Жанром стихотворения является элегия. Фет использует такое литературное направление как реализм. Автор показывает читателю начало осени. Мы можем понять это по первым строкам стихотворения:
«Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело…»[3].
Основной темой стихотворения является природа и любовь к ней. Названием стихотворения Фет показал, несмотря на то, что с наступлением осени становится скучно и тоскливо, жизнь продолжается и в ней остается что-то прекрасное.
Способен ли человек замечать красоту природы в период осеннего уныния? Над этой проблемой размышляет Афанасий Афанасьевич Фет в своем стихотворении.
Автор рассказывает о том, как резко произошла смена погоды, и однажды ночью ударили морозы, которые преобразили весь сад, превратив его в мертвую пустыню. Погибли так любимые Фетом георгины, которых «дыханьем ночи обожгло». Однако одинокая «царица-роза» под воздействием смертоносного холода не только осталась жива, но и расцвела, став «благоуханна и пышна». Не сложно догадаться, что в этом дивном цветке поэт увидел прообраз своей возлюбленной, которая ушла из жизни, но при этом продолжает присутствовать не только в сердце, но и в повседневной жизни Фета, даря ему надежду на скорую встречу[1].
Из сюжета стихотворения мы понимаем, что главным символом является роза. Цветок напоминает автору о ярких, солнечных днях и наступлении весны:
«…Ты очертаньем и дыханьемВесною веешь на меня»[3].
Фет использует двусложный размер ямб - стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха[2]. Ямб является наиболее распространенным метром в русской поэзии, он необычайно разнообразен и многолик. Четырехстопный ямб очень богат ритмическими вариациями, что позволяет автору легко применить его в своем стихотворении.
В первой строфе мы видим, как автор умело прибегает к олицетворению для воссоздания нужной атмосферы: лес - осыпал, сад - «обнажил свое чело», сентябрь - дохнул, ночь - обожгла. Тем самым читатель чувствует, что природа угасает.
Вторая строфа начинается с союза «но», что указывает нам на противоположность действий в первой и второй части стихотворения. Так же слово «одна» повторяется во втором четверостишие дважды, автор использует этот метод для того, чтобы подчеркнуть значение розы. С помощью этого слова раскрываются все достоинства цветка. Слово «лишь», с которого начинается 3-я строка, находится в значении - только. Эта частица выделяет розу, противопоставляя её всему другому.
Третья строфа является размышлениями автора. Он использует такие метафоры как: жестокие испытания, гаснущий день. С помощью них он еще раз доказывает читателю, насколько сильна роза.
Это стихотворение актуально для нашего времени, так как из-за серости будней люди не способны увидеть все великолепие природы. Для младших школьников это стихотворение играет важную роль: оно учит любить природу и бережно относится к ней.
Прочитав стихотворение А.А.Фета, я поняла, что человек способен даже в обыденной жизни замечать прекрасное вокруг себя, а также спустя годы хранить в памяти образ любимого человека и вспоминать с теплотой о нем.
Список литературы.
Анализ стихотворения Фета «Осенняя роза» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pishi-stihi.ru/osennyaya-roza-fet.html (дата обращения: 05.01.2017)
Метры, стопы и размеры [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://stihi.ru/uchebnik/razmer0.html (дата обращения: 05.01.2017)
Осенняя роза [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki (дата обращения: 05.01.2017)
Осенняя роза
Осыпал лес свои вершины,Сад обнажил свое чело,Дохнул сентябрь, и георгиныДыханьем ночи обожгло.Но в дуновении морозаМежду погибшими одна,Лишь ты одна, царица-роза,Благоуханна и пышна.Назло жестоким испытаньямИ злобе гаснущего дняТы очертаньем и дыханьемВесною веешь на меня.
18 сентября 1886