ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «ОКОЛИЦА» С. ПЛОТА ПРОХОРОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «ОКОЛИЦА» С. ПЛОТА ПРОХОРОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Окорокова Я.А. 1, Гращенко А.Г. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня в России идет сложный процесс трансформации общественного сознания и поиска новых культурных ориентиров, которые молодежь могла бы транслировать в будущее. В этой связи, бережное обращение к традиционной музыкальной культуре, является одной из важнейших основ современного образовательного пространства, ведь именно песенный фольклор дает основу народной художественной культуры, являясь носителем моральных и этических норм любого этноса. Привить любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным корням - не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача, которую необходимо учитывать при работе с фольклорным коллективом.

Если раньше в бытовой среде дети воспитывались и развивались естественным путем, то сегодня принцип преемственности, когда младшие подражали старшим, нарушился и восстановить утраченное возможно, большей частью только в культурно-образовательном пространстве.

Наш Белгородский край является уникальным по плотности бытования фольклорных певческих ансамблей, где каждый коллектив несет свой генокод, выраженный в стиле, манере исполнительства. Поэтому задача каждого руководителя детского фольклорного ансамбля сохранить эти отличительные черты, позволяющие отличить один песенный коллектив от другого.

Прохоровский район Белгородской области знаком многим, прежде всего потому, что является Родиной третьего ратного поля России. Менее известны фольклорные коллективы нашего района: Лучки, Малые Маячки и другие. Поэтому руководители детских фольклорных коллективов активно стараются привить любовь и навык к своим певческим корням.

Ансамбль «Околица», участницей которого я была на протяжении шести лет, основан при ДК села Плота Тюфановой Татьяной Афанасьевной с 2011 года. В коллективе собрались почти все дети, проживающие в этом небольшом селе. Конечно, многие из них имели разбалансированность координации слуха и голоса, проявляющиеся в разной степени, но педагог упорно пыталась исправить этот недостаток, выстраивая занятия на доступном для всех материале, основанном на местном материале с несложными попевками. Такие песенки составляют основу зимних святочных гуляний, весенних хороводных песен. Все они небольшого звукового объема, с понятным для каждого поэтическим текстом.

Южнорусская манера пения основана на грудном резонировании, поэтому руководитель ансамбля с первых дней ставила нам задачу освоения этого естественное звучание. Долго мы зычно звали на уроках: «Таня, Аня, Валя, Лена, Света», пытаясь подражать детям в лесу или на берегу реки. Это было для нас не столько уроком, сколько игрой, но очень скоро, наши голоса окрепли и стали звучать упруго и звонко.

Основой вокального исполнительства является дыхание, поэтому следующей составляющей своей работы руководитель видел в освоении участниками певческого дыхания. Для доступного понимания физических ощущений участникам необходимы ассоциации. Татьяна Афанасьевна использовала фырчание ежика, пыхтение чайника, соревнование «кто дальше продует перышко» и другие упражнения, которые всем нам были в радость.

Каждый певческий коллектив с большим уважением относится к поэтическому тексту, а значит, каждое слово должно быть разборчиво и понятно. Как говорил Е.Т. Сапелкин, известный самородок, руководитель фольклорного ансамбля из села Афанасьевка: «Слово должно быть круглым, как яичко», то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, требуется разрабатывать технические возможности артикуляционного аппарата. Ну, как же можно обойтись здесь без скороговорок, которых каждый руководитель знает несметное количество.

Коллектив – это маленькое государство, которое может иметь прочные связи между людьми или же разрозненность, как сам по-себе. Преемственность фольклорных традиций предполагает тесные дружеские связи, взаимопомощь, без которых невозможно выйти на сцену. Ведь от согласованности действий каждого, зависит результат целого коллектива. Эту ответственность мы получили в ансамбле и, надеюсь, что русский дух песен нашего края, прочно осел в каждом исполнителе, и станет не просто увлечением, а частью культурно-созидательной деятельности многих участников.

Просмотров работы: 284