В отечественной и зарубежной литературе встречаются различные научные подходы к понятию «рынок», что обусловлено, прежде всего, тем, что данное понятие рассматривается с позиции разных экономических наук, и тем, что рынок как система хозяйствования имеет существенные различия в зависимости от экономического назначения объектов рынка.
Французским экономистом А. Курно и английским экономистом А. Маршаллом дано определение рынка как некой пространственной сферы, характеризующейся свободой обмена и ценообразования: "рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться" [4].
По мере углубления развития товарного хозяйства усложняются экономические отношения между субъектами. В своих трудах английский экономист У. Джевонс называет "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями как критерий определения рынка: «рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара» [4].
В трудах современных экономистов можно выделить следующие трактовки понятия «рынок», в определенной степени дополняющие друг друга:
1. «Рынок совокупность существующих и потенциальных покупателей товара» [3] .
2. «Рынок - система социально-экономических отношений, посредством которых осуществляется реализация товаров» [6] .
3. «Рынок - сфера товарного обращения, где формируется спрос, предложение и цена на товары и услуги» [7] .
4. «Рынок - система социально-экономических отношений субъектов, обеспечивающая посредством товарно-денежного обмена взаимодействие производителей и потребителей в процессе воспроизводства» [1] .
5. «Рынок - совокупность взаимодействующих субъектов сферы обращения» [2] .
Обобщая вышесказанное можно систематизировать применяемые подходы к определению понятия «рынок»:
- во-первых, рынок рассматривается как сфера обращения товаров и услуг через реализацию основной его функции – функции сбыта, т.е. рынок – это механизм, сводящий продавцов и покупателей. По нашему мнению, содержание понятия «рынок» не правильно сводить только к обмену, так как рынок охватывает все этапы воспроизводства – производство, распределение, обмен и потребление;
- во-вторых, рынок рассматривается как система социально-экономических отношений между субъектами рынка, исследуемая на основе целостного и системного подхода, и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов.
При этом отношения, складывающие на рынке, характеризуются не только экономической стороной, но имеют и социальный характер, так как удовлетворение потребностей потребителя и повышение качества жизни является одной из задач рынка и важнейшим направлением социально-экономического развития государства, региона и т.д. Таким образом, можно сформулировать следующее определение рынка: рынок - система социально-экономических отношений субъектов в сфере обращения товаров и услуг, функционально взаимообусловленная и взаимосвязанная с уровнем социально-экономического развития территориального образования.
Рынок протезно-ортопедических товаров и услуг, как составная часть рынка медицинских товаров и услуг, имеет существенные отличия функционирования, что обусловлено, прежде всего, тем что:
- с одной стороны, забота о благополучии граждан, их социальной защищенности является одной из задач Российской Федерации;
- с другой стороны, возникает необходимость создания такой правовой модели, которая обеспечивала бы соблюдение баланса интересов всех заинтересованных сторон — инвалидов, государственных органов, бизнеса.
Рынок протезно-ортопедических товаров и услуг в России в силу социальной значимости рынка и высокой степени вмешательства государства в вопросы формирования и управления рынком характеризуется следующими чертами:
- «присутствием ортопедических товаров на нескольких рынках: медицинском, спортивном и фармацевтическом;
- наличием нескольких целевых аудиторий - "традиционной" (инвалиды и люди, имеющие временные или относительно постоянные проблемы с опорно-двигательным аппаратом) и "новой" (люди, которые озабочены состоянием своего здоровья (в первую очередь с точки зрения профилактики негативных отклонений в самочувствии);
- наличием исторически сложившейся системы обеспечения населения ортопедическими изделиями через протезно-ортопедические предприятия;
- наличием государственных социальных программ, которые оказывают заметное влияние на развитие производства ортопедических изделий;
- наличием в розничном сегменте рынка особой формы торговли – ортопедических салонов» [5].
Изучение литературы по исследуемой теме не позволило найти определение рынка протезно-ортопедических товаров и услуг, наиболее полно раскрывающего его суть и содержание. Поэтому, нами предлагается следующее определение: рынок протезно-ортопедических товаров и услуг представляет собой специфическую систему социально-экономическую отношений субъектов, направленную на формирование и развитие конкурентного и социально доступного рынка производства, продажи ортопедических товаров и оказания комплексных услуг, включающих медицинские, консультационные и социальные услуги.
Проведенный анализ функционирования отечественного рынка позволили сформулировать основные характеристики рынка протезно-ортопедических товаров и услуг (табл. 1).
Таблица 1 – Общая характеристика рынка протезно-ортопедических товаров и услуг
Элементы рынка |
Характеристика элементов рынка |
Объекты рынка протезно-ортопедических товаров и услуг |
- протезно-ортопедические товары; - социальные услуги (прокат технических средств реабилитации); - протезно-ортопедические услуги (производство). |
Субъекты, участвующие в предоставление ортопедической помощи |
- производители и продавцы: производители ортопедических изделий, ортопедические салоны, медицинские представители; - государственные и иные организации: государственные учреждения социальной защиты (Фонд социального страхования), медицинские организации, бюро медико-социальной экспертизы, некоммерческие организации (в т.ч. общественные организации и благотворительные фонды). |
Целевые сегменты потребителей рынка ортопедических товаров и услуг |
- люди с ограниченными возможностями; - медицинские и социальные учреждения, которые приобретают технические средства реабилитации; - активное население. |
Сегменты рынка протезно-ортопедических товаров и услуг |
-оптовый рынок; -розничный рынок. |
Функции рынка протезно-ортопедических товаров и услуг |
- социальная; - реабилитационная; - консультационная - обеспечивающая; - связующая; - информационная; - ценообразующая. |
Финансирование ортопедической помощи |
- бюджетные средства (система государственных заказов, реабилитационные сертификаты); - личные средства граждан. |
Таким образом, подводя итог вышесказанному, рынок протезно-ортопедических услуг является сложной социально-экономической системой, обладающей рядом общесистемных и специфических признаков, деятельность которой направлена, главным образом, на обеспечения потребностей инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации.
Библиографический список
Авдашева С. Б., Розанова II. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. С. 320.
Белов. Г. В., Белова Г. Б. Товары и услуги на потребительском рынке М.: ИКЦ Академкнига, 2003. С. 250.
Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азриэляна. 2-е изд., доп. и перераб. М.:Институт новой экономики, 1997. С. 584.
Добрынин А.И.Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд./ Под ред. Добрынина А. И., Тарасевича Л. С. С-ПБ: Питер. 2009. С. 216
Рынок ортопедических товаров в России / РБК. Исследование рынков. URL: http://www.aup.ru/news/2006/09/29/283.html (дата обращения 23.11.2016)
Левитина И.Ю. Экономика сферы сервиса. Часть 1. Учебное пособие - СПб: СПбГИСЭ, 2000. С. 87.
Сингизов. Формирование и функционирование муниципального рынка: Автореф. дис. на соис. учен, степени канд. эконом, наук. Уфа.: Башкирский гос. ун-т, 2006. С. 12.
5