ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА ДЛЯ СТУДЕНТА XXI ВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА ДЛЯ СТУДЕНТА XXI ВЕКА

Лебедихина Т.М. 1, Жилина О.А. 1
1Уральский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее десятилетие исследователи и спортивные врачи отмечают рост заболеваемости студентов во время обучения в вузе. При этом, чаще всего, это связано с недостаточной двигательной активностью: каждый день студенты проводят по 6 часов на парах в университете, столько же времени они посвящают самостоятельной подготовке, пребывая долгое время в сидячем положении. Кроме того, они испытывают постоянное умственное и психическое напряжение, что может отрицательно сказаться на процессе адаптации к обучению. «Известно, что 55-75% сегодняшних первокурсников вуза аномальны по состоянию здоровья. Эта ситуация требует серьезных и решительных мер по использованию целенаправленных форм и видов двигательной активности»1. Действенной и доступной формой занятий в вузе является физкультурная пауза в ее комплексном применении с самостоятельными занятиями физическими упражнениями во внеучебное время. К сожалению, в вузах ее практически перестали применять. Между тем, физкультурная пауза может стать дополнительной формой двигательной активности, так же она решает задачу активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. В И. Ильинич в книге «Физическая культура студентов и жизнь» пишет о том, что методика физкультурной паузы включает два компонента: «методику составления комплексов и методику их проведения в режиме учебного дня»2.

Ориентируясь на исследователей, мы рассмотрели изначально методику составления комплексов упражнений для физкультурной паузы.

«Основой типовой схемы физкультурной паузы служит положение о том, что те органы и системы организма, которые не принимали активного участия в рабочем процессе, должны получить дополнительную нагрузку, а с утомленных органов и систем напряжение должно быть снято»3. Поэтому необходимо подбирать упражнения в зависимости от вида трудовой деятельности. В. И. Ильинич выделяет 4 группы: 1 группа - монотонные виды работы с малой двигательной деятельностью; 2 группа - работы, сочетающие элементы умственного и физического труда; 3 группа – работы, связанные с большими физическими усилиями; 4 группа – деятельность, связанная с умственным трудом. Студенты вузов относятся к четвертой группе.

При построении комплексов упражнений необходимо также учитывать:

  1. «Рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряжение)

  2. Рабочие движения

  3. Характер трудовой деятельности (психическая, нервно-мышечная нагрузка, эмоциональная)

  4. Степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, раздражительность)

  5. Возможные отклонения в здоровье,

  6. Санитарно-гигиеническое состояние места занятий»4.

На учебных аудиторных занятиях студенты большую часть времени проводят сидя с прямым или согнутым положением туловища, находясь в напряженном состоянии. Это естественно способствует хронической перегрузке позвоночника. Рабочие движения задействуют небольшие группы мышц: чаще всего, кисти рук. Учебная деятельность, как известно, связана с повышенным нервно-мышечным напряжением. Усталость наступает после 2-3 часов, это проявляется в рассеянном внимании, раздражительности, вялости, головных болях. Среди возможных отклонений в здоровье выделяют также: ожирение, снижение зрения, нарушение работы пищеварительных органов, снижение иммунитета, психические расстройства. Проводить физкультурную паузу целесообразно прямо в аудитории, поэтому, мы считаем, что и упражнения должны подбираться соответствующие.

Необходимо включать в комплекс такие упражнения, которые давали бы «посильную тонизирующую нагрузку, способствовали углублению торможения и ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах»5. При этом, выполнение комплекса физкультурной паузы в среднем и быстром темпе восстанавливает работоспособность гораздо эффективнее, чем выполнение этих же упражнений в медленном темпе. Кроме того, необходимо менять комплексы упражнений через четыре недели. Для студентов также рекомендуются физкультурные паузы для улучшения мозгового кровообращения: наклоны, повороты, круговые движения головой. Это оказывает «механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышая их эластичность, раздражение вестибулярного аппарата, связанное с выполнением этих движений, способствует расширению кровеносных сосудов головного мозга, а дыхательные упражнения увеличивают их кровенаполнение»6. Кроме того, необходимо включать упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и спины: дельтовидной, подлопаточной, большой и малой круглой, над- и подостной. Необходимы и упражнения, улучшающие кровообращение в нижней части туловища и ног: «они усиливают венозное кровообращение в этих частях тела, чем способствуют предотвращению развития застойных явлений в брюшной полости, а также отечности в нижних конечностях»7.

На основе вышесказанного нами был разработан комплекс упражнений физкультурной паузы. В комплексе все упражнения выполняются из положения стоя:

  1. Марш с небольшим подъемом колена, полностью отрывая стопы от пола (30 секунд);

  2. Марш и одновременные подъем плеч вверх/вниз (8 раз), круговые движения в плечевых суставах вперед и назад (по 8 раз), поочередный подъем плеч вверх/вниз (по 8 раз);

  3. Марш и одновременные повороты головы направо/налево (по 8 раз в каждую сторону);

  4. Марш с одновременным поднимаем рук в стороны и выполняем круговых движений в лучезапястном суставе, в кистевом суставе вперед/назад (по 8 раз), круговые - в локтевом суставе вперед/назад (по 8 раз), круговые движения прямыми руками вперед/назад (8 раз);

  5. ИП – стоя ноги на ширине плеч, руки поднимаем вверх (вдох), с выдохом берем одной рукой за запястье другой и тянем в сторону, слегка наклоняясь (упражнение выполняется в каждую сторону по 2 раза);

  6. ИП - стоя ноги на ширине плеч, руки поднимаем вверх (вдох), кисти сцепляем в замок и тянемся ладонями вверх, вытягивая позвоночник (10 секунд). Руки, сцепленные в замок опускаем перед собой, прогибаясь в спине, затем сцепляем кисти в замок за спиной, сводим лопатки, расправляя плечи (по 5 секунд сохраняем оба положения);

  7. ИП - стоя ноги на ширине плеч, руки вниз, отрываем одну ногу от пола выполнить круговые движение стопой, голенью, опуская ногу на пол круговые движения в тазобедренном суставе (по 8 раз в обоих направлениях). То же самое выполняем другой ногой;

  8. ИП - стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс, выполнить выпады ногой назад (по 8 раз каждой ногой);

  9. ИП - стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс, выполнить динамические полуприседания (16 раз), затем сохраняем положение полуприсяд на 8 секунд;

  10. ИП - стоя ноги на ширине плеч, руки подняты перед собой, встряхиваем кисти рук;

  11. ИП – стоя в удобном положении, вес тяжести на двух ногах, руки расслаблены вдоль туловища, выполняем круговые вращения глазами (по 8 в каждую сторону), зажмурить, затем широко раскрыть глаза (10 раз), растереть ладони и положить на глаза, медленно досчитав до десяти.

  12. Марш с небольшим подъемом колена, полностью отрывая стопы от пола (30 секунд).

Предложенный нами комплекс упражнений рассчитан на 5-7 минут. Марш на месте будет способствовать ускорению обменных процессов, воздействовать одновременно на мышцы ног и туловища. Соединения марша с поворотами головы, подъемами плеч и скручиваниями сосредоточит внимание, разовьет координацию, улучшит кровообращение в верхней части туловища. Упражнения № 5, 6 рекомендуются для вытяжения позвоночника, снятия напряжения с мышц спины, укреплению брюшного пояса. Упражнения № 7, 8, 9 позволяют растянуть, расслабить и укрепить мышцы ног – практически самую неподвижную часть тела в течение учебного дня. Упражнение № 10 направлено на расслабление мышц рук, больше всего задействованных во время учебы. Упражнение № 11 является профилактикой ухудшения зрения, упражнение № 12 снимет утомление, повысит работоспособность.

Рассмотрим вторую составляющую методику проведения физкультурной паузы в режиме учебного дня. Число и периодичность включения физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса. И, прежде всего, от его напряженности. Они проводятся у рабочих мест при появлении первых признаков усталости. «Обычно первую из физкультпауз (при умеренной напряженности труда) проводя через 2, 5 – 3 часа после начала работы, а последующую – через 1, 5 – 2 часа после обеда. Комплекс обычно состоит из 5 – 7 упражнений»8. Поэтому проводить физкультурные паузы необходимо в моменты, предшествующие развитию утомления, чтобы предотвратить возможности снижения работоспособности. Исходя из вышесказанного, в вузах физкультурную паузу целесообразно проводить через 3 часа после начала работы, то есть около полудня, а вторая физкультурная пауза – в середине послеобеденной пары. Если проведение двух физкультурных пауз невозможно, то рекомендуется проводить ее в середине учебного дня – в перерыв на предобеденной паре. Предполагается, что вторую физкультурную паузу студенты будут выполнять самостоятельно в домашних условиях.

При разработке комплекса физкультурной паузы, мы опирались на рекомендации исследователей, которые изучают данную проблематику: И. В. Ильич, М. Я. Виленский, В. М. Баршай. Они отмечают, что физические упражнения, выполняемые регулярно в течение учебного дня, снимут нервно-мышечное напряжение, повысят иммунитет, работоспособность, улучшат уровень усвоения нового материала, облегчат вхождение в новый коллектив. Кроме того, повысится врабатываемость, улучшится дисциплина, активный отдых тонизирует весь организм. При этом физкультурная пауза выступает дополнительным средством нормализации двигательной активности первокурсников, профилактикой гиподинамии и связанных с ней заболеваний сердечно-сосудистой системы и внутренних органов. Сегодня мы нередко наблюдаем ситуацию, когда на перерывах студенты ведут себя пассивно, иногда даже не вставая с рабочих мест.

Введение физкультурной паузы не потребует дополнительного времени, помещения и специальной подготовки студентов. Мы считаем, что наиболее эффективно начать внедрять физкультурную паузу для студентов 1 курса, потому что они проходят важный процесс адаптации к учебной деятельности в вузе. В этот период студенты подвержены несоблюдению режима труда и отдыха из-за большой умственной нагрузки, у них снижены защитные функции организма из-за постоянного нервно-мышечного напряжения в процессе умственной деятельности, они менее всего осведомлены о пользе двигательной активности и правильности выполнения упражнений. Приучившись на первом курсе к ежедневному выполнению физкультурных пауз, они продолжат применять запомнившиеся комплексы в своей дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Литература:

  1. Баршай В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. – 2-е изд. доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 330 с.: ил. – (Высшее образование)

  2. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Финикс, 2005. – 382 с.

  3. Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь : учебн. / В. И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. - 366 с.

  4. Жеребцов А. В. Физкультура и труд [Электронный ресурс]./А. В. Жеребцов. – Москва, 1988. Режим доступаhttp://archive.volgodonskgorod.ru/read.php?id0=2176 (Дата обращения 17.11.2016)

  5. Холодов Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 12-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 480 с.

1Евсеев Ю. И. Физическая культура. – Ростов н/Д: изд. 3-е, 2005. – С. 105

2 Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – С. 332

3 Там же. С. 336

4 Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – С. 329-330

5Жеребцов А. В. Физкультура и труд [Электронный ресурс]. - URL.: http://archive.volgodonskgorod.ru/read.php?id0=2176 (Дата обращения 17.11.2016)

6Там же

7 Жеребцов А. В. Физкультура и труд [Электронный ресурс]. - URL.: http://archive.volgodonskgorod.ru/read.php?id0=2176 (Дата обращения 17.11.2016)

8Кузнецов В. С., Холодов Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. - С. 285-286

Просмотров работы: 938