ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛТАЙСКАЯ БУРЕНКА» И ЕЕ РОЛЬ В ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛТАЙСКАЯ БУРЕНКА» И ЕЕ РОЛЬ В ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Борисова М.А. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В общем смысле диверсификация экономики является стратегией, предназначенной для снижения риска за счет добавления активов, продуктов либо услуг, а также клиентов или рынков к уже сформированному портфелю. Диверсификация направлена на расширение определенных аспектов предприятия — рынков сбыта, мощностей производства, ассортимента продукции, активов и так далее. В широком смысле слова, диверсификация – поиск альтернативных путей для решения той или иной проблемы, обеспечивающих снижение рисков и поддержание стабильной системы.

В развитии нашей страны существенную роль играют три основных сектора:

  • Военный.

  • Промышленный.

  • Энергетический.

И мне бы хотелось затронуть промышленный сектор. И рассказать про наше региональное предприятие ООО "Алтайская Буренка". Предприятие «Алтайская Буренка» образовалось в 2001 году в с. Буланиха, Зонального района. Находится оно в стратегическом центре производства сырья, так в радиусе всего 100 км расположены: Бийский, Зональный, Алтайский, Смоленский, Целинный, Троицкий, Косихинский, Советский, Красногорский районы, суммарный суточный надой которых составляет 300 т/сут. Кроме того, предприятие занимает удобную позицию с точки зрения транспортной логистики по доставке готовой продукции, так как в радиусе 300 км расположены такие города, как Бийск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк.

На момент старта в 2001 году было выбрано традиционное для молочной промышленности Алтайского края направление по производству сыра, производственные мощности предприятия были способны перерабатывать до 40 тонн сырья в сутки. Кроме сыра, ассортимент предприятия включал в себя такие продукты, как молоко, варенец, ряженка и сметана. Следующие три года предприятие активно завоевывало рынки Бийска, Белокурихи и Горного Алтая. Этот период знаменателен не только увеличением объемов производства, но и ростом номенклатуры предприятия. Именно в это время начинают производиться: кефир фруктовый, ставший новинкой для регионального рынка и в дальнейшем получивший не одну награду на конкурсах, как местного, так и федерального уровня, молоко, обогащенное йодказеином, бифидокефир и бифилюкс, кефир, биопростокваша.

Начиная с 2004 года, на предприятии принимается важное решение: приоритетным направлением деятельности выбирается производство цельномолочной продукции. За период с 2004 по 2015 год объем продаж цельномолочной продукции под торговой маркой «Алтайская Буренка» значительно вырос. Увеличение объемов продаж неразрывно связано с увеличением числа сотрудников. Так на начало 2004 года, на момент создания, на предприятии работало 70 человек, в настоящее время численность персонала на ООО «Алтайская Буренка» составляет около 500 человек.

Гордость «Алтайской Буренки» — новый уникальный кефирный продукт Кефинар - кефир, обогащенный пробиотическими ацидофильными бактериями «Наринэ-ТНСи», разработанными в ООО «Биокор» Наукоград Кольцово. Этот продукт уже стал обладателем нескольких Гран-Приспециализированных конкурсов и Золотой медали Всероссийского конкурса «Молочная продукция — 2010».

В марте 2011 года, в год десятилетия компании, на предприятии произошло знаменательное событие: был реализован инновационный проект при поддержке администрации Алтайского края. Он предусматривал организацию ультрачистого выпуска и фасовки молока и молочной продукции в ПЭТ-упаковку на болгарской линии новейшего поколения общей мощностью 40 тонн в сутки. В результате в производство было запущено сразу 8 ассортиментных позиций: молоко, 2 вида кефира, 4 вида йогурта и уникальный по лечебным свойствам продукт «Кефинар», напиток, совмещающий кефир и «Наринэ». Существенным преимуществом ПЭТ-упаковки является увеличение срока сохранности молочной продукции. Автоматическая линия имеет несколько особенностей. Прежде всего, она позволяет производить кисломолочные продукты с натуральными добавками с помощью прямого внесения в продукт, в том числе с цельными фруктовыми, ягодными кусочками, орехами и злаками, а во-вторых, в работе этой линии исключен человеческий фактор, т.к. все процессы, начиная от подготовки продукта и заканчивая его фасовкой, автоматизированы. А вдобавок ко всему ПЭТ-бутылка удобна в использовании.

За два года работы 2011-2012 было задействовано 70% от потенциала установленной линии. Особенности упаковки помогли расширить территорию присутствия до Красноярского края. На основании потребительских предпочтений ассортимент был расширен, добавился полюбившийся всем «Снежок», Закваска.

В 2013 году линейка йогуртов расширилась до 10 позиций, к традиционным вкусам добавился йогурт «Облепиха», производящийся из натурального алтайского сырья, которое заготавливается для «Алтайской буренки» в экологически чистом районе близ курорта Белокуриха.

В 2014 году Новосибирске с 21 по 23 октября проходила 23-я выставка напитков и продуктов «Inter Food Siberia», на котором «Алтайская Буренка» представила как уже известную линейку молочных продуктов, так и новые йогурты с натуральными фруктовыми добавками – банан, лайм-мята, ананас-апельсин.

«Алтайская Буренка» сегодня – это динамично развивающееся предприятие, которое ставит перед собой амбициозную задачу занять лидирующие позиции не только на рынке Алтайского края, но и близ лежащих регионов. Еще лет десять назад алтайская компания вышла за пределы региона, увеличила географию поставок. Например, в Бийске (второй по величине город Алтайского края) доля рынка, занимаемого продукцией «Алтайской буренки», составляет более 30 процентов. На предприятии понимают, что перспективы развития заключаются в полной автоматизации производства. Однако это дорогое удовольствие, поэтому осуществлять планируют постепенно, шаг за шагом. Впрочем, модернизация ведется уже сегодня.

«Алтайская буренка» сегодня, крупнейшее предприятие в Зональном районе, основное производство в районе, бюджетообразующее для территории. А потому и высока его социальная ответственность, которую в полной мере осознает руководство предприятия. Работников на автобусах привозят на работу в Буланиху, где находится базовая производственная площадка, из Бийска и многих окрестных сел. Весь персонал обеспечивается спецодеждой. Предприятие оказывает спонсорскую помощь району. Чистит своими силами дорогу от Чуйского тракта до Буланихи. Средняя зарплата на предприятия – 14,5-15 тыс. рублей, т.е. выше среднеотраслевой по краю.

Очередной рывок в развитии компания совершила в 2013-2015 годах, проведя масштабную реконструкцию с полной заменой устаревшего оборудования на современные высокопроизводительные линии. Глобальная модернизация сопровождалась внедрением принципов работы по международным стандартам качества HACCP (концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции) и ISO, а также ребрендингом, благодаря которому продукция «Алтайской буренки» обзавелась яркой упаковкой и стала более узнаваемой. Все это позволило компании не только увеличить физические объемы выпуска продукции, но и существенно расширить ее ассортимент, вывести контроль качества на новый уровень и улучшить условия труда.

2016 год на предприятии заканчивается ростом производства в физическом выражении на уровне 20% к сопоставимому периоду 2015 года. Немаловажную роль в этом играет господдержка – предприятие пользуется субсидиями на компенсацию части процентной ставки по инвестиционным кредитам, которые привлекаем на реконструкцию и модернизацию производства. Компания не останавливается на достигнутом. Юбилейный 2016 год был для «Алтайской Буренки» не менее насыщенным, чем все предыдущие. Предприятие начало строительство первых фирменных магазинов для реализации продукции, открыло филиал в городе Иркутске. Но особенно нынешний год был богат на награды. Так, на Международной конференции ЕАЭС (Евразийский экономический союз) по производству и переработке молока в Сочи в ходе дегустационного конкурса «Молочные продукты-2016» ООО «Алтайская Буренка» было удостоено дипломов лауреата за йогурт фруктово-ягодный с облепихой и творог жирностью 2,0%. На межрегиональном конкурсе качества «Молочные продукты Сибири-2016» тот же творог м.д.ж. 2,0% от «Алтайской Буренки» получил Гран-При, золотой медалью конкурса был отмечен кефир, м.д.ж. 2,5%, а сметана, м.д.ж.15,0% - серебряной. На выставке «Interfood Siberia 2016» копилка наград компании пополнилась сразу 4 золотыми медалями: 2 большими - за масло сладко сливочное «Крестьянское» 72,5% и сметану 15% жирности, а также 2 малыми — за полезный кисломолочный биопродукт «Кефинар» и высокое качество молока питьевого 2,5% жирности.

Большинство районов Алтайского края в соответствии с функциональным зонированием Алтайского края находятся в Центрально-Западной (агропромышленной) зоне, следовательно, данные районы могут впоследствии составить один молочный кластер. На территории Алтайского края молочный кластер может быть образован на основе крупных предприятий, таких, как: ЗАО "Барнаульский молочный комбинат", ОАО "Лакт", ООО "Холод", ОАО "Алейский маслосыркомбинат", ЗАО "Рубцовский молочный завод", ОАО "Кипринский МСЗ",ОАО "Славгородский МК", ООО "Алтайская буренка". Необходимо отметить, что наличие в Алтайском крае известных брендов молочной продукции является серьезным конкурентным преимуществом будущего молочного кластера края.

Алтайский край занимает 3-е место в стране по производству молочной продукции — это более 1,4 млн тонн. Природно-климатические условия, уникальный состав трав позволяют получать молоко с высокими сыродельными показателями. Сегодня в крае производится более 60 наименований сыров. В прошедшем году было выпущено 83,5 тысячи тонн сыра и сырных продуктов. Это первый результат среди сыроделов страны. А в производстве сливочного масла в 2015 году был достигнут исторический максимум – более 19 тыс. тонн. Положительные тенденции отрасль демонстрирует и по итогам пяти месяцев текущего года. Развитие сыроделия и маслоделия в наибольшей степени зависит от уровня производства молока-сырья. Более 56,5 % молока, заготовленного предприятиями, направляется на выработку сыров, 26,5% — сливочного масла. 10 лет Алтайский край стабильно занимает 1-е место в стране по выпуску сыров и находится в 10-ке лидеров по выпуску сливочного масла, а в 2015 году занял II место.

Поголовье коров в Алтайском крае в период 2000-2005 гг. было значительно сниженным с 1,1 млн голов до 0,87 млн голов. Однако с 2005 г. поголовье коров оставалось примерно на одном уровне. В 2015 году поголовье коров в Алтайском крае составило 1-1,5 млн голов, по этому показателю Алтайский край занимает 1-е место в Сибирском Федеральном округе и 4-е место по России после Республики Башкортостан (1,3 млн голов), Республики Татарстан (1,1 млн голов) и Республики Дагестан (0,94 млн голов). Надои молока на одну корову в Алтайском крае увеличиваются каждый год и выросли на 24% до 3,8 т в расчете на 1 корову. Показатели по Алтайскому краю ниже среднероссийских: по среднему надою на одну корову Алтайский край находится на 58-м месте в России.

Важно отметить, что рынок Алтайского края находится на стадии насыщения и дальнейший рост возможен за счет роста населения края или за счет изменения ценовой структуры рынка в сторону премиального и выше среднего ценовых сегментов. Однако для последнего необходимо увеличение доходов и повышение уровня жизни населения.

Просмотров работы: 574