ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИНЦИПЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИНЦИПЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Мельников Е.А. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Газовая промышленность занимает одно из важнейших мест в российской экономике. Однако для данной отрасли и всей экономики России в целом в настоящее время характерна общая проблема, негативно влияющая на темпы их развития, – низкая энергетическая эффективность. Другими словами, на производство одной единицы продукции затрачивается значительно большее количество энергии по сравнению с лучшими мировыми показателями. Важность повышения энергетической эффективности газовой промышленности отражена в новых законах и государственных программах в этой области. Высокая энергоэффективность производства будет способствовать решению ряда проблем и задач, возникших в этой отрасли. В данных условиях становится актуальным вопрос внедрения на предприятиях газовой промышленности системы энергетического менеджмента (далее – СЭнМ), которая представляет собой комплекс мер по постановке и достижению целей в области энергосбережения и энергетической эффективности производства.

Стоит отметить, что цели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности являются глобальными. Для их достижения в ряде стран были разработаны стандарты в области энергетического менеджмента. Однако, понимая необходимость разработки единых требований к СЭнМ, Международная организация по стандартизации приняла решение о создании документа, который объединил бы наиболее действенные существующие стандарты разных стран в данной области. Для решения этой задачи в 2008 году был создан Технический комитет ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент». В процессе работы комитета был проанализирован весь положительный опыт применения соответствующих национальных стандартов в США, Южной Корее, ЮАР, Китае и Белоруссии, а также общеевропейского стандарта энергетического менеджмента EN 16001:2009. В результате был разработан и утвержден международный стандарт ISO 50001:2011 «Energy management systems – Requirements with guidance for use», на базе которого был затем принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 50001:2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» [1].

Рассмотрим актуальность внедрения СЭнМ, соответствующей требованиям стандарта [1], на предприятиях газовой промышленности России более детально. Как уже было сказано, газовым компаниям необходимо адаптироваться к ситуации, сложившейся на мировом и внутреннем рынках, которая характеризуется следующими факторами:

  • общая тенденция на использование возобновляемых источников энергии [1];

  • повышение конкуренции в связи с развитием рынка сжиженного природного газа [1];

  • перемещение центра сбыта в сторону азиатско-тихоокеанского региона [1];

  • возможная либерализация цен на газ в России;

  • курс правительства России на формирование конкурентного внутреннего рынка природного газа.

Стоит также отметить актуальные проблемы газовой отрасли России, которые оказывают значительное влияние на деятельность газовых компаний, а именно:

  • существенный износ оборудования, находящегося в эксплуатации;

  • удорожание добычи в связи с сокращением запасов на находящихся в разработке высокопродуктивных месторождениях;

  • необходимость разработки новых месторождений;

  • удорожание транспортировки газа в связи с удаленностью районов добычи газа от центров потребления.

Для снижения влияния факторов, возникших на рынках сбыта, и решения актуальных проблем предприятиям газового сектора необходимы значительные денежные вложения. В то же время существенный рост затрат на добычу и переработку газа негативно скажется на конкурентоспособности компаний. В связи с этим возникает необходимость нахождения путей экономии. В качестве решения данной проблемы может выступить повышение энергетической эффективности производства, так как оно предполагает существенную экономию денежных средств за счет снижения затрат на энергетические ресурсы при тех же результатах деятельности. Несмотря на тот факт, что на всех предприятиях газовой промышленности действуют меры по повышению энергетической эффективности, довольно часто их действие имеет несистематический характер. Кроме того, попытки повышения энергоэффективности обычно не получают достаточной поддержки как со стороны руководства, так и со стороны рядовых работников [2]. В связи с этим, наиболее действенным способом повышения энергоэффективности является применение системного и комплексного подхода, основанного на примере наилучших мировых практик и показавшего свою результативность на множестве промышленных предприятий мира. Таким подходом является внедрение СЭнМ на основе требований стандарта [1].

Проблемы, стоящие перед газовой промышленностью, и, как следствие, необходимость повышения энергетической эффективности производства ради экономии денежных средств – это только одна из предпосылок внедрения СЭнМ. Существуют и другие, например, корректировка энергетической политики России: одним из её главных стратегических ориентиров стала энергетическая эффективность экономики. Такое направление развития энергетики было выбрано неслучайно: экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, в том числе из-за устаревших технологий и оборудования, а также из-за отсутствия культуры энергопотребления. Именно поэтому Указом президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» была поставлена цель – снизить к 2020 году энергоемкость российской экономики не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом [3]. Проблема энергоэффективности была обозначена и в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», разработанной Министерством энергетики РФ и утвержденной 13 ноября 2009 года. Согласно данной стратегии, планируется разработать регламенты, стандарты и нормы, направленные на стимулирование развития энергоэффективного производства, а также повысить ответственность за расточительное использование энергии.

В качестве плана действий для решения задачи, поставленной президентом, 27 декабря 2010 года была утверждена государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». По расчетам, приведенным в программе, в секторе производства и преобразования топлива деятельность по добыче и переработке природного газа обладает наибольшим потенциалом для повышения энергоэффективности – 4,23 млн. тонн условного топлива [4]. Позже данная программа была включена в программу «Энергоэффективность и развитие энергетики на период до 2020 года» как подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Первым же законом в области энергетической эффективности стал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый 23 ноября 2009 года. Одна из его статей предусматривает проведение обязательных регулярных энергетических обследований целого ряда предприятий, в том числе осуществляющих добычу, переработку и транспортировку природного газа. То есть этот закон имеет непосредственное отношение к предприятиям газовой промышленности. Альтернативой энергетическому обследованию выступает требование о предоставлении информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности предприятия в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований [5]. Следовательно, внедрение СЭнМ, основанной на требованиях наиболее актуального стандарта [1], является оптимальным решением, обеспечивающим соблюдение данного закона. Это связано с тем, что данный стандарт содержит требования, выполнение которых позволит не только добиваться целей в области энергетической эффективности, но и разработать документы, которые будут содержать всю необходимую информацию о результативности СЭнМ. Кроме того, СЭнМ является инструментом достижения целей, поставленных президентом России и обозначенных в государственных программах в области энергетики.

Говоря о сферах влияния СЭнМ и предпосылках её внедрения, нельзя не сказать об экологической проблеме. Предприятия газовой промышленности являются крупными источниками выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. При этом основная часть выбросов – парниковые газы, которые являются глобальной проблемой человечества. Существенное влияние, оказываемое на экологию топливно-энергетическим комплексом в целом и газовой промышленностью в частности, стало причиной изменений в регулировании экологической безопасности на законодательном уровне. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предприятия газовой промышленности вошли в перечень производств, которые с 01 января 2018 года обязаны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета количества вредных выбросов [6], что говорит о достаточно серьезном подходе к проблеме экологии со стороны государства. Снижение влияния на окружающую среду в результате вредных выбросов предприятий газового сектора отчасти достигается сокращением потребления энергоресурсов. В свою очередь, сократить потребление энергоресурсов возможно лишь при грамотно организованной СЭнМ.

Рассмотренные выше обстоятельства являются подтверждением того факта, что внедрение СЭнМ на основе требований стандарта [1] – на данный момент наиболее рациональное и своевременное мероприятие для предприятий газовой промышленности, которое поспособствует решению множества проблем и задач, стоящих перед газовой отраслью России. Кроме того, положения, на которых построен стандарт [1], призваны облегчить внедрение СЭнМ и достижение поставленных целей в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения. Рассмотрим эти положения:

  1. Добровольность применения – необходимость создания системы энергетического менеджмента, основанной на требованиях стандарта [1], каждая компания определяет самостоятельно [7];

  2. Универсальность – данный стандарт может применяться компаниями любых размеров, осуществляющими различные виды деятельности, и обладающими различными потребностями в энергии, независимо от её вида [7]. Кроме того, следует отметить, что стандарт не устанавливает конкретных энергопоказателей и целей по энергопотреблению – их устанавливает сама организация;

  3. Системный подход, нацеленный на постоянное улучшение – стандарт предусматривает создание единой системы постановки целей и планирования мероприятий по их достижению, реализации этих мероприятий, анализа полученных результатов, действий по улучшению системы энергетического менеджмента. Другими словами, стандарт предусматривает реализацию цикла «Планируй-Делай-Контролируй-Действуй» (PDCA), который позволит непрерывно улучшать результаты деятельности по повышению энергетической эффективности и энергосбережению;

  4. Интеграция – данный стандарт имеет общую базу c уже существующими стандартами в отношении систем менеджмента, что позволяет производить их интеграцию. На данный момент все крупные российские газовые компании имеют опыт по внедрению требований стандартов на системы менеджмента, а некоторые уже сейчас имеют интегрированную систему менеджмента, в которой объединены требования стандартов ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001. И, опираясь на этот опыт, компании могут существенно облегчить процесс разработки и внедрения СЭнМ;

  5. Сертификация – данный стандарт может использоваться как основа для независимой сертификации СЭнМ организации.

Однако эти положения лишь облегчают задачу по внедрению СЭнМ, соответствующей требованиям данного стандарта, но не гарантируют успешного результата. Соблюдение же основных принципов внедрения позволит добить реальных положительных результатов. Выделим основные принципы, способствующие успешному внедрению СЭнМ:

  1. Индивидуальный подход – несмотря на универсальность стандарта [1], на разных предприятиях процесс внедрения СЭнМ и его скорость будут различаться [2]. Это связано с изначальными условиями, в которых необходимо внедрить СЭнМ, рациональностью использования имеющихся наработок в области систем менеджмента, приверженностью высшего руководства поставленной цели, и уровнем понимания важности этой цели всеми сотрудниками. Поэтому нецелесообразно использовать документы, описывающие процесс внедрения и работу СЭнМ на другом предприятии, – они должны разрабатываться индивидуально;

  2. Осознанность – приняв решение о создании СЭнМ, высшее руководство должно осознавать свою ответственность и принимать участие в её внедрении в соответствии с требованиями стандарта [1]. В противном случае, внедрение может идти более медленными темпами или же вовсе остановиться, а результаты могут не оправдать ожиданий;

  3. Документированность – процесс внедрения СЭнМ не должен проходить импровизированно и спонтанно, поэтому все этапы внедрения должны быть задокументированы;

  4. Компетентность – процесс разработки и внедрения СЭнМ должен вестись компетентными сотрудниками и не являться дополнительной функцией работников, которые одновременно должны заниматься основной деятельностью. В связи с этим перед началом работ по разработке и внедрению такой системы необходимо обучить либо нанять грамотных энергоменеджеров;

  5. Соразмерность – затраты на разработку и внедрение СЭнМ должны быть соразмерны исходным затратам на энергоресурсы;

  6. Реальное внедрение – сертификат соответствия не должен быть главной и единственной целью организации, так как формальное соблюдение требований стандарта не принесет реального положительного эффекта.

Какого же положительного эффекта можно ждать от внедрения СЭнМ? Внедрение реально действующей СЭнМ, соответствующей требованиям стандарта [1], может принести организации определенные выгоды, и прежде всего, финансовую, что подтверждается опытом множества компаний. При грамотном подходе относительно невысокие начальные затраты на внедрение СЭнМ достаточно быстро окупаются, а непрерывное улучшение данной системы позволяет с каждым годом повышать объем экономии за счет снижения энергозатрат. Относительно невысокие затраты на внедрение СЭнМ характеризуются тем, что для повышения энергоэффективности чаще всего не обязательно применять новые технологии – достаточно лишь грамотного управления энергоресурсами. Кроме того, компаниям следует рассматривать покупку нового, более современного оборудования, только после того, как они исчерпают возможности по повышению энергоэффективности при помощи управленческих решений. Относительно газовых компаний можно сказать, что большой потенциал повышения энергоэффективности в данной отрасли говорит о значительной финансовой выгоде, которую можно получить при внедрении СЭнМ.

Отдельно отметим следующие положительные эффекты для предприятий газовой промышленности от внедрения СЭнМ:

  • снижение вредных выбросов;

  • повышение управляемости компании;

  • демонстрация социальной ответственности;

  • улучшение имиджа компании;

  • соответствие существующим законодательным нормам;

  • опережение возможных законодательных изменений.

В заключение следует сказать, что в последние годы произошли первые, но при этом ключевые изменения на законодательном уровне в области энергетической эффективности. Компаниям необходимо осознать, что время расточительного использования энергии подходит к концу. И хотя на данный момент в России не установлены нормы энергоэффективности для производств, нельзя исключать их введение в будущем. В связи с этим для предприятий с большими энергозатратами, какими являются предприятия газовой промышленности, в ближайшие годы будет актуален вопрос повышения энергетической эффективности производства, в решении которого поможет внедрение СЭнМ, соответствующей требованиям стандарта [1].

Литература

1 Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года [Электронный ресурс].: Постановление Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2016. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. – 09.10.2016.

2 Посадов, В.А. Энергоменеджмент на промышленных предприятиях: уроки внедрения [Электронный ресурс] / В.А. Посадов, М.В. Степанова // Управление производством : деловой портал, 2010-2016. Режим доступа : http://www.up-pro.ru. – 08.10.2016.

3 О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики [Электронный ресурс].: Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 // Российская газета : интернет-портал, 1998-2016. – Режим доступа : https://rg.ru. – 08.10.2016.

4 О государственной программе РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [Электронный ресурс].: Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 N 2446-р // Российская газета : интернет-портал, 1998-2016. – Режим доступа : https://rg.ru. – 20.10.2016.

5 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс].: Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2016. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. – 15.10.2016.

6 О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс].: Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2016. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. – 25.10.2016.

7 ГОСТ Р ИСО 50001-2012. Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению – Введ. 2012-10-26. – Москва: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; М.: Стандартинформ, 2013. – 28 с.

8 Мельников, Е.А. Актуальность внедрения системы энергетического менеджмента на предприятиях газовой промышленности России / Е.А. Мельников // Шаг в науку. – 2016. – № 1. – с. 170-174

Просмотров работы: 458