотивации «достижения успеха» или «избегания неудач».

Исследование проводилось на базе Уральского Федерального Университета, г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие студенты (бакалавры) 3-го курса, направления «Физическая культура» 30 человек.

Методы исследования: методика самооценки сформированности профессионально-педагогической этики, методика самооценки сформированности умений решать профессиональные задачи в определенных видах деятельности и методика самооценки сформированности умений профессионального самовоспитания. Данные методики представлены в учебном пособии Жуковой О.Л. [2] А также опросник Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

Результаты исследования.

Исследование самооценки сформированности профессионально-педагогической этики бакалавров 3 курса выявило, что в целом студенты высоко оценивают сформированность у себя указанной самооценки на 4,4 балла. Но при рассмотрении отдельных компонентов оценки, можно прийти к выводу, что ниже всего студенты считают сформированными у себя личностные качества в спортивной педагогике – 4,2, а лучше - умение решать задачи физического воспитания в предстоящей педагогической деятельности – 4,7.

Результаты исследования самооценки сформированности умений решать профессиональные задачи в определённых видах деятельности показали, что студенты оценивают сформированность у них умений данных умений на 4, 4 балла. Анализ отдельных компонентов данного исследования показал, что испытуемые считают себя хуже всего подготовленными к научно-исследовательской деятельности в сфере ФК и С – 3,9 балла. Наивысшая оценка была поставлена бакалаврами по подготовленности к решению задач в сфере ФК и С - 4,5 балла.

Результаты исследования самооценки сформированности умений профессионального самовоспитания показали, что бакалавры оценивают свои умения профессионального самовоспитания в среднем на 4,1 балла. Детальный анализ выявил, что студенты считают «владение методами познания самого себя» наименее выраженным у них и оценивают его в 3,8 балла. Самая высокая оценка - 4,9, была поставлена испытуемыми по такому показателю, как перспективы профессионального роста. Это свидетельствует о том, что все опрошенные хотят далее развиваться в выбранной специальности, что будет положительно сказываться на результатах их профессиональной деятельности.

Исследование мотивации у студентов института физической культуры показало, что у 63% исследуемых преобладает мотивация на успех, что свидетельствует об их уверенности в себе, в своих силах, ответственности, инициативности и активности. Они отличаются настойчивостью в достижении цели, целеустремленностью. У 25% студентов мотивационный полюс ярко не выражен, но при этом имеется определенная тенденция мотивации на успех. 12% опрошенных мотивированны на неудачу, они заранее боятся возможной неудачи и думают о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Выводы. Таким образом, профессиональное становление и мастерство специалиста по физической культуре и спорту, тесно связано с формированием его самооценки профессионально-личностных качеств, результатов своей профессиональной деятельности и мотивации.

Исследование самооценки и мотивации студентов 3 курса института физической культуры выявило определённые закономерности. Студенты, мотивированные на успех адекватно оценивают сформированность у себя профессиональных качеств, а мотивированные на неудачу – склонны переоценке своих профессиональных качеств, либо, наоборот, сильно недооценивают их.

Исследование доказывает, что студентов начиная с первого курса необходимо включать в рефлексию развития своих личностно-профессиональных качеств, так как они склонны к переоценке или недооценке их развития, а следовательно у студентов не формируется потребность к саморазвитию данных качеств. Также нужно уделять особое внимание мотивации студентов, так как от этого зависит успешность профессиональной деятельности будущего специалиста.

Полученные результаты могут быть использованы в работе преподавателей института физической культуры в работе со студентами.

Список литературы

  1. Дергач А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Дергач, А.А. Исаев. М.: Физкультура и спорт, 1981. 324 с.

  2. Жукова О. Л. Педагогика: Технология и теория обучения: учеб. пособие / О. Л. Жукова, Л. В. Быкова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. 140 с.

  3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.

  4. Костихина, Н. М. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / О. Ю. Гаврикова, Н. М. Костихина .— Омск : Изд-во СибГУФК, 2013.-296 с.

  5. Мешков Н.И. Ценностный подход к мотивации учебной деятельности студентов / Н.И. Мешков, Н.Е Садовникова. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnyy-podhod-k-probleme-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov

  6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Ж.К. Холодов. М.: АСАDЕМА, 2001. 472 с.

  7. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб.: 1998.

  8. Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций: [учеб. пособие] / Г. А. Ямалетдинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014. 244 с.

4

Просмотров работы: 306