УТРАЧЕННОЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УТРАЧЕННОЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ

Грачева М.М. 1, Черокова А.В. 2
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ», факультет искусств, студентка 5 курса
2Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ», факультет искусств, научный руководитель
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Шуя – один из древнейших городов России. Она считалась одним из лучших городов Владимирской губернии. Город был известным религиозным центром губернии с давними церковными традициями и благочестивыми прихожанами.

До революции начала XX века в Шуе было сосредоточено более 20 церковных комплексов, а в окрестностях существовало множество монастырей. В храмовой архитектуре оживают страницы истории нашего города, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятники былого, нитей, связывающих нас с родной землей и предшествующими поколениями. Архитекторы и строители вкладывали в свои произведения, прежде всего гуманистическое содержание, силу и величие русской души, патриотизм и свободолюбие. Поэтому так важно сохранять и восстанавливать архитектурное достояние нашего города.

Сейчас внешнее убранство многих существующих церквей в Шуе восстанавливается, но для некоторых разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры «возрождение» так и не наступило.

Истинными украшением города являлась Спасская церковь с колокольней, построенная на месте деревянного храма 17 века на средства П.А. Волкова. Спасская церковь до 1696 г. была деревянной, затем стала каменной. Церковь была обнесена изящной оградой с чугунными решетками. По внешнему виду она напоминала Исаакиевский собор в С.-Петербурге. [1][Рис.1]

Рис1.Спасская церковь

Известный Шуйский протоиерей и летописец церковной и культурной жизни г. Шуи Евлампий Иванович Правдин Спасскую церковь описывал так: «Спасская церковь – обширная, каменная, крытая железом, выкрашенным ярью. Построена в греко-итальянском стиле; она – квадратная, об одной главе, с круглым трибуном, утвержденным на угловых люнетах или парусах. Верхняя половина купола обита белым железом, а нижняя, по железу выкрашена голубой краской, с накладными вызолоченными звездами. Глава и крест вызолочены через огонь. С северной и южной стороны входные крыльца – с фронтонами, поддерживаемыми колоннами, с лепными капителями; между колоннами железные решетки. Стены оштукатурены и выкрашены красной краской; карниз и окна украшены изящными лепными гипсовыми херувимами; на стенах между окнами, находятся живописные изображения разных святых. Окна в храме в три света».[2]

При Спасском храме была каменная часовня, построенная в 1654 г. Евлампий Правдин характеризовал колокольню: «Настоящая колокольня каменная, о трех ярусах, прекрасной, новейшей архитектуры, с колоннами и лепными украшениями из белого камня, которого употреблено на нее очень большое количество. Выкрашена той же красной краской, какой выкрашена и церковь. Глава и крест на ней покрыты железом и прекрасно вызолочены чрез огонь червонным золотом». Архитектором колокольни Шуйской Спасской церкви был Николай Иванович Финисов (1830-1893).[3]

В часовне находилась вторая святыня Шуи – Животворящий Крест, выполненный из кипариса, кедра и можжевельника, к которому ежегодно совершался крестный ход из Воскресенского собора.[4]

После сноса в 1930 году Спасской церкви, ее площадь долго являлась большим пустырем. 5 ноября 1961 года здесь был установлен памятник В.И. Ленину; его авторы – скульптор Д.И. Народицкий, архитектор Н.К. Габелко.

Еще одной удивительной архитектурной постройкой была Крестовоздвиженская церковь, которая является одной из древнейших церквей Шуи. Ее можно также назвать «храмовым комплексом», который включал в себя пять построек – Крестовоздвиженскую церковь, ее колокольню, часовню, сторожку и церковь Георгия Великомученика с пределом Всех Святых.[5][Рис. 2]

Рис 2. Крестовоздвиженская церковь

По описанию В. Борисова Крестовоздвиженский храм был с пятью главами, обитых белой жестью. Кровля его покрыта листовым железом, выкрашенным зеленой краской. Снаружи храм украшен лепной работой. Наверху под карнизом изображены на холсте масляными красками библейские сюжеты. Внутренний интерьер церкви был оформлен в соответствии с лучшими традициями русского церковного искусства первой половины 19 века.

Двухъярусный иконостас выполнил золотых дел мастер Петр Сафонов, работы которого хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, и резчиком Григорием Чухновым. Стены храма расписал известный в округе церковный живописец из Тейкова крестьянин Епифаний Медведев.

Все принадлежности алтаря Крестовоздвиженской церкви были выдержаны в одном стиле и отлиты из бронзы работавшим в Москве итальянским художником Кампиони. Единственные в своем роде барельефы на Престоле изображали Тайную вечерю, Рождество Христово, Снятие с креста и Благовещение Божьей Матери. Престол был вызолочен и установлен на основание из белого итальянского мрамора. За престолом в арке был установлен крест из голубого лазурита – редкого и ценного поделочного камня.

Из икон особую ценность представлял храмовый образ «Воздвиженья честного креста Господня» в позолоченной серебряной ризе, украшенной драгоценными камнями и стразами. Подлинным шедевром была икона Успения Богоматери «древнего подлинного греческого искусного письма, на кедровой доске», которую приобрел в Москве В.М. Киселев. [6]

Сейчас церковь Воздвижения Креста находится в ужасном состоянии. Единственное, что от нее осталось - апсида. Восточная апсидная часть разрушенной церкви покрыта новой оцинковкой с жестяным подзором. Ниже периметр опоясывает неполный антаблемент, под которым виден тосканский 4-колонный портик с палладийским окном в центре. Композиция портика имеет превосходные пропорции и производит впечатление храма в храме. [7]

Одним из важных элементов духовной и культурной атмосферы провинции был Всехсвятский единоверческий монастырь. [Рис. 3]

Рис 3. Всехсвятский единоверческий женский монастырь

В 1871 г. в монастыре была построена небольшая церковь Всех святых с колокольней, а с 1891 г. по проекту инженера С.П. Брагина начал строиться Успенский собор. Большой пятиглавый храм, построенный в «псевдорусском» стиле, стал доминантой Миллионной (ныне Советской) улицы и символизировал въездные ворота в старую часть города. Собор возводился в течение 10 лет, он был освящен 9 сентября 1901 г. архимандритом Серафимом, будущим священномучеником. [8]

Вскоре после революции монастырь был закрыт, но храмы оставались действующими. Долгое время в местной газете «Серп и молот» велась дискуссия по поводу возможного уничтожения собора, предлагалось построение на его месте «своего Дворца культуры». В 1931 г. Успенский собор был взорван, известно, что на взрыв было потрачено 50 тыс. рублей.

Небольшой белый храм с колокольней, а также часовня и здание церковно-приходского училища были разрушены в 1954-55 гг. перед самой постройкой 76-квартирного дома, здание которого сейчас возвышается при въезде на Октябрьский мост. Из прежних построек Всехсвятского единоверческого монастыря уцелело одноэтажная трапезная из красного кирпича, здание бани.

В этой работе мы попытались исследовать разрушенные церкви и храмы города Шуя, как они выглядели до разрушения и какими мы видим их сейчас. К архитектурным памятникам следует постоянно привлекать внимание, ибо они будят нашу память, воспитывают уважение к делам наших предков, а так же учат нас понимать и ценить прекрасное. Очень важно знать свою историю, хранить память времен.

Список использованной литературы:

  1. Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: т.1 / Редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. - Иваново: Издательство МИК, 2001. - 428 с.

  2. Правдин Е. Описание города Шуи и Шуйских церквей. Шуя: Изд-е И.Турушина 1884. 180 с.

  3. Правдин Е. Там же.

  4. Ставровский Е.С. Храмы города Шуи: краткая история и списки священнослужителей Справочник. — Шуя: Полиграфия-центр, 2004. — 32 С.

  5. Ставровский Е.С. Там же.

  6. Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь./Из истории города Шуи в 19 - начале 20 вв./. Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994.

  7. Александров А.Е. «Особенности архитектуры города Шуи конца 18 - начала 20 века»/ Борисовский сборник. Выпуск 7/ Отв. Ред. В.В. Возилов. – Иваново: Издательский дом «Референт», 2016. – 374 с.

  8. Черниховский Д.В. Гражданский инженер Брагин. Сайт «Молитва в камне». Электр. рес.: http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/bragin.htm.

Просмотров работы: 762