Поэтому важной задачей является создание эффективной системы обращения с отработанными нефтепродуктами, которая обеспечивала бы их эффективный сбор, безопасное хранение и транспортировку. Кроме того, необходимо внедрение наилучших доступных технологий переработки, обеспечивающее обязательное возвращение отработанных моторных масел в производственный цикл в виде вторичных материальных ресурсов. Обязательными условиями для оценки производственных мощностей, а так же разработки и внедрения таких технологий, являются задачи достоверного определения массы отходов, образующихся при эксплуатации автомобильного транспорта. Существующие оценки объемов образования отработанных масел дают значительный разброс в цифрах, достоверность и актуальность которых оценивать трудно, а так же не учитывают факторы износа деталей двигателя и соответствующие потери.
Расчет количества отходов синтетических и полусинтетических масел моторных (т/год) может быть произведен через расход топлива по формуле [1]:
.
Исходными данными для расчета являются базовая норма расхода топлива на 100 км пробега (Nip) и нормы расхода моторного масла на расход топлива (His) [2], среднегодовой пробег автомобилей (Li), норма расхода масел на угар (Yip). По мере увеличения пробега автотранспортных средств за счет изноза деталей цилиндро-поршневой группы, расход масла на угар увеличивается (от 11% для легковых до 90% для автобусов). Эти сведения взяты из методики COPERT 4, которая координируется Европейским агентством по охране окружающей среды (EEA) [3]. Для выполнения расчетных оценок использовалась официальная статистика ГИБДД о количестве автомототранспортных средств, стоящих на учете в г. Москве за 2015 г. (Ni). Так же в формуле фигурирует коэффициент слива масла (в среднем d = 0,8) и плотность нефтепродуктов (ρм = 0,9 кг/л). В таблице 1 приведены как используемые исходные данные, так и результаты расчета объема отработанных моторных масел.
Таблица 1 – Исходные данные и результаты расчета
Вид АТС |
Количество АТС (Ni), ед. |
Среднегодовой пробег (Li), км |
Базовая норма расхода топлива (Nip), л/100км |
Нормы расхода масел (His), лм/100лт |
Расход на угар (Yip), кг/10000 км |
Масса отработанного масла (Mм), тыс. т |
Легковые |
3895888 |
10000 |
10,5 |
0,8 |
1,45 |
17,8 |
Грузовые |
369898 |
20000 |
24,3 |
2,3 |
1,56 |
28,0 |
Автобусы |
46403 |
30000 |
30,0 |
2,2 |
8,5 |
5,5 |
Таким образом, суммарная масса отработанного моторного масла, потенциально образующегося на территории г. Москвы (2015г.), составляет около 51 тыс. т в год или 140 т/сут.
Список литературы
Трофименко, Ю.В. Прогноз динамики образования отходов/ Ю.В. Трофименко, С.В. Шелмаков, В.И. Комков // Автотранспортное предприятие. – 2004. – Июнь. – с. 54 – 58.
Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»».
Description of new elements in COPERT 4. - Version 9.0. – November, 2011.