МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 53. 02. 05 СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 53. 02. 05 СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

Лазаренко Е.Е. 1, Седова И.В. 1, Седов А.А. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме. Народная художественная культура – реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире, мировоззренческую позицию по отношению к народной художественной культуре. В процессе обучения необходимо рассматривать не только такие вопросы как образ, стиль, орнамент, язык, выразительные и изобразительные средства или жанрово-видовая система народного искусства, но и сущность, исторические формы, морфологию и структуру народной художественной культуры, статус её творцов и потребителей, её социальные функции, связь с этническим и социально-психологическим менталитетом этноса.

Важным при изучении народной художественной культуры является акцент на региональные особенности. Поэтому надо скрупулезно рассматривать условия быта и уклада жизни Белгородчины, их одежду, традиционные обряды и праздники. Определять характерные черты в декоративно-прикладном, музыкальном, хореографическом творчестве. В связи с огромным многообразием, богатством и сложностью музыкального материала упор делается на местную традицию. Уделяется большое внимание истории формирования местного южнорусского стиля, механизму и условиям, способствующим его устойчивости.

Фольклорная традиция – это естественный коммуникационный канал, в котором значимая для народа социальная и духовная информация преобразуется в устойчивые и общепонятные, типовые по структуре, образные и символически насыщенные вербальные формы, обладает набором специфических механизмов для сохранения и передачи этой информации.

Для результативных знаний студенту необходимо приобрести навыки импровизации в заданных условиях на разнообразие ритма, текста, мелодии, хореографии по принципу: измени, придумай, сочини согласно стилевой характеристике. Главное условие задач - сохранение стилевых особенностей фольклорного материала в условиях импровизации. Проблема звуковысотной организации в фольклорной традиции известна давно. Для свободного понимания звуковысотности в любом ладу студенту стоит напомнить об иерархии мелодической импровизации звукосочетаний, построенных на характерных тонах лада. На этапе постижения сольной мелодической импровизации, обучающийся приходит к четкому пониманию значения каждого тона в любой функциональной последовательности всей хоровой партитуры. На этапе ритмической импровизации необходимо помнить важную истину: в разных жанрах роль и место ритма отличается. Наиболее яркий момент импровизации связан с широкораспевной протяжной песней, которая выводит импровизатора на новый творческий уровень в искусстве импровизации, позволяя использовать мерцающие терции, иногда использование атональных принципов академической теоретической науки.

Материалы, используемые в образовательном процессе, направлены на изучение региональных традиций народно-песенного искусства, как неотъемлемой составляющей традиционной музыкальной культуры других регионов России и дает возможность приобщения к собиранию, изучению и осознание ценности фольклорного материала в их будущей исполнительской, педагогической деятельности, предполагают использование лекционных, семинарских занятий; самостоятельную работу студентов; учебно-практической работы, формирующей необходимые навыки анализа явлений фольклора в окружающей жизни (включая современную, городскую), а также устное освоение фольклорных произведений; демонстрацию образцов народной музыки в звукозаписи (включая аутентичные образцы) и в исполнении преподавателя; показ фольклорно-этнографического материала по народной культуре (фотографии, видеофильмы), посещение этнографических экспозиций, участие в научных студенческих конференциях.

Особое место занимает создание условий для развития исследовательского подхода студента-практиканта к содержанию и условиям педагогической работы, применение на практике усвоенных теоретических знаний, и практических умений. Педагог обязан систематически контролировать овладение учащимся основными видами и формами как педагогической, так и организаторской деятельности, профессиональными навыками, следить за формированием профессионально-личностных качеств руководителя коллектива. Необходимо учитывать современное состояние учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, соответствующих профилю подготовки студента, передового педагогического опыта, оказание посильной помощи образовательному учреждению, где проводится практическая работа.

Сегодня наибольший интерес приобретает изучение локальных фольклорных традиций раннего формирования и позднего. Важную роль играют музыкальные материалы, собранные этнографами, фольклористами, исполнителями во время фольклорных экспедиций. Практическое освоение и закрепление полученных знаний – это тщательная работа с литературными источниками, с Интернет-ресурсами в поисках необходимого материала для подготовки докладов, рефератов, презентаций.

При подготовке к семинару с сообщениями по отдельным темам необходимо обратить внимание на свободную ориентацию в избранном материале, яркую и увлекательную его подачу, контакт с аудиторией, привлечение иллюстраций. Самостоятельная работа студентов предназначена для овладения дисциплиной, для формирования навыков организаторской деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения. Для правильной организации самостоятельной работы самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста.

Помимо закрепляющих самостоятельных занятий по овладению игрой на традиционных народных инструментах, анализу певческих партитур, учащийся должен уметь слышать себя в общем исполнении и наоборот, уметь подстраиваться под сиюминутную рабочую ситуацию. Студент обязан самостоятельно развивать кругозор и интерес к народной культуре; формировать этические нормы поведения, способность работать с коллективом, постоянно вести поиск интересного материала в области народной культуры; иметь активную жизненную позицию. Практические занятия, предполагают самостоятельную работу студента с песенными образцами традиционного фольклора – анализ, прослушивание, нотация музыкального материала, запись поэтического текста.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента включает освоение основной и дополнительной литературы по предложенным темам; освоение фольклорного материала разных регионов России; пропевание собранных песенных материалов во время фольклорно-этнографических экспедиций; систематизация собранных материалов. Самостоятельная работа позволит будущему специалисту в большей степени развить познавательные способности: творческую инициативу, ответственность и организованность, сформирует мышление, саморазвитие, самореализацию.

Просмотров работы: 281