На различных этапах исследования для решения отдельных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимопроверяющих и дополняющих методов сбора фактического материала, и его обработки. Теоретические методы: теоретический анализ. Основные методы осуществлялись с:
Методика Айзенка «Определение типа темперамента».
Методика «Перенос кубиков» Автор: Ю. А. Самарин.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена выбором адекватной цели исследования, теоретико-методологической проработанностью проблемы, применением надежных методов, адекватных предмету исследования, организацией исследования в соответствии с теорией и методологией эксперимента, проведением качественного анализа результатов, а также использованием соответствующих статистических методов обработки полученных данных. Организация, база и этапы исследования. В качестве базы для проведения исследования были выбраны дошкольные образовательное учреждение Белгородской области города Губкина МАДОУ Центр развития ребенка №28 – Журавлик. В исследовании принимали участие 50 воспитанников старшего дошкольного возраста, 25 человек из группы Улыбка и 25 человек из группы Солнышко. Исследование влияние темперамента на развитие ребенка старшего дошкольного возраста проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования. Первый этап исследования поисковый: выбрана тема и методики, поставлена цель, определены задачи. Второй этап на этом этапе проводилось организация и проведение исследования. Ведущими методами явились: наблюдения, диагностические методы (беседы, тестирование, анализ результатов познавательной деятельности). Третий этап исследования обобщающий. Отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Основными методами исследования выступили: анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики. Апробация и внедрение результатов исследования. Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её данные могут быть использованы в практической деятельности воспитателей детских дошкольных учреждений, как методическое пособие.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма. Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей» [13; 65]. В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй - с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента. До конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. Начиная с середины XVIII века, развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах проявляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Мысль о существовании такой связи была высказана И.П. Павловым, который предполагал, что крайним человеческим типам «мыслителям» и «художникам» - должны соответствовать и противоположные типы темпераментов меланхолики и холерики. Он установил и экспериментально доказал, что физиологической основой темперамента является сочетание свойств нервных процессов. Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы В.Д. Небылицина [17], М.В. Бодунова [6], В.М. Русалова [25], И.М. Палей 6[], Л.Б. Ермолаевой-Томиной [18] и многих других. Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; эмоциональность. От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие особенности психики. Таким образом, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а во втором — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира. Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль темперамента в рамках данного подхода. В процессе выделяются исследователями и педагогами следующие особенности 4 типов темперамента: сангвинник, холерик, флегматик, меланхолик. Существуют различные концепции и теории темперамента. При всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 4 типа темперамента. Ведущей в старшем дошкольном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Весьма продуктивные исследования проблемы темперамента проводились в школе В.С. Мерлина, который первым в отечественной психологии исследовал темперамент с позиций системного подхода [16; 76]. Им была выдвинута концепция интегральной индивидуальности, где он выделял уровень индивидуальных свойств организма, уровень индивидуальных психических свойств и уровень социально-психологических индивидуальных свойств. В настоящее время имеется богатый арсенал методических приемов по изучению темперамента детей младшего школьного возраста (А.Ф. Ануфриева, О.М. Дьяченко, М.Н. Ильина, Р.С. Немов, Л.Г. Парамонова, Е.И. Рогов, Л.Ф. Тихомирова, К.А. Торшина и др.) [1]. Тест или проверка темперамента является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Тесты интеллектуального развития занимают отдельное место в ряду методик психологического исследования. Методики психологического исследования темперамента делятся на: экспериментальные, опросные и креативные (интуитивные). Первые дают наиболее быстрый и четкий результат.Вторые позволяют серию коррелирующихся между собой данных, но чуть более сложны в обработке. Третий тип вынесен в особый класс, является наиболее информативным, но представляет значительные трудности в обработке результата и его трактовки, более того результаты, полученные с помощью этой группы методик, не всегда явно связаны с аналогичными результатами другой группы. К основным психологическим методам исследования темперамента можно отнести: лабораторный; комплексный, естественный и метод наблюдения. Индивидуальность ребенка – сложное образование, органически связанное с его возрастным и половым развитием, формированием нравственных качеств, становлением целой личности. В связи с этим индивидуальная работа является частью учебно-воспитательного процесса. Она требует от педагога умения найти наиболее эффективные способы воздействия на отдельного ученика с целью всестороннего его развития.
Учет индивидуальных особенностей помогает педагогу свести к минимуму неудачи и ошибки, которые неизбежны в процессе обучения.
В данной работе, которая посвящена проблеме влияние темперамента на развитие ребенка старшего дошкольного возраста, мы попытались осветить вопросы индивидуализации целей и форм индивидуального подхода, системы психодинамических свойств и их учета в организации учебного процесса. Личность представляет собой сложное интегральное образование, включающее три взаимосвязанных и иерархических уровня. И темперамент занимает одно из самых важных мест в этой структуре. Этот факт признается практически всеми психологами, занимающимися исследованием темперамента и его свойств. Это проявляется в том, что он во многом определяет поведение личности, ее отношения, а также индивидуальный стиль деятельности. Причем свойства темперамента оказывают влияние не только на процессуальные характеристики деятельности, но и на результат.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. - 175 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. - 89 с.
Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. – 1981. – С. 11-15.
Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966. - 108 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997. – 278 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. – 309 с.
Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка – Иркутск,1999. – 290 с.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. № 2 1980. – С.18-21.
Ересь Е.П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.-123 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Евгений Павлович Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 253 с.
Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 200 с.
Крутецкий В.А. Психология. М.,1986. – 245 с.
Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984. - С. 15.
Марцинковская Г.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176 с.
Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964. – 254 с.
Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипновой; отв. ред. В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. – 400 с.
Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 290 с.
Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995. – 325 с.
Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. – 167 с.
Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 148 с.
Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996. – 176 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590 с.
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. – 205 с.
Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985 том 1. – 309 с.
Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод, пособие. М., 1990. – 200 с.
Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. – 198 с.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления // Школьный психолог-2000-№38 - С.2-16
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. – 255 с.
Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963. – С. 5 – 7.
Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 209 с.
Гуркина Ж.С., Бучнева И.И. Развитие мелкой моторики рук дошкольника // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 3 (6). С. 35-37.
Попова С.С., Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников // Молодой ученый. 2011. № 1. С. 221-224.
Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе/ Т.П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015.- С.12-22.
Ларго Р. Детские годы: индивидуальность ребенка как вызов педагогам/ Р. Ларго – Москва: Национальное образование, 2015. – 184с.: ил. – (Вдохновение). – (Антология дошкольного образования). – (ФГОС ДО).